Владимир В. писал(а) 12.11.2010 :: 16:13:52:Я рад, что мы пришли к общему знаменателю.
Вовсе не к общему.
Г.Д. писал(а) 12.11.2010 :: 15:59:33:"Кукше-пахарю" было в любом случае не до этого.
из разряда крестьянину бы себя прокормить, а не думать.
Г.Д. писал(а) 12.11.2010 :: 15:59:33:Безусловно, основное население не обладало знаниями уровня Илариона
Это же не значит, что они были совсем неучами в этом плане.
Г.Д. писал(а) 12.11.2010 :: 15:59:33:таких тогда не было, только в верхах.
В 10 веке религией было язычество, и христиане были только в верхах, скажем, в дружине.
Владимир В. писал(а) 12.11.2010 :: 16:13:52:Нет. Вы меня не поняли. Не от балды. Для большинства крестное знамение (в X-XI вв.) было сродни плевкам через левое плечо и стучанию по дереву. Оберег. Магическое действие.
Ну касательно 10-11 рассматривать давайте не будем: все же и христианство почти не укоренилось.
Владимир В. писал(а) 12.11.2010 :: 16:13:52:А город - это, в лучшем случае, 10% населения.
Тем не менее это четко определенная часть населения.
В остальном рассматривать можно лишь население сельской местности.
Владимир В. писал(а) 12.11.2010 :: 16:13:52:Оно не нуждалось. Нуждалась церковная и государственная иерархия. Крестьяне вполне нормально и с лешими, и с кикиморами ужились бы.
Но, естественно, нуждалось не в прямом смысле.
Владимир В. писал(а) 12.11.2010 :: 16:13:52:Переводы с греческого нужны были пресвитерам, чтоб просвещать священников. Слишком они (переводы) были дороги, чтоб в любом храме держать. Подозреваю, что в основной массе тогдашних церквей и Евангелия-то не было.
Во-первых, славянские переводы уже были в конце 10 в., из Первого Болгарского царства. Потом, вспомнить, Владимир сразу начал готовить образованную молодежь: значит был довольно широкий круг книжных памятников.
А уж Ярослав Мудрый особенно прославился переводами(вроде бы даже при нем "Историю Иудейской войны" Флавия перевели").
Во-вторых, дороги-недороги, да переводились, и в первую очередь уже упомянутые проповеди и т.д., жития и догматика, ну и, конечно, необходимые для службы.
В-третих, византийский элемент господствовал вначале после принятия христианства, но постепенно отходил в сторону: Владимира уже упомянул. Уже при Ярославе появилось первое древнерусское христианское произведение, не хуже византийского образца, "Слово о Законе и Благодати" Илариона. Притом только датированное.
Ну как не было Евангелия, отрывки, читавшиеся во время службы.