EvS писал(а) 17.01.2010 :: 00:10:40:Нечто подобное было и во Франции после смерти Людовика XIII. И если бы династия прервалась и там, тоже без большой крови не обошлось бы
Во Франции большая кровь была в 16-м веке. Тогда реально прервалась династия, что впрочем не привело к самозванчеству, и их смута закончилась воцарением боковой ветви королевской династии (Бурбонов).
Во Франции большая кровь была в конце 18-го века, когда случилась революция с лозунгами свобода, равенство, братство, а закончилось, как и в Англии - диктатурой и реставрацией абсолютизма. Таковы их примеры большой крови. Всё остальное - лишь наши допущения. Реально в 17-м веке у них большой династической смуты не случилось. Это раз. Самозванчества у них не было. То есть для той эпохи самозванчество - уникальная особенность России. Даже гражданская война 16-го века вызвана не династическим кризисом, а расколом общества на католиков и протестантов. Это не конфликт из-за батюшки-царя, не ради него - это конфликт двух гражданских общин: католической и протестансткой. И заканчивается этот конфликт реальным результатом : на сто лет во Франции устанавливается веротерпимость. В России же в 17-м веке был и конфликт между религиозными общинами (раскол), и заодно династический кризис из-за царя батюшки. То есть было тоже, что и во Франции, и ещё впридачу собственные заморочки.
Далее. Революция 1789 г. закончилась не установлением власти левого радикализма, как в России в 1917-м, а возвращением к старым королевским устоям. То есть Франция не порвала со своим прошлым так резко, как это сделала Россия. Что опять-таки говорит о большей сдержанности французов и их способности примириться с собой. Когда во Франции окончательно установилась республика (1871 г.), её учредили не республиканцы, а три партии монархистов. Каждая из них имела своего кандидата на трон, но в итоге они пришли к взаимному компромиссу и учредили республику. В России когда-нибудь осуществлялся подобный компромисс?
Я приведу вам другой пример: сходятся вместе дворяне, ненавидящие их вольные казаки и представители русских городов на Земский Собор и вместо взаимовыгодной республики избирают абсолютного монарха - Михаила Романова. То есть не могут договориться между собой насчёт совместного управления - и отдают власть самодержцу. И так было в России не только в 17-м веке, но и позже, когда, казалось бы просвещение и новые идеи уже проникли на русскую почву. Когда Корнилов поднимал части против большевиков в августе 1917 г., Керенский с ним общего языка не нашёл. Потому что знал наверняка, что от Корнилова ждать хорошего нельзя. И в то же время, в Европе, в Германии, социал-демократы и местные монархисты-военные нашли общий язык против местных немецких большевиков. И военные даже признали право социал-демократов на власть, признали Версальскую республику.
Что делали русские военные в подобной ситуации? Колчак разгонял демократический Комуч.
Не могли русские политики найти между собой общий язык. То есть ненависти между ними было больше, чем между французскими или германскими.