Валерий Стариков
+++
Вне Форума
Сообщений: 436
Уральский университет философ
|
Стиль преподавания и степень гениальности у разных типов личности
13.06.2010 :: 07:53:17
Известный педагог В.Н.Сорока-Росинский назвал четыре «породы» педагогов, описание которых очень напоминает описание наших четырёх типов личности: - теоретики, - реалисты, - утилитаристы, - интуитивисты (артисты), Согласно моей теории, существует четыре типа личности людей: техник, психолог, спикер и теоретик. Эти типы отличаются друг от друга тем, что у них развиты разные функции головного мозга. У техника развита способность к орудийной деятельности, у психолога – интуиция, у спикера – устная речь, у теоретика – абстрактное мышление. Техник и психолог являются противоположностями, и им по этой причине не следует заключать брак друг с другом. Спикер и теоретик тоже являются противоположностями. В уральской популяции доля спикеров составляет 46%, техников – 32%, психологов – 20%, теоретиков – 2%. Доля женщин среди спикеров и техников составляет 50%, среди психологов – 80%, среди теоретиков – 20%. Существуют два теста (письменный и визуальный) для того, чтобы иметь возможность определять типы личности среди окружающих людей. Я постараюсь кратко изложить содержание визуального теста. Если Вы хотите определить тип личности данного человека, то начинать следует с ответа на вопрос, является он спикером или нет? Спикер всегда ярко выделяется из общей массы, поэтому его очень легко определить. Спикер обладает высоким развитием устной речи (на лбу написано как у Владимира Высоцкого – «лгун», «болтун» и «хохотун»), поэтому он болтает целый день как радиоприёмник, он является лидером в коллективе или стремится к этому, стиль его мышления – неглубокий, в конфликте он опирается на друзей, обладает «приклеенной» дружелюбной или наглой улыбкой, стиль его одежды – модный. Если данный человек не является спикером, то он скорее всего является техником или психологом, так как доля теоретиков в популяции является ничтожной. Но психолог и техник являются противоположностями и сильно отличаются друг от друга. Психолог обладает одухотворённым выражением лица (на лбу написано «поэтесса») слабостью характера, он имеет позицию «снизу» в общении, опору на покровителя в ходе конфликта, его лицо напоминает зеркало, где легко читаются все эмоции, он обладает пафосным стилем речи, чаще всего он имеет «южные» черты лица (среди южных наций психологи составляют большинство популяции), его стиль одежды – экстравагантный (например, самая короткая мини-юбка). Техник обладает холодным бесстрастным выражением лица (на лбу написано «мымра») и «северными» чертами лица, но обладает однообразным стилем речи, с трибуны он выступает «по бумажке», его стиль мышления шаблонный и практичный, он является прирождённым исполнителем (как робот). Теоретик обладает высокой степенью развития интеллекта (на лбу написано «ботаник»), он является сильным одиночкой и держится особняком или в слабой группе аутсайдеров, выражение лица – рассеянное и необщительное, он панически боится публичного выступления. Каждый тип личности имеет своеобразный стиль преподавания, стиль наведения порядка на уроке и стиль сочинений: • Преподаватель-психолог умеет создавать в классе тёплую дружескую атмосферу. Ученики относятся к нему как к пророку. Лучше всего психолог справляется со своей ролью в младших классах, где ученики относятся к нему как к матери. Он является прирождённым воспитателем, прекрасно понимает психологию ученика, но он является недостаточно требовательным, не решается применять административные санкции и ставить отрицательные отметки, что приводит к такой ошибке, как панибратские отношения, особенно в старших классах, где ученики-спикеры начинают заигрывать с преподавателем как со своей подружкой. Психолог часто имеет склонность к завышению отметок и совершенно не следит за чистотой в классе, где парты начинают разваливаться к концу года, т. к. ученики-спикеры ради шутки вывернули из них все крепёжные болты и гайки. Психолог не умеет применять «кнут», но ученики любят его за доброту и понимание их проблем. Психолог умеет организовывать вечера отдыха, он сам умеет танцевать и петь задушевные песни. Он не любит методику и часто совсем не готовится к проведению урока. Он надеется только на импровизацию, он не имеет плана урока, он начинает свою речь и не знает, чем её закончит, что хочет доказать, в его речи слишком много пафоса и духовности, как будто он «вещает» не в классе, а в храме. Он часто уводит нить разговора в сторону от изучаемой темы по методу ассоциаций. Психолог уступает теоретику в логике, технику - в конкретности мышления, спикеру – в наличии здравого смысла и лидерских качеств. После полугодового курса праксеологии, культурологии, этики или другой оторванной от жизни лженауки, прочитанного преподавателем-психологом, ученики не могут вразумительно ответить на вопрос о том, чему они научились и чем полезны эти науки. У таких учеников остаётся ощущение, что они попросту потеряли время. • Преподаватель-техник тщательно следит за учениками на уроке, не упускает никого из поля зрения ни на секунду. Он сразу пресекает все попытки заняться посторонним делом или рисовать на парте. Чтобы сохранить чистоту парт в неприкосновенности, у него каждый ученик закреплён за определённым местом, он проверяет чистоту парт после каждого урока. Он любит подолгу читать нотации и придираться к каждой мелочи. Он умеет громко и с толком кричать на учеников на уроке. Он добивается тщательного и аккуратного выполнения самостоятельных работ и не жалеет времени на их проверку. Он предпочитает занижать отметки и ставить только удовлетворительные отметки. Он имеет много конфликтов с учениками, но в целом справляется с задачей поддержания дисциплины. Он больше других типов любит методику, применяет различные карточки заданий, аккуратно пишет поурочные планы, применяет тесты, заставляет вести словари терминов, учить все даты и очень длинные, часто устаревшие определения, работать с картами. Его главным недостатком в процессе преподавания общественных дисциплин является некоторая отсталость и излишний консерватизм взглядов. Ему очень сложно перестроиться на преподавание по новым учебникам, но в последние годы в России каждый год появляются новые учебники по истории и обществознанию. Такой преподаватель начинает безнадёжно отставать от жизни и иногда даже пытается наотрез отказаться от преподавания по новым учебникам, поэтому администрация бывает вынуждена отправить такого ретрограда на пенсию. Причина такой отсталости кроется в том, что техники отстают в развитии абстрактного мышления по сравнению с теоретиками. Можно посоветовать технику выбрать для преподавания точные науки (физику, черчение, информатику или химию) вместо общественных. В точных науках учебники не меняются десятилетиями, поэтому можно накапливать тесты и карточки заданий всю жизнь. Лекции у техника являются скучными и однообразными, в них отсутствует импровизация и фантазия, но он способен заставить ученика выучить устаревшие догмы. Ученики на его лекциях часто дремлют от скуки. В целом, он способен дать неплохой уровень знаний. Он умеет держать дистанцию между собой и учениками и предпочитает официальный стиль отношений с подчинёнными и руководителями. • Преподаватель-спикер умеет поддерживать самый высокий уровень дисциплины на уроке, т. к. является прирождённым лидером. Ученики относятся к нему как к отцу, даже если он носит юбку. В отличие от теоретика, он живо интересуется жизнью своих учеников, всегда помнит их имена. Его главный недостаток – это низкий теоретический уровень и поверхностные знания, т. к. его интересуют отношения между людьми, и совершенно не интересует содержание теорий и книг. На его лекциях умный студент-теоретик просто теряет время, что вызывает естественное раздражение. Преподаватель-спикер никогда не читает никакой дополнительной литературы по предмету, кроме государственного учебника, поэтому он пересказывает этот учебник слово в слово, хотя ученики и сами способны прочитать этот учебник без посторонней помощи. Такой преподаватель изо всех сил стремится стать руководителем в учебном заведении или организатором научных конференций. Именно спикер лучше других типов личности подходит на эти роли, т. к. именно спикер является прирождённым руководителем и обладает самым широким кругом знакомств среди учёных, хотя эти учёные относятся к нему с некоторой долей презрения из-за склонности спикера к плагиату. У спикера отсутствует склонность к созданию оригинальных идей, поэтому он вынужден их воровать у других авторов. Отсутствие склонности к созданию оригинальных идей означает полную профессиональную непригодность на роль учёного-теоретика, хотя спикер может всё же иметь научную степень, полученную «по знакомству». В методике преподавателя-спикера очень привлекают игры и упражнения. Он легко перестраивается на преподавание по новым учебникам, т. к. никогда не имел твёрдых убеждений, например, если вчера он изображал из себя убеждённого коммуниста, то сегодня изображает убеждённого демократа. Если вчера он говорил одно, то сегодня может говорить совершенно противоположное. У него отсутствуют внутренние принципы, он всегда ориентируется именно на господствующие в обществе и науке убеждения, принципы и точки зрения. В его лекциях много здравого смысла и банальностей, много юмора и чужих анекдотов. • Преподаватель-теоретик лучше других умеет вызвать интерес к своему предмету. Его лекции являются очень глубокими и оригинальными по содержанию, но он совершенно не интересуется своими учениками, часто даже не знает их имён. Он интересуется книгами и теориями, а не окружающими людьми. Он мысленно парит в пространстве своих идей и совершенно не видит того, что творится у него под носом, является слишком рассеянным. Он часто имеет отличную домашнюю библиотеку, и книги являются его лучшими друзьями. У него возникают самые серьёзные проблемы с дисциплиной в средней школе по сравнению с другими типами личности преподавателей, но эти проблемы исчезают при работе в высшем учебном заведении, где студенты больше ценят не степень общительности и лидерских качеств, а оригинальность и полезность информации. Квалификационный уровень средней школы – это не уровень теоретика. Теоретик пытается составить в школе тиранический кодекс норм поведения на уроке для учеников, где предусмотрены соответствующие наказания за посторонние разговоры, опоздания или грубость по отношению к учителю, но от этого мало толку. Именно теоретик способен проводить фундаментальные научные исследования. С коллегами он почти не общается. Он легко перестраивается на преподавание по новым учебникам, т. к. любит новизну и оригинальность. Он предпочитает крайности в отметках – или отличные, или неудовлетворительные отметки. По любому вопросу он имеет свою оригинальную точку зрения, обладает энциклопедическими знаниями по своему предмету. Его мышление отличается парадоксальностью, его лекции имеют чёткую структуру и разбиты на отдельные пункты: яркий пример, биография мыслителя, лаконичное определение, проблема, вывод, классификация, поэтому такую лекцию ученик способен выучить и запомнить без труда. Строгость выставления отметок Эта строгость преподавателя часто зависит от степени его уверенности в устойчивости своего положения в учебном заведении. Строгий преподаватель должен быть уверен, что администрация не накажет его за чрезмерную строгость при выставлении отметок, чрезмерная строгость вызывает естественные протесты и жалобы учеников в вышестоящие инстанции и уменьшение контингента из-за отчисления неуспевающих. Среди таких слишком строгих преподавателей нам приходилось наблюдать все типы личности. Чрезмерная строгость при выставлении отметок позволяет улучшить положение с дисциплиной, но приводит преподавателя к конфликту с администрацией. Плохой уровень дисциплины на уроке приводит к плохому уровню знаний, который проявляется во время выпускных экзаменов, что тоже приводит к конфликту с администрацией. Поэтому учитель вынужден придерживаться принципа «золотой середины» при выборе степени строгости в процессе выставлении отметок.
|