Дилетант писал(а) 05.01.2010 :: 11:26:31:А Вы, какого варианта придерживаетесь:
А всех сразу (кроме последнего). Только не так все просто.
Христианство не возникло вдруг и сразу со всеми своим символизмом и догматами. Очень долгое время существовало иудео-христианство (оно нам не интересно) и (условно) "языко-христианство". А последнее нам интереснее.
Одним из первых символов Христа был (и остается) жертвенный Агнец. При чем соединение Креста и Агнца происходит раньше, чем появляется каноническое изображение Распятия.
Но среди индоевропейских народов священным жертвенным животным чаще выступал бык. Можно вспомнить тауроктонию -сакральную сцену митраизма, символизировавшую смерть и возрождение к новой жизни.
Напомню, что митраизм был основным конкурентом христианства в первые века нашей эры. Но и митраизм нам не совсем интересен, хотя некоторую связь вполне можно уловить. Главное, что первые христиане не видели большой разницы между агнцем и быком. Это подтверждают античные записи о неофитах. Этот символ христиане переняли от язычников, которые также писали на своих надписях percipere или accipere taurobolium ("принять жертвенного быка") или criobolium (барана), а иногда, по общеизвестности смысла, упускали при этих глаголах слова taurobolium и criobolium, вследствие чего незаметно было никакого различия между христианским и языческим выражением. И в этом поначалу не видели никакого преступления или греха, скорее наоборот, находили подтверждение такому символизму в Священном Писании. Моисей пророчествует о доме Иосифа: "Крепость его как первородного тельца, и роги его, как роги буйвола; ими избодет он народы все до пределов земли". (Второз. 33:17)
Теперь вспомним ареал распространения первых христианских общин. Это Египет (он нам опять не интересен) и Анатолия. Теперь выскажу несколько крамольную мысль. Именно в пещерах Каппадокии и Анатолийского нагорья первые христиане вновь увидели подтверждение своих представлений о предвечности Христа. Это были доисторические изображения из Чатал-Хююка и более поздние символы хеттов.
Реконструкция интерьера одного из святилищ Чатал-Хююка.
Роспись сосуда оттуда же. Обращаю внимание на кресты и головы быков.
Роспись стены одной из пещер в окрестностях Чатал-Хююка. Изображены грифы - символы смерти и стилизованный символ человека.
Так постепенно один символ совмещался с другим и происходило наложение символов. Во всем своем окружении первые христиане находили подтверждения своей веры и ее первых догматов: крестная смерть, Воскресение, предвечность Христа и пр.
Трулльский собор (691-692) запретил изображения животных на кресте или возле него, после чего они долго совсем не встречаются. Но потом появляются вновь.
Распятие из слоновой кости. IX в., Германия или Сев. Италия.
Детали - агнец (или телец?) в центре креста, символизирующий Спасителя.
"Троица Ветхозаветная". Тихон Филатьев. Запись 1700 г. на иконе XIV в. В центре внизу - тауроболия.
Считаю, что полумесяц рожками вверх в первые века существования христианства символизировал в основном жертвенного Агнца-Быка.