Kaspar
|
И все–таки, при обсуждении причин и последствий опричнины нельзя не признать, что организационным и идеологическим «ядром» опричнины являлась структура в виде духовно–рыцарского ордена. Об этом однозначно свидетельствуют символика, обряды, поведение и т.д.
Это подтверждается и в заявлении Г.Шлитте (от 1547 года) о намерении московского царя организовать в России свой рыцарский орден.
Г.В.Вилинбахов обнаружил подтверждение Г. Шлитте в книге И.А.Рудольфи «Куриозная геральдика» (изданной в 1718 г.),где говорится, что орден Андрея Первозванного — «не первый рыцарский орден в Москве, а еще царь Иван Васильевич учредил в 1557 году орден Небесного Креста с розой, украшенной жемчугом, потому что на цепи ордена, состоящей из 42 звеньев, висело изображение Спасителя Иисуса Христа, торжествующего и возносящегося к небесам».
Подтверждение такому сообщению Г.В.Вилинбахов нашел на оттиске печати царя Федора Ивановича, где «отчетливо видна на груди двуглавого орла цепь со знаком ордена либо в виде Андреевского креста, либо в виде монограммы Христа»
«Из соборного дела о «мятеже» дьяка И.М.Висковатого известно, что именно в это время появился образ «Господа нашего Иисуса Христа, на верх креста седяща в доспехе», который своей необычностью смутил ревнителя благочестия. Как известно, представление о Христе-рыцаре, чуждое восточному православию, неразрывно связано с рыцарскими орденами Западной Европы, поэтому появление подобного новшества в русской иконографии, притом в одном из «царских» соборов, вполне могло стать «репликой» на учреждение подобного ордена».
Из приведенных выдержек явственно следует, что Грозный заранее задумал и выполнил свои намерения по созданию ордена по образцу западных рыцарских орденов и первый ввел орденскую символику на Руси.
Но с какой целью?
В связи с этим в литературе есть следующее мнение: «Сам факт появления опричнины спустя всего несколько лет после ликвидации Ливонского ордена в 1561 году наводит на мысль, что одной из целей её создания было проведение различных военных и политических мер в ходе войны за Ливонию...Фактически, перед опричниной могла быть поставлена такая же задача, как и перед Ливонским орденом - приведение прибалтийских земель под юрисдикцию, только теперь уже не римского папы, а московского царя. Один орден потерял власть над Ливонией, другой должен был эту власть получить…Не случайно ряд обширных земель, отошедших к опричнине, включал в себя стратегически важные участки вблизи границы с Литвой. Точно так же, как и земли крестоносцев располагались на важных участках восточных рубежей» ?
|