Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 3 4 5 6 
Печать
Мовсес Хоренаци - он выдержал все! (Прочитано 44528 раз)
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #80 - 16.05.2010 :: 02:24:02
 
Черт, с Вами туго. Вы написали -

ayoe писал(а) 16.05.2010 :: 01:19:29:
Lion (Рыцарь Креста)
Вы по существу. заслуги Тиграна готовы показать ? Если нет. так о чем разговор  Подмигивание


Я ответил, что:

Lion - Рыцарь Креста писал(а) 16.05.2010 :: 01:23:52:
Думаю Вы перепутали тему


Имея ввиду, что тема про Хоренаци, а "заслуги Тиграна" отмечаются в соседней теме. Ну... как??!!
Наверх
 
ayoe
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 818
Петербург
Пол: male
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #81 - 16.05.2010 :: 02:29:23
 
Lion (Рыцарь Креста)

Цитата:
Имея ввиду, что тема про Хоренаци, а "заслуги Тиграна" отмечаются в соседней теме. Ну... как??!!

Типа, что позволено Юпитеру  Смех
В 2010 году в Армении отмечается 2150-летие армянского царя Тиграна Великого. В связи с этим событием исторический факультет ЕГУ организовал трехдневный показ научно-популярных фильмов, рассказывающих об Армении, ее истории и культурном наследии – в контексте эпохи Тиграна Великого.

13 мая состоялся показ фильма “От наскальных рисунков до алфавита”. Перед показом фильма, его автор, доцент кафедры истории Армении Артак Мовсесян прочел лекцию о письменности во времена Тиграна Великого, армянских иероглифах и Месропе Маштоце, создавшем алфавит для армян, грузин и албанцев. Большая часть фильма была снята в Западной Армении.

“Факт существования письменности в древней Армении подтверждается поклонением божеству письменности, причем Армения является той редкой страной, в которой таких божеств было двое. Один из них был Торк Ангех (более древний языческий бог), который согласно преданию своими ногтями рисовал знаки на камнях. А перед установлением в Армении христианства, как государственной религии, богом письменности считался Тир. Миф о боге Тире гласит, что он был наделен также даром предвидения и вершал судьбы людей, вписывая их имена в книгу смерти.

Есть также много фактов, подтверждающих существование армянских иероглифов, которыми пользовались наши предки. Позднее они перешли к более удобному арамейскому алфавиту, приспособленному к армянскому языку. Эти письмена вновь появились в армянских рукописях 11-12 вв. Когда прошла угроза возвращения к язычеству, то люди вновь начали применять иероглифы для передачи коротких записей”,- рассказал во время лекции Артак Мовсесян.

Говоря об истории и причинах возникновения письменности, Артак Мовсесян подчеркнул: “Письменность стала средством передачи информации не только на расстоянии, но и через время, так как оно позволяет нам узнавать о прошлом”...

Ваш пост выше. То не позволено мне? Какое самомнение однако  Подмигивание
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #82 - 16.05.2010 :: 02:42:30
 
Вы что, совсем ослепли??? Там же говорится про писменность, в контексте того, какими источниками пользовался Хоренаци и в контексте домаштоцовской писменности...

ауое, уж начните читать посты внимательно, а то берете выборочно что-то и... поло поехало. Вы некогда так много не ошибались, как за последные 2 часа - с Вами все в порядке?
Наверх
 
ayoe
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 818
Петербург
Пол: male
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #83 - 16.05.2010 :: 02:48:00
 
Lion (Рыцарь Креста)

Цитата:
Вы что, совсем ослепли??? Там же говорится про писменность, в контексте того, какими источниками пользовался Хоренаци и в контексте домаштоцовской писменности...

Это типа шутка юмора. Ну и где хоть один текст из домашткской письменности , ну хоть одно слово. ведь нет ничего, кроме рассуждений. Сей ваш пост не принимается т.к. абсолютно бездоказательный. И, вообще, что это за письменность , которую никто в глаза не видел, и не один источник о ней не знает. Давайте без откровенных фантазий Мовсисяна и Co
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #84 - 16.05.2010 :: 02:52:20
 
@
ayoe

Мы это обсудим, ауое, но вот сначала давайте с этим закончим - теперь надеюсь поняли, что Ваш постпро Тиграна в данной теме был неуместен и явился плодом Вашей невнимательной ошибки??? Я всего-то это говорил...
Наверх
 
ayoe
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 818
Петербург
Пол: male
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #85 - 16.05.2010 :: 03:04:51
 
Lion (Рыцарь Креста)

Цитата:
Мы это обсудим, ауое, но вот сначала давайте с этим закончим - теперь надеюсь поняли, что Ваш постпро Тиграна в данной теме был неуместен и явился плодом Вашей невнимательной ошибки??? Я всего-то это говорил...

Ошибки в чем, что Тигран познал горечь поражения, или в том что Хоренаци про него не писал? И то и другое не верно, я просто ответил на вашш пост, а уж в какой он теме, мне лично все равно. Мне вот лично ничего не видно, из того что я пишу.
...
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #86 - 16.05.2010 :: 03:12:16
 
Понятно, но тогда, когда Вы написали про Тиграна, кажется не жаловались - нажмите на этот чертовоый плюсик 4 раза и все станет ОК.

В конце-то концов Вы, мой вечный оппонент, я же не могу дать Вам погибнуть Смайл Смех Подмигивание Очень довольный
Наверх
 
ayoe
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 818
Петербург
Пол: male
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #87 - 16.05.2010 :: 03:42:49
 
Lion (Рыцарь Креста)

Цитата:
Понятно, но тогда, когда Вы написали про Тиграна, кажется не жаловались - нажмите на этот чертовоый плюсик 4 раза и все станет ОК.

В конце-то концов Вы, мой вечный оппонент, я же не могу дать Вам погибнуть

Кстати, спасибо. Нажал на плюсик и шрифт поменялся  Смайл
Наверх
 
ayoe
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 818
Петербург
Пол: male
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #88 - 21.05.2010 :: 15:53:59
 
Собственно, единственный источник, из которого теоретически можно было бы что-то вытащить об истории армян до Паруйра - это труд Мар Абаса / Мовсе Хоренаци.

Сначала он дает следующую "генеалогию":

Иафет родит Гамера;
Гамер родит Тираса;
Тирас родит Торгома;
Торгом родит Хайка;
Хайк родит Араманеака;
Араманеак родит Арамаиса;
Арамаис родит Амасию;
Амасия родит Гелама;
Гелам родит Харма;
Харма родит Арама;
Арам родит Ара Прекрасного.

Все эти имена, кроме двух последних - эпонимы народов, областей и гор, т.е. заведомо ничему историческому не отвечают. Арам, в частности, у Мовсеса - тоже эпоним, а именно эпоним Армении: "Рассказывают, что Арам совершил много доблестных подвигов в сражениях и что он раздвинул пределы Армении во все сто­роны. Все народы называют нашу страну по его имени, например, греки — Армен, персы и сирийцы — Арменикк".

Сюжетов потенциально-исторического характера об этих царях рассказывается только два: это война Арама с мидянами, которыми предводительствует некий Нюкар по прозвищу Мадес, и войны Ары Прекрасного с Семирамидой.
Нетрудно опознать в этих сюжетах их исторические прообразы: Мадий-Мадиес сын Прототия (греч.)/ Партатуа (ассирийск.) - это знаменитый скифский вождь середины VII в. до н.э., именно при нем скифы достигли в Передней Азии наибольших успехов; имя Арама и сюжет о войнах Ары с Семирамидой - это отражение имени царя урартов Араму и его войн с ассирийцами (незадолго до Семирамиды) в IX в. до н.э. Но в преданиях, записанных у Мовсеса Хоренаци, все эти сюжеты сильно преобразованы и перепутаны. Добавлю, что Семирамида у Мовсеса Хоренаци воюет еще и с Заратуштрой-магом, основателем объединения мидян! Это предание отражает войны исторической Семирамиды с мидянами, но также с искаженном виде: на деле Заратуштра - проповедник в краю "авестийских ариев", жил гораздо позднее Семирамиды и гораздо восточнее Мидии, а мидийский племенной союз возник задолго до него; просто мидийское племя магов было первым, кто в западноцентральном Иране принял учение Заратуштры (уже после его смерти), так что мидяне стали как бы символизироваться в дальнейших преданиях своих соседей фигурой Заратуштры.

Далее Мовсес сообщает о войнах Ара, сыне Ара Прекрасного, с Семирамидой - явный клон все тех же преданий, отражающих войны Араму Урартского с ассирийцами, -
и дает следущий сегмент генеалогии:

Ара, сын Ара Прекрасного
Анушаван Сосанвер, сын Ары, сына Ары Прекрасного
Мовсес пишет: "Анушаван довольно долгое время томился при царском дворе..., но с помощью доброжелателей он получил в управление, с условием выплаты дани, сначала часть нашей страны, а затем всю ее. Но будет слишком, если мы станем передавать в этой главе все достойные (упоминания) слова и дела перечисленных выше мужей. Оставим несущественное и расскажем необходимое. Последним из тех, кто жил при ассирийском владычестве после Шамирам или Нина, я назову нашего Паруйра при Сарданапале (=Ашшурбанапале), который оказал немалую помощь мару (мидянину) Варбаку в овладении царством Сарданапала. И вот я испытываю немалую радость и ликую, дойдя до времени, когда потомки нашего коренного предка достигают царского сана".

История о Сарнанапале и якобы низвергшем его мидийце Варбаке - неисторичная и придумана известным греческим автором Ктесием, в IV в. до н.э. сочинившим фантастическую "историю" Мидии, которую долго пытались как-то использовать, пока не поняли, что в ней крупицы перевранных фактов смешаны с грудами чистого сознательного вымысла самого Ктесия.
Но вот традиция о том, что Армянское царство впервые основано - после веков ассирийского господства над армянами - неким Паруйром при Ашшурбанипале/Сарданапале - это традиция ни у каких греков не заимствована и, по-видимому, отражает реальность, как показывает лишний раз имя "отца" Паруйра" - согласно Мовсесу, отцом Паруйра был некий "Скайорди", т.е. "сын сака/скифа". Скифы действительно совершили опустошительные набеги на северо-западные и западные владения Ассирии в конце правления Ашшурбанипала, и эти владения в результате действительно отделились от Ассирии и обрели самостоятельность. Одним из новообразований, создавшихся на этих территориях с их отложением от Ассирии, и было, стало быть, царство Паруйра (=Мелид/Торгом). Имя, точнее, прозвище "Скайорди", таким образом, просто отражает роль скифов в создании этого первого армянского государства.

О периоде между "Арамом", "Ара I" и "Ара II", с одной стороны, и Паруйром, с другой, сам Мовсес не знает ничего - этот промежуток он в своей истории, как мы видели выше, называет незначительным и не приводит для него никаких фактов. Однако Мовсес приводит для него в другом месте генеалогию:


"Анушаван (Сосанвер)
Парет
Арбак
Заван
Парнак
Сур
Хаванак
Ваштак
Хайкак. О Хайкаке говорят, что жил при Белохосе (ассирийском) и, необдуманно устроив смуты, погиб в них.
Ампак
Арнак
Шаварш
Норайр
Встамкар
Горак
Хрант
Ындзак
Глак
Хоро
Зармайр. Зармайр был послан Приаму на помощь Тевтамосом (ассирийским) вместе с эфиопским войском и погиб от рук эллинских храбрецов.
Перч
Арбун
Базук
Хой
Иусак
Кайпак
Скайорди"

Белохос и Тевтамос, якобы помогавший Приаму - это фантастические, вымышленные Ктесием ассирийские цари.
В самом списке армянских "прародителей" от Ары до Скайорди было бы, конечно, очень соблазнительно усмотреть хотя бы фрагментарные воспоминания окаких-то протоармянских - "восточномушкских" князьях и вождях IX-VII вв. до н.э., периода до создания Мелидского древнеармянского царства.
Но увы - едва ли в этом списке есть хоть что-то реально относящееся к этим временам. Анушаван, Парнак, Арбак, Шаварш - это иранские имена (мидийские и персидские); их могли носить различные армянские правители ПОСЛЕ покорения мидянами и персами (и носили - например, в III в. до н.э. армянским царством Софены правил как раз Шаварш, греч. Ксеркс), но никак не до Ервандидов... От Анушавана до Скайорди - 27 поколений, от Арама до Скайорди - 30 поколений. Реально между серединой IX века (Араму Урартский, прототип Арама; Семирамида действовала в конце IX - начале VIII вв.) и Паруйром (ок. 630) уместилось бы от силы 10 поколений.
Похоже на то, что Мар Абас руководился той почерпнутой из эпоса идеей, что некогда был эпоним армян и Армении Арам (греч. Армен), а через 30 поколений после него Паруйр основал царство Армении. Заполнялись же эти "30 поколений" потом чем попало. О реальных протоармянских / восточномушкских вождях мы уже никогда не узнаем, разве что сможем как-нибудь опознать их, путем детального сравнения "30-поколенного" списка Мовсеса с армянским фольклором, в каких-то именах из этого списка.

Поясняю. В легендарных племенных генеалогиях представлены имена нескольких типов:

а) обычные человеческие имена;
б) эпонимы. "Эпонимы" (греческий термин, дословно "тот, именем которого что-то названо") - это имена, по которым, как считают сами носители традиции, были потом названы те или иные города, народы, реки, горы и т.д. Например, Армен, по имени которого, согласно Мовсесу, армян стали называть "армянами" их соседи, предок Армена Хайк, по имени которому, согласно Мовсесу, сами армяне стали называть себя "хай-", отец Хайка Торгом, чье имя совпадает с названием области Тогарма, Эллин, прародитель греков в греческой легенларной традиции (согласно этой традиции "эллинами" и назывались потомки Эллина в его честь).
Однако в подавляющем большинстве случаев на самом деле имена эпонимов искуственно сконструированы задним числом для объяснения названий реальных народов, гор, городов и т.п. Никакого вождя "Эллина", предка всех грекоув, в природе не было; но греческие сказители, а потом и греческие ученые, видя, что их народ именует себя "эллинами", задавались вопросом, откуда взялось это название, и приходили к выводу, что, должно быть, был некогда человек по имени Эллин, а народ эллинов - это его потомки, назвавшие так себя по нему.
В реальности народы не имеют, естественно, никаких отдельных елиничных "прародителей" и не называют себя по имени какого-то определенного человека (редчайшим исключением являются случаи, когда та или иная кочевая орда, отколовшаяся от другой, называет себя по имени своего вождя-основателя, но и тогда у нее есть второй, нормальный этноним; и для кочевников все этоже редкое исключение). Тем более соседи не называют их по именам их предводителей. Поэтому всякий раз, как мы видим в племенной генеалогии "Арменов", "Хайков", "Эллинов", "Лехов" и "Чехов", которых традиция подает как прародителей армян, греков, поляков и чехов , мы без всяких сомнений должны считать этих персонажей вымышленными, вторично домышленными в качестве эпонимов всех этих народов.


Аналогично, мы знаем еще по хеттским источникам II тыс. до н.э. область Тегарама; в I тыс. до н.э. это название стало произноситься "Тогарма" и "Торгом". Видя, соответственно, название ОБЛАСТИ в его поздней форме в качестве имени первопредка в племенной геналогии (Торгом, отец Хайка), мы можем не сомневаться в том, что в истории персонажа такого не было, и что имя это было образовано задним числом от названия области.

После очистки племенной генеалогии от эпонимов мы получаем список имен, возможно, отвечающий чему-то реальному. Скажем, в древнееврейских племенных генеалогиях идут сначала эпонимы нескольких городов и даже исторических событий или процессов (например, "Пелег", что означает просто "раздел территории" реально так людей не называли, конечно), потом - несколько реальных человеческих имен (Авраам, Исаака, Иаков), потом - опять эпонимы племен, и, наконец, вновь человеческие имена. Эпонимов выкидываем, оставшиеся могут овечать дошедшим из древности воспоминаниям о каких-то реальных вождяых.

Проведя аналогичные операции по чистке с генеалогиями из труда Мовсеса Хоренаци, мы выясним (см. выше), что что-то достоверное в этих генеалогиях может начинаться разве что с Паруйра.

А. Немировский (Институт всеобщей истории РАН).
Наверх
 
ayoe
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 818
Петербург
Пол: male
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #89 - 21.05.2010 :: 16:06:21
 
Ещё маленькая ремарка.
Но дальше еще интереснее. Дело в том, что вся традиция Мар Абаса / Мовсеса Хоренаци об истории Армении до Тиграна II (современника Помпея) - cовершенно, чудовищно искажена и перепутана - что и неудивительно, поскольку опирались они на десять раз перепутавшиеся устные предания. Никакого Вахаршака Аршакиде, брата Аршака, царя Армении, не было в описываемое ими время в природе; тогда вообще Арменией правила династия Арташесидов, а не Аршакидов, которая у Мар Абаса / Мовсеса Хоренаци слилась и переиуталась с Аршкидами (ее наследниками), дав невообразимо спутанный и искаженный ряд царей в их изложении. Достаточно сказать, что у них Вахаршак - современник селевкидских царей II в. до н.э., а внук этого Вахаршака, Арташес, воюет с Крезом, царем Лидии, - который в реальности правил в VI в. до н.э.!
Таким образом, повествование о Вахаршаке - это историческая фикция, сотканная по добросовестной ошибке из самых разных, уже очень далеко ушедших от реальности устных легенд, отражающих в действительности факты и вымыслы самых разных периодов. И говорить на основании этих рассказрв о реальных болгарах реального второго века до н.э. попросту невозможно.
Напомню, что в реальности они пришли только в 4 веке нашей эры.

А. Немировский (Институт всеобщей истории РАН).
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #90 - 21.05.2010 :: 18:43:43
 
Цитата:
Торгом родит Хайка;
Хайк родит Араманеака;
Араманеак родит Арамаиса;
Арамаис родит Амасию;
Амасия родит Гелама;
Гелам родит Харма;
Харма родит Арама;
Арам родит Ара Прекрасного.


Верные данные.

Цитата:
Все эти имена, кроме двух последних - эпонимы народов, областей и гор, т.е. заведомо ничему историческому не отвечают.


Все эти имена, имена царей армянского государства, Аратты, которые приписывались горам и областям. Обращу внимание читателей на то, что Вы никакие данные не принесли, доказывающих, что царей с такими именами не существовала. В свою очередь можно привести несколько фактов, которые "привязывают" этих царей к всемирной истории и являются залогом их достоверности. Вот только несколько забегая вперед - скажем следующее.

Видимо Араманеак (царь Аратты в 2026-1980 гг. д.н.э.) не был сыном Айка (полководец, царь Аратты в 2492-2411 гг. д.н.э.), так-как между ними есть временная пропасть. Можно предполагать, что за Айком стал править Кадмос (ок. 2411-2400) д.н.э., после чего Жрецы вернули наследственную власть. А Араманеак был "причислен" в сыновья Айка, так-как был из рода Айка и после почти 400 летнего перерыва вернул власть Айказуни.
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #91 - 21.05.2010 :: 18:44:01
 
Итак, деятельность Араманеак падает в 2026-1980 гг. д.н.э.. Вы, неплохо знающее Древнейшую историю, с легкостью скажете, что было основным политическим содержанием данной эпохи :rolleyes:  Конечное же

амореи.

амореи - (амориты, амурру акк."западные люди", шум. марту), западносемитские кочевые племена, выходцы из Аравии, расселились на большом пространстве Сирийских степей. С середины XXI в. до н. э. происходит Великое переселение амореев в Месопотамию, где они стали причиной падения III династии Ура. Они вторгаются также в Финикию и Палестину, предавая огню и мечу богатые города на своем пути. В XX - XIX в.до н.э. аморейские вожди захватывают власть в Месопотамии и основывают там множество царств: Ларса, Мари, Вавилон, которые в последствии были объединены Хаммурапи в Вававилонское царство.
В правление царь державы III династии Ура, Ибби-Сина (2028-2003 до н. э.) аморейские орды, даже не пытаясь прорваться на юг через раскаленную "гипсовую пустыню" и построенную царскими работниками заградительную стену, перешли Верхнюю Месопотамию поперек с запада на восток переправились через Тигр, затем через Диялу и начали вторгаться на поля Нижней Месопотамии с востока на запад. Амореи гнали свой скот на шумеро-аккадские хлебные поля, окружали города, отрезая пути от них к центру государства, и не получая от туда помощи, местные энси стали отлагаться от Ура. В 2003-ом году д. н. э., когда амореи пропустили через занятые ими земли войско царя эламской области Симашки Хутран-темпти, Ур был захвачен и сильно разрушен эламитами, которые тогда были союзниками амореев.

Уверен - все это Вы прекрасно знаете. Итак, основное политическое событие царствования Араманеака - разрушительные аморейские походы, которые порою затрагивали и южные пределы Аратты (Армянского нагорья). Кажется и это не будете оспаривать...

Давайте же рассмотрим, что говорит Хоренаци про деятельность Араманеака:

Мовсес Хоренаци
Книга 1
12
О происшедших от Айка родах и потомках и о деяниях каждого из них



... прожив еще немало лет, Айк (полководец, царь Аратты в 2492-2411 гг. д.н.э. - L) умирает, поручив весь народ своему сыну Араманеаку (как уже было сказано, тут наш историк пропустил почти 400 лет. Речь уже о царе Аратты, который правил в 2026-1980 гг. д.н.э. - L). Тот оставляет в упомянутом Aрке двоих из своих братьев   Хора и Манаваза вместе со всем их людом и скарбом, а также База, сына Манаваза... Что же до Араманеака, то он, забрав с собой все множество (народа), движется на северо-восток и спускается в глубокую долину, огражденную высоченными горами и пересекаемую журчащей рекой, текущей с запада. Эта восточная долина как бы запрокинута навзничь, простираясь далеко в сторону (восхода) солнца. У подножия гор бьют во множестве прозрачные ключи, которые сливаются в спокойные реки. Они окаймляют подножия гор и края долины подобно юношам, обхаживающим молодых дев. А южная гора, устремленная к солнцу белоснежной вершиной, круто вздымающейся с земли и постепенно переходящей в пик, окруженная, как выразчлея один из наших, трехдневной для крепкоподпоясанного ходока дорогой, поистине подобна старцу посреди младших гор. Поселившись в глубине этой долины, Араманеак обстраивает часть ее обращенной к северу стороны и примыкающее к ней подножие горы и дает горе похожее на свое имя название Арагац, владениям же   Отн-Арагацу...

Итак - царь Аратты, вместе с огромной массой своих подданных, покидает южные пределы своего государства и направляется на север. Выражаясь современным языком - перемещает центр своего государства с южных пределов на более север. Почему он так поступил? Вы не видите тут никакие связи с амореами? Напомню, они разгромили Великий Ур и Араманеак вполне мог опоясаться их нападения.
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #92 - 21.05.2010 :: 18:45:16
 
Но продолжим, далее еще интересно -

... Араманеак, прожив годы, родил Арамаиса и умер, прожив еще много лет. Его сын Арамаис (царь Аратты в 1980-1940 гг. д.н.э.) строит себе жилище на холме у берега реки и называет по своему имени Армавиром, а реку   по имени своего внука Ераста   Ерасхом. Сына же своего Шара, многодетного и прожорливого [96], отсылает со всем его людом и скарбом в ближнюю долину за северными склонами горы Арагац, плодородную и тучную, изобилующую проточными водами. Говорят, что по его имени и область получила название Ширак. Этим, видимо, и объясняется поговорка, принятая среди крестьян: "Коль у тебя глотка Шара, говорят, то у нас не ширакские амбары". Арамаис, прожив годы, родил сына своего Амасию, после чего, прожив еще годы, умер.

Итак, опять деятельность, навеянной "духом эпохи". В XX-ом веке д.н.э. амореи, хотя в многом уже разобщенные, все-таки продолжали представлять из себя реальную угрозу государству Арамаиса с юга. Враг особо угрожал южным пределам страны. И в свете этого вполне логично, что Арамаис занимается строительством и крепится именно в более северных частях своей страны - юг-то был под вечным ударом.
  Деятельность Амасии, (царь Аратты в 1940-1908 гг. д.н.э.), который "поселился в Армавире" по Хоренаци, тоже очень примечательна. "Амасия великую гору назвал Масис. В то время явились Амазонки, т. е. женское воинство, из рода Торгома, который заметив возмущение в своем войске, умертвил всех мужчин, и составил войско из женщин. Он перенес свой престол в Алион и опустошал страну. Одиннадцать царей, собравшись вместе, истребили их.",- добавляет Мхитар Айриванейский. В последнем сообщение речь явно опять таки про семитов-амореев, которые, будучи в сосстоянии матриархата, воспринимались как "амазонки" - инним образом средневековые историки не могли обьяснить особую роль женщин в обществе амореев.
Под сообщением же понимается борьба Ларсы против Исины. Последний был аморейским государством, а Ларса в многом опирался на местные традиции. Именно поэтому и армяне поддержали Ларсу и его царя Гунгунума (1932-1906 д.н.э.). Итог известен, "Одиннадцать царей, собравшись вместе", то есть царь Аратты, Ларси и еще 9 правителей соседних стран, где-то около 1920-ых годов разгромили Исину и положили конец разбойничьим набегам аморейцов.

Далее по списку  Гегам (царь Аратты в 1908-1858 гг. д.н.э.) и Арма (царь Аратты в 1858-1827 гг. д.н.э.), деятельность которых хотя уже и не такая бурная, как у своих предшественников, но опять-таки в духе эпохи: вектором тяжести государства армянские правители все осторожничали перенести опять на юг, хотя опасность амореев в многом стало уже символичным.

Деятельность Арама I-ого (царь Аратты в 1827-1769 гг. д.н.э.) я обстоятельно описал в соседней темe -

http://forum.istorichka.ru/cgi-bin/yabb2/YaBB.pl?num=1248001486/0#0

Здесь же всего лишь напомним, что оно тоже прекрасно находит свое место в мозаике событии конца 19-ого века д.н.э. и начала 18-ого.
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #93 - 21.05.2010 :: 18:45:46
 
В свете всего этого нет никаких основании поставить под сомнение также и деятельность Ара I Красивого (царь Аратты в 1769-1743 гг. д.н.э.). После смерти Арама его империя перестала существовать. Все началось с того, что Хаммурапи (1792-1750 гг. д.н.э.), который беспрецедентно удачными реформами поставил свой Вавилон на путь беспрецедентного подемя, в 30-ом году своего правления, (1762 д.н.э.): "подавил силою великих богов армию Элама, прибывшую от границы, Субарту, кутиев,Эшнунну и Малгум, которые поднялись огромной силой". Субарту и кутии (Армения), вместе с союзниками потерпели серьезное поражение. Дело осложнилась еще и тем, что не было уже Великого Арама, а его сын Ара был еще ребенком. В итоге Армянской державе был нанесен сильнейший удар, по сути своей закончившей упадком империи, создный Арамом. Развивая успех, Хаммурапи: "упрочил основы Шумера и Аккада". Тут дело не обошлось и без ассирийцев. Уже при Араме царь Ассирии Шамши-Ададу I (1813-1781 г.до н.э.) чувствовал себя достаточно вольготно. И хотя, памятуя страшный разгром своего предшественника, он до поры до времени избегал открытого конфликта с армянами, но все-таки развил бурную деятельность. Ему довелось сыграть значительную роль в истории Передней Азии.
В нескольких удачных походах он захватил ряд городов на среднем Тигре, а затем и Ашшур. На этом амбициозный правитель не остановился. Он присоединил территорию государства Мари на Евфрате, области рек Балих и Хабур и даже Катну в южной Сирии. В своих надписях Шамши-Адад говорит, что он взимал дань с побежденных царей Туркиша (страна к северо-востоку от Ассирии) и поставил памятник в стране Лабан (Ливан) на берегу "Великого (Средиземного) моря".
В последних годах своего правления зависимость от Аратты становилась все более номинальным. Он впервые объявил себя не просто ишшиаккумом, а "царем множеств" - шаркишшати, хотя сам он нигде не называет себя царем именно Ашшура, что приписывала ему более поздняя традиция. Он наладил тесные связи и с соседним Вавилоном, где к власти только что пришел будущий месопотамский повелитель Хаммурапи (1792-1750 г.до н.э.) и государство которого было еще слабым. Некоторые документы из архива царского дворца в Мари свидетельствуют о дружественных контактах. После смерти в 1781 г.до н.э. Шамши-Адада ситуация в Месопотамии стала резко меняться. Его сын и преемник Ишме-Даган I (1797-1757 г.до н.э.) оказался очень слабым царем и все уступал и уступал Вавилону Хаммурапи. Все его усилия были направлены на то, чтобы удержаться у власти. Он находился в постоянной борьбе с многочисленными претендентами на престол. Особо осложняло дело и властолюбие любимой жены - Шамирам. К тому же ему приходилось вести изнурительную затяжную войну с горными народами, жившими в верховьях Нижнего Заба и Диялы. Но, уже после 1762 года д.н.э. он вынужден был подчинится Вавилону, царь которого, как уже сказали, : "упрочил основы Шумера и Аккада". Итогом подчинения стало поход вглубь Армении в том же году, куда отступила армянская армия после поражения. Дальше данные передает Диадор Сицилейский: "После этого он, царь Нин (Нин, титул ассирийских царей, которое часто у историков выступает в качестве собственного имени (как "Аршак" в случае с парфянскими царями - L) из Вавилонии, повел свои войска в Армению и привел в трепет местное население взятием нескольких городов. Барзон, их царь (регент - L), понимая, что он не в состоянии сопротивляться, выступил навстречу врагу с подарками и выразил ему покорность. Нин поступил со своей стороны великодушно, он оставил ему его власть над Арменией, потребовав лишь присылки вспомогательных отрядов и продовольствия для своего войска." (Книга 2, часть 1). Итогом похода, как передает нам греческий историк, стало второе поражение армянской армии. Аратта потеряла все и, закравшись в горах, вынуждена была признать верховенство Ассирии, а через нее - и Вавилона. Но положение самой Ассирии было не из легких. Правда, после смерти Хаммурапи Вавилон был уже не тот, но Ассирия продолжала ослабевать от внутренних интриг. Мут-Ашкур (1757-1740 д.н.э.), который взошел на престол после смерти отца, правил номинально: реально правила мать, Шамирам. Именно при ней ив  1743-ом д.н.э. ассирийская армия опять вторглась в Армению. Предлогом были претензии Шамирам на сердце армянского царя. В битве у Армавира армянская армия в кровпролитном бою остановила противника, хотя сам царь и пал в бою (Хоренаци, Книга 1, глава 15). В итоге понесшие тяжелые потери Ассирия тоже была вынуждена отступить. Статус кво восстановился. Армения стала вылечивать раны. Но дела Ассирии все продолжали катится вниз. После же 1740-а, когда Шамирам убила собственных сыновей ("Многократно подвергаясь порицаниям своих сыновей за сладострастие и слишком распутный нрав, она истребляет их всех, и выживает лишь младший из них", Хоренаци, К1, г 17), в стране вспыхивает гражданская война и Ассирия практически перестает существовать. В разных окраинах страны до 1700-а начинают царствовать Римуш, Асинум, Пузур-Син, Ашшур-дугуль, Ашшур-апла-идин, Нацир-Син, Син-Намир, Ипки-Иштар, Адад-Цалулу и Адаси.
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #94 - 21.05.2010 :: 18:49:09
 
После смерти в 1792 г. до н.э. пятого царя I Вавилонской династии Синмубаллита (1812-1793 д.н.э.) на престол вступил его сын Хаммурапи (1792-1750 д.н.э.). Не взирая на юный возраст, он был уже искушенным политиком, так как принимал участие в государственных делах еще при жизни отца. При этом царе Вавилонское царство достигла зенита своего могущества. Факт становление Вавилона гегемоном в Месопотамии неизбежно приводило к конфликту с Араттой, которая тоже имела свои планы на счет гегемонии в регионе...

При Араме I Великом (1827-1769 д.н.э.) к около 1790-ому году д.н.э. Аратта добился верховенства на Ближнем Востоке - были покорены Ассирия, Хетти, а также племена Луллубеи и Армения стала ведущей силой в регионе. Но в 1780-1760-ых годах зависимость покоренных территории от Аратты становилась все более номинальным.

Уже в последние года жизни Арама царь Ассирии Шамши-Ададу I (1813-1781 д.н.э.) чувствовал себя достаточно вольготно. И хотя, памятуя страшный разгром своего предшественника, он до поры до времени избегал открытого конфликта с армянами, но все-таки развил бурную деятельность. Ему довелось сыграть значительную роль в истории Передней Азии. Он впервые объявил себя не просто ишшиаккумом, а "царем множеств" - шаркишшати, хотя сам он нигде не называет себя царем именно Ашшура, что приписывала ему более поздняя традиция. Он наладил тесные связи и с соседним Вавилоном, где к власти только что пришел будущий месопотамский повелитель Хаммурапи и государство которого было еще слабым. Некоторые документы из архива царского дворца в Мари свидетельствуют о дружественных контактах. После смерти в 1781 году д.н.э. Шамши-Адада ситуация в Месопотамии стала резко меняться. Его сын и преемник Ишме-Даган I (1797-1757 д.н.э.) оказался очень слабым царем и все уступал и уступал Вавилону Хаммурапи. Последний в 1762 году д.н.э в битве у Вавилона: "подавил силою великих богов армию Элама, прибывшую от границы, Субарту, кутиев,Эшнунну и Малгум, которые поднялись огромной силой". Субарту и кутии (Армения), вместе с союзниками потерпели серьезное поражение. Дело осложнилась еще и тем, что не было уже Великого Арама, а его сын Ара - Aра I Красивый (1769-1743 д.н.э.) был еще ребенком. В итоге Армянской державе был нанесен сильнейший удар, по сути своей закончившей упадком империи, созданный Арамом.

В 1761-ом царь Мари Зимир-Лим (1780-1758 д.н.э.) с армией в 30.000 человек, вместе с союзными силами вавилонян (3.000), атаковало уже южные пределы Армении, хотя в итоге и отступила. В 1760 году д.н.э. войска Хамураппи захватили союзную Армении город Манкисум, в итоге которого армяне окончательно отступили в свои горы, а другие союзницы Армении - Элам и Малгум, вернулись в свои пределы. Союзники попытались возобновить наступление в 1757-ом д.н.э., но в битве у Тарука (Северная Месопотамия) обедненная армия Аратты, Элама, Эшнуна у Малгум потерпело поражение от Вавилонской армии. I Армяно-вавилонская война (1762-1757 д.н.э.) завершился. В итоге верховенству Армении в регионе пришел конец и лидером стал Вавилон.

Но Хамураппи был недоволен этими успехами. Стремясь добить армян, тот, дабы не нарушать мир, развязал войну руками своего вассала, царя Ассирии Ишме-Даган I (1797-1757 д.н.э.), который оказался очень слабым царем и все уступал и уступал Вавилону Хаммурапи.
Все усилия Ишме-Дагана были направлены на то, чтобы удержаться у власти. Он находился в постоянной борьбе с многочисленными претендентами на престол. Особо осложняло дело и властолюбие любимой жены - Шамирам. К тому же ему приходилось вести изнурительную затяжную войну с горными народами, жившими в верховьях Нижнего Заба и Диялы. Но, уже после 1762 года д.н.э. он вынужден был подчинится Вавилону, царь которого, как уже сказали, : "упрочил основы Шумера и Аккада". Итогом подчинения стало и развязывание войны против армян (Воссоеденитель Армяно-ассирийская война (1756-1725 д.н.э.)).

Далее данные передает Диадор Сицилийский: "После этого он, царь Нин (Нин, титул ассирийских царей, которое часто у историков выступает в качестве собственного имени (как "Аршак" в случае с парфянскими царями - L) из Вавилона, повел свои войска в Армению и привел в трепет местное население взятием нескольких городов. Барзон, их царь (регент - L), понимая, что он не в состоянии сопротивляться, выступил навстречу врагу с подарками и выразил ему покорность. Нин поступил со своей стороны великодушно, он оставил ему его власть над Арменией, потребовав лишь присылки вспомогательных отрядов и продовольствия для своего войска." (Книга 2, часть 1). Где-то в верховьях реки Заб в 1757-ом д.н.э. произошла битва, в котором успехи были на стороне ассирийцев. Итогом похода, как передает нам греческий историк, стало поражение армянской армии. Аратта потеряла все и, закравшись в горах, вынуждена была признать верховенство Ассирии, а через нее - и Вавилона. Но положение самой Ассирии было не из легких. Правда, после смерти Хаммурапи Вавилон был уже не тот, но Ассирия продолжала ослабевать от внутренних интриг. Мут-Ашкур (1757-1740 д.н.э.), который взошел на престол после смерти отца, правил номинально: реально правила мать, Шамирам. Именно при ней ив  1743-ом д.н.э. ассирийская армия опять вторглась в Армению. Предлогом были претензии Шамирам на сердце армянского царя. В битве у горы Ара (севернее нынешнего Еревана) армянская армия в кровопролитном бою остановила противника, хотя сам царь и пал в бою (Хоренаци, Книга 1, глава 15). В итоге понесшие тяжелые потери Ассирия тоже была вынуждена отступить. Армения стала вылечивать раны. Но армяне жаждали мести, да и понятно было, что истинным виновником бед Армении был именно Вавилон. В итоге новый царь Аратты Ара II Кардос (1743-1725 д.н.э.), сын погибшего царя, начал военные действия против Вавилона. Начался II Армяно-вавилонская война (1742-1711 д.н.э.).

В 1742 году д.н.э. армянская армия, под предводительством Гандаша, атаковала северо-запад Месопотамии. Вавилоняне отступили и в итоге была создана княжество Кардуниас (Кардос) и преимущество перешло к армянам. В 1741 году д.н.э.  Ганшад атаковал уже центральную часть Месопотамии, окрестности Ниппура и отступил. Но в 1740 году, в окрестностях Вавилона, новому царю Вавилона Самсу-илуна (1750-1712 д.н.э.) удалось одержать победу и отбросить Гандаша на север.

В 1730 году д.н.э. Самсу-илуна возобновила военные действия против Кардуниаса и опустошила окрестности Эшнуна. В 1727 году д.н.э. вавилоняне напали уже на южные пределы самой Армении, но были оттеснены назад. В 1725 году д.н.э. последовало новое нападение Самсу-илуна, но в Кардукской битве армяне нанесли врагу серьезное поражение, хотя, как и в свое время отец, Ара II Кардос пал в битве, что и не позволило армянам развить успех. Но и силы Вавилона были серьезно надломлены и самое большое, что оно смогло, это в 1722 году д.н.э. совершить чисто грабительский поход на южные пределы Армении и отступить. В свое очередь, в 1711 году д.н.э., при царе Армении Анушаван Сосанвере (1725-1662) армяне и эламцы опустошили центральную и южную часть Месопотамии. II Армяно-вавилонская война завершился. В итоге имперским претензиям ослабшего Вавилона было поставлено конец.

Скатывались вниз и дела Ассирии. После 1740 года д.н.э., когда Шамирам убила собственных сыновей ("Многократно подвергаясь порицаниям своих сыновей за сладострастие и слишком распутный нрав, она истребляет их всех, и выживает лишь младший из них", Хоренаци, К1, г 17), в стране вспыхивает гражданская война и Ассирия практически перестает существовать. В разных окраинах страны до 1700-а начинают царствовать Римуш, Асинум, Пузур-Син, Ашшур-дугуль, Ашшур-апла-идин, Нацир-Син, Син-Намир, Ипки-Иштар, Адад-Цалулу и Адаси.

Все это послужили началу новым успехам армян и новому возвышению армянского государства - в 1710 году д.н.э. был пакарен Египет (т.н. ""гиксоское нашествие),а в 1700 году д.н.э. армянская армия совершила поход на восток и дошла до Севера Индии и Аму-Дарии (Аракса) - это были арийские походы и создание Арийской империи...

Крайнее примечателно и вот что -

Мовсес Хоренаци
Книга 1
15
Об Ара и его гибели в войне с Шамирам


...Этого краткого упоминания о делах Ара (Ара I Прекрасный (1769-1743 д.н.э.) - L) более чем достаточно. Прожив годы, он родил Кардоса (Ара II Кардос (1743-1725 д.н.э.) - L).

19
О том, что произошло после смерти Шамирам


... Араев Ара (Ара II Кардос (1743-1725 д.н.э.) - L).

Этот был сыном нашего Ара (Ара I Прекрасный (1769-1743 д.н.э.) - L).


20
Об Араевом Ара и о том, что сыном его был Анушаван Сосанвер


Еще при своей жизни Шамирам, в память о своей прежней любви к Ара Прекрасному, сына его от любимой жены, Нвард, достигшего ко времени смерти Ара двенадцати лет, нарекает по его имени Ара и, выказав ему дружеское доверие, назначает на управление нашей страной; говорят, что и смерть он принял в войне с Шамирам.
Но летописец продолжает повествование следующим образом. Араев Ара умирает в войне против Шамирам...


В этой связы интересно следующее обстаятелство:

Ара I Прекрасный (1769-1743 д.н.э.) погиб в 1743-ом д.н.э.. Ему наследует сын, Ара II Кардос (1743-1725 д.н.э.). Интересна именно титулировка последнего царья - Кардос. В 1742-ом "люди из страны Кардунас", люди, которые ох как ненавидели Вавилон, люди, из страны, которая распалагалась в Армении, а если поточнее - в Корчайке, напали на Вавилон и, захватив северо-запад Мессопотамии, создали "царство Кардунас".

Это произашло тогда, когда в Армении правил царь с титулом "Кардос". "Кардос", страна "Кардунас"...
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #95 - 21.05.2010 :: 18:51:13
 
Цитата:
Арам, в частности, у Мовсеса - тоже эпоним, а именно эпоним Армении: "Рассказывают, что Арам совершил много доблестных подвигов в сражениях и что он раздвинул пределы Армении во все стороны. Все народы называют нашу страну по его имени, например, греки Армен, персы и сирийцы Арменикк".


См. выше.

Цитата:
Сюжетов потенциально-исторического характера об этих царях рассказывается только два: это война Арама с мидянами, которыми предводительствует некий Нюкар по прозвищу Мадес, и войны Ары Прекрасного с Семирамидой.
Нетрудно опознать в этих сюжетах их исторические прообразы:


Неверные идентификации. Они не были современниками.

Цитата:
Мадий-Мадиес сын Прототия (греч.)/ Партатуа (ассирийск.) - это знаменитый скифский вождь середины VII в. до н.э.,


Неверно. Мадий Скифкий не был не современником царя Араратского царства Арама II-ого (883-840 д.н.э.), не, тем более Арама I-ого (1827-1769 д.н.э.).

Цитата:
Именно при нем скифы достигли в Передней Азии наибольших успехов; имя Арама и сюжет о войнах Ары с Семирамидой - это отражение имени царя урартов Араму и его войн с ассирийцами (незадолго до Семирамиды) в IX в. до н.э.


Неверное объяснение. Если имеется ввиду царица Ассирии конца 9-ого, начала 8-ых веков, то при нем не о каких Арамах мы не знаем, а всеормянском государством, который представлял Армению перед Ассирией, возглавлял Менуа (810-786 д.н.э.).

Цитата:
Но в преданиях, записанных у Мовсеса Хоренаци, все эти сюжеты сильно преобразованы и перепутаны.


Вы сами запутали все. Там все предельно ясно...

Цитата:
Далее Мовсес сообщает о войнах Ара, сыне Ара Прекрасного, с Семирамидой - явный клон все тех же преданий, отражающих войны Араму Урартского с ассирийцами, -


Неверно. См на верх.

Цитата:
Ара, сын Ара Прекрасного
Анушаван Сосанвер, сын Ары, сына Ары Прекрасного

Мовсес пишет: "Анушаван довольно долгое время томился при царском дворе..., но с помощью доброжелателей он получил в управление, с условием выплаты дани, сначала часть нашей страны, а затем всю ее. Но будет слишком, если мы станем передавать в этой главе все достойные (упоминания) слова и дела перечисленных выше мужей. Оставим несущественное и расскажем необходимое.


Речь, соответственно об Ара II Кардосе (1743-1725 д.н.э.) и об Анушаване Сосанвере (1725-1662) д.н.э.
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #96 - 21.05.2010 :: 18:52:25
 
Цитата:
Последним из тех, кто жил при ассирийском владычестве после Шамирам или Нина, я назову нашего Паруйра при Сарданапале (=Ашшурбанапале),


Речь об царе Армени Паруйрие hскайорди (656-612 д.н.э.) и Синшаришкуне (620-612), который погиб в огнях Нинвеии.

Цитата:
который оказал немалую помощь мару (мидянину) Варбаку в овладении царством Сарданапала.


"Варбак" это Киаксар (Увахштра) (625-585 д.н.э.), не греческое имя которого на армянский был передан в виде "Варбак".

Цитата:
И вот я испытываю немалую радость и ликую, дойдя до времени, когда потомки нашего коренного предка достигают царского сана".


И опать все верно. Хоренаци ликует, что главенство из рук узурпаторов, правителей Араратского царства, вернулась к его любымим Айказуни

Цитата:
История о Сарнанапале и якобы низвергшем его мидийце Варбаке - неисторичная и придумана известным греческим автором Ктесием, в IV в. до н.э. сочинившим фантастическую "историю" Мидии, которую долго пытались как-то использовать, пока не поняли, что в ней крупицы перевранных фактов смешаны с грудами чистого сознательного вымысла самого Ктесия.


На самом деле все тут предельно верно и отражает известный захват/разгром Нинвеии в 612-ом д.н.э. В этом деле, как видна из данных Хоренаци, приняло участие и царь Армени Паруйрие hскайорди (656-612 д.н.э.), ненадолго, впрочем, переживший Синшаришкун, но передавший своему сыну Рачья (612-590 д.н.э.) твердое государство, власть которого простиралась на всю нагорье и с которым считалась даже сверхдержава региона, Вавилон.

Цитата:
Но вот традиция о том, что Армянское царство впервые основано - после веков ассирийского господства над армянами - неким Паруйром при Ашшурбанипале/Сарданапале - это традиция ни у каких греков не заимствована и, по-видимому, отражает реальность,


Миф, созданный "миграционистами", которые, притягивая за уши и занимаясь искусственными перемещениями, стремились все изменить под-стать своей теории.

Цитата:
как показывает лишний раз имя "отца" Паруйра" - согласно Мовсесу, отцом Паруйра был некий "Скайорди", т.е. "сын сака/скифа"
.

Неверно. отца Паруйра звали не Ска, а именно hска, что в переводе означает "Великан". И еще, Вы даже не дали себя труда объяснить, как "hска" вдруг превратился в... "сак"-а. И, более того. Саки армянским историком известны крайнее плохо. Вместо этого, они прекрасно знают скифов. В итоге, если бы Вы были равы, Паруйра звали бы "Скифорды", а не "Сакорды"

Цитата:
Одним из новообразований, создавшихся на этих территориях с их отложением от Ассирии, и было, стало быть, царство Паруйра (=Мелид/Торгом).


Неверно. Паруйр и, вообще Айказуни, правили в Армени (Армения-Субрия), который достаточно далек от Мелид/Торгома. Кроме того, уже в середине 7-ого века Армени Айказуни уже практический был независимом царством и, если и подчинялась кому-то, то Араратскому царству, и то - номинально...
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #97 - 21.05.2010 :: 18:55:28
 
Цитата:
Имя, точнее, прозвище "Скайорди", таким образом, просто отражает роль скифов в создании этого первого армянского государства.


неверная и искусственно созданная схема, который не имеет ничего общего с реальностью

Цитата:
О периоде между "Арамом", "Ара I" и "Ара II", с одной стороны, и Паруйром, с другой, сам Мовсес не знает ничего


Не так уж и верно. Хоренаци знает последовательность царей и сообщает интересные подробности о некоторых из них.

Цитата:
Однако Мовсес приводит для него в другом месте генеалогию:

Анушаван (Сосанвер)
Парет
Арбак
Заван
Парнак
Сур
Хаванак
Ваштак
Хайкак. О Хайкаке говорят, что жил при Белохосе (ассирийском) и, необдуманно устроив смуты, погиб в них.
Ампак
Арнак
Шаварш
Норайр
Встамкар
Горак
Хрант
Ындзак
Глак
Хоро
Зармайр. Зармайр был послан Приаму на помощь Тевтамосом (ассирийским) вместе с эфиопским войском и погиб от рук эллинских храбрецов.
Перч
Арбун
Базук
Хой
Иусак
Кайпак
Скайорди


Анушаван Сосанвер (1612-1568 д.н.э.),
Парет. (1612-1568 д.н.э.),
Заван (1568-1531 д.н.э.),
Парнак I (1531-1478 д.н.э.),
Сурен I (1478-1433 д.н.э.),
Овнанак (1433-1403 д.н.э.),
Ваштак (1403-1381 д.н.э.),
Айкак I (1381-1363 д.н.э.),
Амбак I (1363-1349 д.н.э.),
Арнак (1349-1332 д.н.э.),
Шаварш I (1332-1326 д.н.э.),
Норайр (1326-1302 д.н.э.),
Встам (1302-1289 д.н.э.),
Кар (1289-1285 д.н.э.),
Горак (1285-1267 д.н.э.),
Грат I (1267-1242 д.н.э.),
Ындзак (1242-1227 д.н.э.),
Гзак (1227-1197 д.н.э.),
Хорой (1197-1194 д.н.э.),
Зармайр (1194-1180 д.н.э.),
Шаварш II (1180-1137 д.н.э.),
Перч I (1137-1102 д.н.э.),
Арбун (1102-1075 д.н.э.),
Базук (1075-1035 д.н.э.),
Перч II (1035-985 д.н.э.)
Хой (985-941 д.н.э.),
Иусак (941-910 д.н.э.),
Амбак II (910-883 д.н.э.).

Это список царей Аратты, а позже и Армени за почти 800 лет. Годы их правления известны. Кроме того дадим еще и некоторые комментарии:

Айкак I (1381-1363 д.н.э.), который, по Хоренаци: "жил при Белохосе (ассирийском) и, необдуманно устроив смуты, погиб в них", на самом деле жил при другом, и на сей раз вполне реальном царе. Он был современником самого великого хеттского царя Суппилулиума (1380-1335 г. до н.э.) и является современником войн Армени и hайасы против Хетии. Эти войны своего накал достигли именно в середине 14-ого века д.н.э. и видимо царь Армени погиб именно в это время. После этого же Хоренаци, изначально имея информацию про смерть царя Армени, но не зная про Хетти, связала это с Ассирией. В итоге - Хоренаци в принципе прав, но ошибается в деталях.

Зармайр (1194-1180 д.н.э.), который, по Хоренаци: "был послан Приаму на помощь Тевтамосом (ассирийским) вместе с эфиопским войском и погиб от рук эллинских храбрецов.", погибает точно тогда, когда современные специалисты указывают как год падения Трои. Это в очередной раз указывает, как прав Хоренаци и как верна его список.

Шаварш II (1180-1137 д.н.э.) - о нем говорит Микаел Чамчян.

Перч II (1075-1035 д.н.э.) - о нем говорит Микаел Чамян. Примечательно, что сей царь, по словам Мхитара Айриванейского, является современником царь Иудеи Давида (жил в 1032-965 д.н.э.) "В Армении Перч долголетний (Перч II - L). Тогда 20 летний Давид умертвил Голиафа, а на 10 году своего царствования перенес Кивот из дома Аведдара." И вообще, стоит заметить, что совпадения по времени правления царей Айказуни и царей Иудеи просто поразительны. Тот Айказуни, которые указываются как современники какого-то иудейского царя, по годам своего правления "точно выдерживает" экзамен.

Амбак II (910-883 д.н.э.) - известен по клинопсним источником, как противник очередного царя Ассирии, своего современника Тукульти-Нинурта II-ого (890-884).

Все это не может быть плодом случайности.

На деле все эти данные показывают, высокая степень праваты данных Хоренаци.

Цитата:
Белохос и Тевтамос, якобы помогавший Приаму - это фантастические, вымышленные Ктесием ассирийские цари.
В самом списке армянских "прародителей" от Ары до Скайорди было бы, конечно, очень соблазнительно усмотреть хотя бы фрагментарные воспоминания о каких-то протоармянских - "восточномушкских" князьях и вождях IX-VII вв. до н.э., периода до создания Мелидского древнеармянского царства.


Держите своих фригийцев к себе. Это реальный список армянских царей, а если поточнее царей Армени. После 1561-а Аратта распалась на 5 частей и Армени был одним из них...

Цитата:
Но увы - едва ли в этом списке есть хоть что-то реально относящееся к этим временам. Анушаван, Парнак, Арбак, Шаварш - это иранские имена (мидийские и персидские); их могли носить различные армянские правители ПОСЛЕ покорения мидянами и персами (и носили - например, в III в. до н.э. армянским царством Софены правил как раз Шаварш, греч. Ксеркс), но никак не до Ервандидов...


Неверно. Это арийские/армянские имена

Цитата:
От Анушавана до Скайорди - 27 поколений, от Арама до Скайорди - 30 поколений. Реально между серединой IX века (Араму Урартский, прототип Арама; Семирамида действовала в конце IX - начале VIII вв.) и Паруйром (ок. 630) уместилось бы от силы 10 поколений.


В корне неверна реконструкция, которое кишит искусственностью.

Цитата:
Похоже на то, что Мар Абас руководился той почерпнутой из эпоса идеей, что некогда был эпоним армян и Армении Арам (греч. Армен), а через 30 поколений после него Паруйр основал царство Армении. Заполнялись же эти "30 поколений" потом чем попало.


Неверно. Это реальные люди. См вверх.

Цитата:
О реальных протоармянских / восточномушкских вождях мы уже никогда не узнаем, разве что сможем как-нибудь опознать их, путем детального сравнения "30-поколенного" списка Мовсеса с армянским фольклором, в каких-то именах из этого списка.


Никаких протоармян и "восточномушков" нет. У Вас теория просто абсурдна.

Цитата:
Итак, можно сделать простой вывод использовать труды Хоренаци для реконструкции событий времен античности и ранее не имеет особо смысла.


Итак - как видим, труд Хоренаци содержит в себе уникальную по точности информацию про древнейшую историю Армении. Многие данные Хоренаци подтверждаются клинописными данными. И это личная проблема "миграциностов", которые все "наезжают" на Хоренаци, но в итоге... получают свои абсурдные схемы.
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #98 - 21.05.2010 :: 18:58:08
 
В свете всего сказанного рассмотрим первые главы труда Хоренаци, которые содержат крайнее примечательные сообщения, которые, в свою очередь, потверждают многое, из сказанное на верху.

Книга первая
2
О том, почему мы предпочли обратиться к греческим (источникам), хотя нашу историю легче вывести из халдейских и ассирийских книг (примичательное сообщение, которое показывает, что источниками Хоренаци были не только греческие историки, как утверждаете Вы - L)


Пусть никто не удивляется тому, что хотя, как это общеизвестно, историки имеются у многих народов и, в особенности, у персов и халдеев ( жители Южной Месопотамии, т. е. Вавилонии, вавилоняне. Название происходит от наименования семитских племен халдеев, проживавших первоначально в прибрежной полосе Персидского залива и в течение первой половины B тыс. до н, э. постепенно завладевших Вавилонией. Халдеями в древности назывались также вавилонские жрецы, которым приписывалась особенная мудрость - L) и у них сохранилось больше упоминаний о разнообразных событиях, касающихся нашего народа ( крайне примечательное прямое сообщение, которое само собой говарит о том, что армяне упоминаются в иностранных первоисточниках и, что источниками Хоренаци были не только греки- L), мы отметили только греческих историков ( именно это сообщение ввело Вас в заблуждение - L) и обещали представить в нашем родословии именно их указания. … таковым нам представляется лицо, побудившее к этому Бероса ( вавилонский жрец-историк, живший в IV—III вв. до н. э. и написавший историю своей страны на греческом языке, на основе местных клинописных источников, по поручению Селевкидского царя Антиоха B Сотера (281-161 д.н.э.). Труд Бероса до нас не дошел и известен лишь в отдельных отрывках, цитированных или пересказанных в трудах других авторов - L), халдейского мудреца, искушенного во всех науках,— но и величайшие и достойные удивления познания…

3
О нелюбознательном нраве прежних царей и правителей


Не хочу оставить без упоминания и порицания нелюбознательный нрав древних наших предков, но здесь же, в начале нашего предприятия, произнесу по их поводу слова осуждения. Ибо, если поистине достойны восхваления те из царей, которые письменно, в историях, закрепили ход событий своего времени и увековечили все мудрые и доблестные деяния в сказах и историях, а вслед за ними удостоились нашей похвалы также те, кто тяжко трудился в архивах над созданием книг, благодаря чему мы, читая их сочинения, обретаем знание мирских законов и гражданских порядков, когда особенно вчитываемся в мудрые речи и истории халдеев и ассирийцев ( очередно упоминание, как высоко ценит Хоренаци вавилонских историков, которое показывает, что на счет только ”греческих историков” Вы не правы - L), египтян и эллинов…
… Но как бы то ни было, я начну, хотя это и трудно; лишь бы нашлись люди, благодарные нам за наши труды. Начну же я с того, с чего начинают другие, пребывающие в лоне церкви и во Христовой вере, считая лишним повторять легенды языческих писателей о начале и (прибегая к ним) лишь для последующего — для известных времен и мужей, в отношении которых с ними сходится и Святое Писание ( уникальное свидетельство о методе Хоренаци, котрый показывает, что он, хотя и использовал ”языческую информацию”, но рассматривает их в свете христианства. Именно это обьяснает и перевязка Айка с ”Вавилонской башнией”: я об этом уже говарил - L), пока неизбежно не доберемся до языческих историй; но и из них мы позаимствуем лишь то, что сочтем достоверным.

5
О равномерном нисхождении родословий трех сыновей Ноя до Авраама,
Нина и Арама и о том, что Нин — не Бел и не сын Бел
а


Общеизвестно, что определение времен от начала до нас, особенно же — определение (рядов) потомков нахарарских родов трех сыновей Ноя является труднодостижимым и тяжким (делом), если к тому же пытаться рассмотреть их по отдельным векам. И тем более потому, что Божественное Писание, выделив свой собственный народ, отвергло прочие как презренные и недостойные упоминания на его страницах. Мы расскажем, начиная с них, в меру наших возможностей то достоверное, что мы нашли в древних историях, с нашей точки зрения совершенно правдивых. Ты же, разумный читатель, взгляни теперь на равномерность рядов трех родов вплоть до Авраама, Нина [30] и Арама и подивись ( крайне примечательное свидетельство, которое в первых говарит о передовом методе исследования Хоренаци (сравнительное историковедение) и, кроме того, в свою очередь в очередной раз показывает верность списка Айказуни, которые, как уже говарил, стикуются с иудейскими царями очень точно- L)! …
... Пусть никто не сомневается: родословие соответствует истине ( очередное доказательство обективности и строгости Хоренаци. Как же требователень и до какой степени он проверяет и перепроверяет информацию, прежде-чем воспользоватся ее! - L), ибо повествует об этом нам достоверный во многом Абиден ( автор истории Ассирии и Вавилонии на греческом языке, до нас не дошедшей, важнейший источник Хоренаци - L) и говорит так: «Нин (от) Арбела, Хайала, Арбела, Анебиса, Баба, Бела». Также и наших — от Хайка до Ара Прекрасного, убитого сладострастной Шамирам, перечисляет так: «Ара Прекрасный (от) Арама, Арма, Гегама, Амасии, Араманеака, Айка», который стал противником Бела и, одновременно, его убийцей. Абиден говорит нам об этом в своем первом разделе мелких родословий ( итак, кроме Хоренаци и Мровели, про Айка знает также и Абиден - L), которые кто-то потом изъял.
Об этом свидетельствует и Кефалион, говоря в одной из глав следующее: «В начале нашего труда мы принялись было подробно излагать по царским архивам все родословия, но получили приказание от царей пропустить упоминания о незаметных и дурных людях прошлого, отмечая только доблестных, мудрых и державных предков, и не тратить наше время бесплодно» и т. д…
…Все это мы нашли действительно в греческой литературе, ибо хотя сами греки (многое) перевели на свой язык с халдейского и хотя халдеи также — по доброй воле или подчиняясь повелениям царей — осуществили это, как, например, некто Арий и многие другие, но мы, как усвоившие эту литературу от греков, считаем ее греческой.
Наверх
 
Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума



Сообщений: 0

ЕрГУ
Re: Мовсес Хоренаци - он выдержал все!
Ответ #99 - 21.05.2010 :: 18:58:36
 
6
О том, что другие повествователи о древности частично согласны с
Моисеем, частично же расходятся с ним, и о древних устных преданиях
философа Олимпиодора


... Но теперь я буду рад начать предстоящее мне повествование со (слов) почитаемой мной и превосходящей многих правдивостью Беросовой Сивиллы ( про этого историка мало-что известно - L). «До (строительства) башни, говорит она, и до разделения речи человеческого рода на многие языки, и после плавания Ксисутра в Армению, властителями земли были Зрван, Титан и Иапетосте». Мне представляется, что это Сим, Хам и Иафет. ( Тут рассказывается про предка Айка – Апета, который жыл примерно в начале XXVIII-ого века д.н.э. - L)
«После раздела ими власти над всей вселенной, говорит она, Зрван усиливается и достигает господства над обоими братьями». Именно его и назвал впоследствии маг Зрадашт, царь Бактрии, то есть Мидии, началом и отцом богов и сочинил о нем множество других небылиц, которые повторять нам здесь неуместно.
«Итак, по завладении Зрваном власти, говорит она, Титан и Иапетосте не подчинились ему и ополчились на него войной, ибо он замыслил передать своим сыновьям царскую власть над всем (миром). При таких смутах, говорит она, Титан завладел некоторой частью наследственных владений Зрвана. Тут вмешивается их сестра Астлик и убеждает их положить конец распре. Они дают согласие на царствование Зрвана, но заключают между собой клятвенный договор с условием истреблять всех детей мужского пола, рождающихся у Зрвана, чтобы он не воцарился потомственно над ними. Поэтому назначают крепких стражей из числа Титанов следить за родами его жен. И после того как двое (новорожденных) были убиты во имя соблюдения клятвы и договора, их сестра Астлик вместе с женами Зрвана задумала уговорить кое-кого из Титанов спасти остальных детей и отправить их на запад, на гору, именовавшуюся Дюцнкец, которая ныне называется Олимпом» ( тут в мифологическй форме говорится о реальных событиях - L).
Сочтут ли иные это легендой или правдой, но, как я убежден, здесь много истинного ( и опять виден, как требователен Хоренаци, как все подвергает сомнению - L). ... Кстати, в Божественном Писании упоминаются и Титаны, и Рафаимы...

8
О том, кто и где нашел эти повествования


Рассказывают, что Аршак Великий ( царь Парфии Аршак I Смелый (248-247 д.н.э.) - L), царь Персии и Парфии и родом парфянин, отложившись от македонян, воцарился над всем Востоком и Ассирией и, убив в Ниневии царя Антиоха ( тут Хоренаци путает хронологию, имея ввиду Антиоха VII Сидета (138-129 д.н.э.), который на самом деле был убит при парфянском царе Фраате II (139-129 гг. д.н.э.)- L) , подчинил своей власти всю вселенную. Брата своего Валаршака ( царь Великого Айка в 247-225 д.н.э.) - L) он ставит царем в Армении, сочтя это благоприятным для сохранения незыблемости своего царствования. Столицей ему он назначает Мцбин и включает в пределы его (государства) часть западной Сирия, Палестину, Азию, все Средиземье и Теталию, начиная от Понтийского моря ( Черное море - L)  до того места, где Кавказ оканчивается у Западного моря ( Каспийское море, которое так называется с учетом расположение Парфии - L), а также Атрпатакан «и прочее, чего достигнут мысль твоя и храбрость, ибо границы храбрецам, говорит он, определяет их меч: сколько отсечет, стольким и владеют».
Когда Валаршак основательно упорядочил свое государство и утвердился в своей царской власти, он пожелал узнать, кто именно и какие мужи владели Армянской страной до него; доблестным ли или бездарным принадлежало в прошлом место, которое он будет занимать. И найдя некоего сирийца Мар Абаса Катину, мужа острого ума и знатока халдейской и греческой грамот, посылает его к своему брату Аршаку Великому с достойными дарами, (прося) открыть для него царский архив. И пишет письмо такого содержания…
… Получив это письмо из рук Мар Абаса Катины, Аршак Великий с большой готовностью приказывает показать ему архив, что в Ниневии (имеется ввиду вавилонские архивы: Нинве и Вавилон, Ассирия и госдарство Вавилон у Хоренаци часто синоними. Можно пологать, что Аршак помог Мар Аббасу найти доступ к вавилонским архивам, которые в то время еще находились под властю Селевкидов. Мовсес Хоренаци дважды упоминает о том, что он лично знакомился с этим архивом и, кроме того, приводит свидетельство Евсевия Кесарийского о существовании этого архива. По данным Мовсеса Хоренаци, в этом архиве оказались сконцентрированными фонды трех других упоминаемых им архивов (с которыми он, однако, лично не знакомился) — Ниневийского, Мцбинского и Синопского. Можно подумать, что все сведения об этих трех архивах и их содержании Хоренаци получил при посещении Эдесского архива. Все это в купе указывает, как богаты и доставерны были источники Хоренаци), радуясь при этом, что его брат, которому он вверил половину своего царства, имеет такие помыслы. А тот, пересмотрев все книги, нашел одну, написанную на эллинском языке, с таким, как говорит он, заглавием:

Начало книги


«Эта книга была переведена по приказу Александра с халдейского языка на греческий и содержит подлинную историю древних и предков».
Начиналась она, говорит, с Зрвана, Титана и Иапетосте , и в ней каждый на своем месте на протяжении многих лет были расположены в порядке все знаменитые мужи-потомки этих трех мужей-родоначальников.
Из этой книги Мар Абас Катина извлекает достоверную историю одного лишь нашего народа и доставляет ее царю Валаршаку в Мцбин на греческом и сирийском языках. Прекрасный ликом, искусный лучник мужественный Валаршак — красноречивый и разумный, расценив ее как свое главное сокровище, поручает с с великой заботливостью сохранять ее в царском дворце, а некоторую ее часть велит вырезать на каменном столпе. Оттуда-то мы досконально дознались о содержании историй и повторяем теперь (во удовлетворение) твоей любознательности...
…«Грозными и величавыми были первые боги — источники величайших на свете благ: начала земли и заселения ее людьми. От них отделилось поколение великанов, нелепых и огромных телом исполинов. Обуянные надменностью, они породили нечестивый замысел столпотворения и тотчас принялись за его осуществление. Но ужасная буря божественного происхождения, взвихренная гневом небожителей, разрушила башню, и боги, наделив каждого непонятным (для других) языком, ввергли их в смятение. Одним из них был Иапетостеев Хайк, именитый и храбрый нахарар, меткий стрелок из могучего лука» ( уникальное свидетельство про ”Вавилонскую башню” вне Библии. Это ясно показывает, что в Мессопотамии в обороте было подобная история, которая нашла свое отражение в Библии - L).
Но покончим с этим порядком повествования, ибо наша цель — не излагать историю во всей ее полноте, но стараться показать первых наших и коренных древних предков. Итак, начиная (повествовать) по этой самой книге, скажу: Иапетосте, Мерог, Сират, Таклад, то есть Иафет, Гомер, Тирас, Торгом ( Предки Айка, жывшие в отрезке XXVIII-XXVI веков д.н.э. - L). После чего тот же летописец, продолжая, говорит: Хайк, Араманеак и остальные по порядку, как мы сказали выше.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 3 4 5 6 
Печать