khvo писал(а) 10.02.2010 :: 19:30:00:Что же получается...Уже в августе 1798 г. армия оказалась "без поддержки флота" и "не имела возможности питаться дополнительными ресурсами из Европы". В этих ужасных условиях она прибывает во главе с Наполеоном чуть более года, а затем около 3 лет уже без него. Всё балансирует на краю гибели но почему-то все же не гибнет?!
До конца 1799 года положение французских войск было нормальным. Турки и англичане время от времени нападали на разбросанные селения и города Дамьетту, Эль-Риш, Салхене. Еще перед отъездом Бонапарта французская армия сильно уменьшилась в числе, и Бонапарт требовал подкреплений, которых Директория так и не прислала. К концу весны 1800 г. Клебер располагал 20 тысяч боеспособных солдат остальные были либо больные либо безвозратно убыли. Положение становилось довольно опасным.
Командир английской эскадры, крейсировавшей у берегов Египта, Сидней Смит фактически вел переговоры от имени турок учитывая полную отрезанность французской армии от родины и от всяких подкреплений, настаивал на полной эвакуации Египта.
Заместитель Клебера генерал Дезе убеждал его оборвать всякие переговоры и закрепиться в завоеванной стране, но Клебер настоял на продолжении переговоров. Да и во французской армии проявлялось уже утомление от двухлетнего трудного похода в непривычных и тяжелых климатических условиях.
Довольно значительное турецкое войско начало снова сосредоточиваться в Сирии. Клебер решил, что единственный способ спасти французскую армию — это согласиться на эвакуацию из Египта.
28 января 1800 года в Эль-Рише было подписано соглашение, по которому французы получали от Турции 3 миллиона франков и транспортные суда для переправы войск из Египта во Францию, Египет же возвращался туркам. Но хотя Сидней Смит подписал это соглашение, английское правительство отказалось его ратифицировать: оно желало полной сдачи в плен египетской французской армии. Тогда Клебер изменил свои намерения.
20 марта 1800 года он напал на турецкую армию, пришедшую из Сирии под начальством великого визиря, и ее разгромил при Гелиополисе. Визирь спасся от плена бегством. Но еще накануне битвы произошло восстание в Каире, и французский гарнизон был блокирован арабами, произошли восстания и в других местах. Клеберу удалось, однако, подавить их одно за другим. Смирился даже сам вождь мамелюков Мурад, бежавший еще после битвы при пирамидах в Верхний Египет.
За это время Клебер успел уже несколько раз получить директивы от Бонапарта — первого консула, и все эти директивы сводились к категорическому приказанию удерживать Египет до последней крайности.
Что касается Верхнего Египта, то в качестве своего наместника Клебер назначил туда того же Мурада, который так и именовал себя с тех пор «французским султаном».
8 марта 1801 года уже после гибели Клебера, его приемником стал генерал Мену английский флот подошел к Александрии, и англичане с боем высадились на берег между Александрией и Дамьеттой. Все попытки французов сбросить десант в море (8—13 марта) остались безуспешными. Уильям Питт послал их перед своей отставкой. Все попытки первого консула Наполеона Бонапарта послать эскадру в Египет на помощь Мену остались безуспешными. Средиземное море было в полной власти англичан.
В начале апреля 1801 года овладел Дамиеттой, затем при помощи турок двумя нильскими портами — Романис и Бельбейс после чего англичане подошли к Каиру, где стоял генерал Бельяр с гарнизоном.
28 июня 1801 года Бельяр сдал Каир. После сдачи Бельяра и потери Каира весь Египет, кроме Александрии, где заперся главнокомандующий генерал Мену, и кроме очень немногих пунктов, был потерян для французов. В Александрии начался голод, а почти одновременно и чума. 2 сентября 1801 года последовала также сдача Мену. Английские войска заняли и Александрию.
Теперь уже ничто более не мешало министерству Аддингтона— Гоксбери заключить мир с первым консулом Французской республики. По этому миру Египет был возвращен Турции.
Вот собственно и все что получилось из этой экспедиции Наполеона. Конечно если бы не поражение французского флота эта экспедиция могла закончится удачно.