bayar
Продвигающийся
Вне Форума
Сообщений: 15
МИНХиГП
|
Консервативность – черта врожденная, ею обладают многие люди. Но, попадая под колпак консервативных общественных отношений, хозяйственного уклада, она становиться, так сказать, «визитной» карточкой нации, народа или племени. «Застой» в СССР - отражение этих процессов, когда доминирование перешло консервативной части населения. Неудивительно, что «перестройка» - попытка придать динамизм советскому обществу, завершилась крахом. Значительная часть общества, как показали дальнейшие события, разделяла идеи, идущие от тех, кого называли диссидентами. Один из них был обеспокоен не столько судьбой СССР, сколько проблемой самоидентификации русского народа. Идея иррациональная, но получившая горячую поддержку в русском обществе. Менее чем за век выяснилось, что оно не отказывалось от идей «самодержавия», «православия» и «народности» и продолжало искренне в бога. А мы то думали, что они отжили свой век, наивно полагаясь на Герцена, который уверял, что русский мужик по природе своей почти неверующий. Но, оказывается, он верил. И в отличие от евреев жил не столько ожиданием мессии, сколько верой в хорошего царя-батюшку. Другая черта людей – иррациональность. Редкая способность производить действия логически необъяснимые. Не знаю, удалось ли в полной мере утвердить идеи самоидентификации, но за сменой парадигмы последовали крутые изменения. Об этом можно судить по таким надежным и проверенным индикаторам «общественного прогресса», как средняя продолжительность жизни (СПЖ). 1913 год, это царская, точнее крестьянская Россия - около 30 лет. С кем сравнить? На Западе СПЖ 50 лет. Явно не годиться. Но известно, что подобной продолжительностью обладали сообщества культуры бронзы, например, тагарцы Юж.Сибири. Это значит, что СПЖ на территории России в течении 3000 лет не менялся. В годы СССР СПЖ неуклонно росла вслед за прогрессом в экономике, причем темпами, превышающими страны Запада, и достигла пика почти в 72 года в конце 80-х гг. XX века. По этому показателю СССР вошел в «десятку». В прямом и переносном смысле. Но дальше - хуже. С падением СССР экономика, а вслед за ней и СПЖ покатились вниз. Продолжительность жизни опустилась почти до 60 лет, а население стало вымирать. Но, похоже, что общество особо не волнуется по поводу СПЖ. Оно живет и кипит «византийскими страстями», т.е. чем угодно, но не своими реальными проблемами. Трудно судить об истинных корнях иррационального поведения. Врожденное или приобретенное? Известно, что подавляющая часть пассивна, а ее поведение иррационально и неустойчиво. Но они нередко определяет ту или иную линию исторических процессов. Таковыми были, например, «цивилизованные» немцы периода фашизма. Но есть и положительные примеры. Полагают, что индоевропейский феномен имеет связь с рационализмом. На первых порах примитивный, стихийный, он, тем не менее, резко отличал первых индоевропейцев от других и способствовал их невероятным успехам. Одним их них были римляне. Их сила была в организации. Соседи и противники были отважны, умели не плохо драться, но не осознали значимости регулярного строя. В бой они шли большой толпой и при встрече с организованной армией сражения, как правило, проигрывали. Со временем Рим стал ведущей силой Средиземноморья, но, включив в свой состав многочисленные прибрежные народы, римляне поневоле восприняли их менталитет, в частности христианство. Индоевропейский стихийный рационализм был смят волной переселенцев с Востока, которые принесли в новую среду свои представления о сущности жизни. Прежде всего, безграничное, почти фаталистическое понимание божественной воли, определяющей жизнь человека. Возможно, Возрождение и Реформацию в истории Европы были предопределены. Их появление было вызвано столкновением двух глобальных плит: индоевропейской и семитической. Христианство сложилось в семитической среде, но в индоевропейской должно было трансформироваться. Традиции семитов входили в противоречие с реалиями жизни, что не устраивало новообращенных христиан Запада, в прошлом носителей индоевропейских культов и традиций. Например, христианство требует умерщвления плоти для торжества духа, а зороастризм, напротив, требует, чтобы верующие хорошо питались. И неудивительно, что они ее подправили. Суть новой религии выразил Кальвин. Он полагал, что бог помогает не всем, а трудолюбивым. Мысль здравая. Делами снискать уважение бога. Первым, кто засомневался в христианских доктринах, был Пьер Абеляр. Его жизнь не была легкой, а дух к концу жизни сломлен, но за ним последовали другие. Университеты и образование изменили лицо Европы, они дополнили европейский рационализм научными знаниями. Практически все реформаторы Европы черпали силу в рационализме, которая стала определяющей чертой европейцев, их «визитной» карточкой. Но за пределы Зап.Европы и Нового Света (США) идеи рационализма не вышли. В годы Французской революции Наполеон попытался внести в среду арабов европейские ценности. Для этого переведенный текст «Декларации прав человека» клали рядом с Кораном. Но на египтян лозунги «свободы, равенства и братства» не возымели действия. Куда охотнее они обращали свой взор на вещи второстепенные: одежду, нравы и поведение «кафиров». Диалог, который французские ученые Египетского института пытались завя¬зать учеными улемами Аль-Азхара, завершился анекдотично. На богословов прекрасная библиотека и современная химическая лаборатория произвели сильное впечатление. Но существо химических процессов оказалось недоступным. Они явно скучали (или завидовали мастерскому «колдовству»), когда один из известных шейхов, внезапно прервав химика Бертолле, спросил, а может ли он с помощью своей науки сделать так, чтобы он, шейх, как и в сказках «Тысячи и одной ночи» мог оказаться одновременно и в Каире, и в Марокко. Знаменитый химик только пожал плечами. «Вот видите, - обрадовано воскликнул шейх, - ваше колдовство не всемогуще!» Повергнув таким доводом своего «коллегу» в шок, довольные улемы покинули здание Египетского института, первого научного учреждения на египетской земле после знаменитой Александрийской библиотеки и Мусейона. Известное высказывание Киплинга: «Восток есть Восток, Запад есть Запад и вместе им не сойтись» - вероятно, имело отношение к мусульманскому и индуистскому Индостану. Но его с полным правом можно отнести и византийцам. Ромеи люди своеобразного менталитета, отмеченного уже в древности. Ранняя история Византии прошла в ожидании чуда и распрях по догматам христианского вероучения. Как-то из римлян с удивлением отметил, что на востоке Империи закрылись бани, ибо фанатичные христиане, забыв обо всем, с головой ушли в споры, которые нередко заканчивались кровавыми разборками. Аммиан Марцеллин был поражен тем, что «дикие звери не проявляют такой ярости к людям, как большинство христиан к своим по-иному мыслящим единоверцем». Второй период их истории прошел в разрушительной борьбе за власть между столичной и провинциальной знатью и не обошелся без соперничества по вопросам веры. Католики и православные предали друг друга анафеме. Перед лицом турецкой угрозы ромеи пожелали умереть, но с католическим Римом не сходиться. Командующий флотом Лука Нотарас бросил фразу, которая стала девизом ромеев: «Лучше увидеть в городе царствующей турецкую чалму, чем латинскую тиару». Какими они родились, такими они и остались. Римские клерикалы в самый трудный час протянули своим восточным собратьям по вере не руку помощи, а латинский крест. Но обвинять Запад в гибели Византии несправедливо. Они сами себя привели к бесславному концу, а католики только подтолкнули. Причем сделали это со злорадством. Ромеи не умели задумываться над реальными проблемами своего общества, главным из которых была демографическая ситуация. Довершили судьбу Империи монастыри (точнее церковно-монастырское землевладение) и бездумное следование законом веры. Пример, поданный Симеоном Столпником, оказался заразительным. В многочисленных войнах гибло немало молодых здоровых людей, а тысячи других во имя спасения души устремились в монастыри, оставив юных девушек без надежд на брак, а общество без солдат и будущего. Семьи были моногамными. Женщины, которым не удавалось выйти замуж, должны были вести затворнический образ жизни, не знать и не видеть мужчин. Целомудрие ценилось, внебрачные связи запрещались. В отличие от них их соседи арабы и турки строили свои семьи по принципам полигамии, и демографическом плане выигрывали. Христолюбивые византийцы жертвовали монастырям свои владения, уходя тем самым от налогов, но оставляя казну без денег. Государство не может существовать без людей, земли и налогов. Численность, если она имеет тенденцию к росту, должна дополняться приростом производительности материальных благ. Сведений о реальном секторе экономики почти нет, но надо полагать, что особых заслуг у византийских крестьян в части инноваций не было. Приоритет в изобретении плуга с отвалом земли и хомута принадлежит европейцам. Эти новшества позволили резко нарастить производительность и производительность труда. Крестьянину стало под силу обработать большую площадь и получать с единицы площади за счет улучшенной обработки земли больше урожая. Византия в ранний период была насыщена городами, но производили они в значительной мере предметы «утонченной роскоши», и по заказу государства военное снаряжение. По тем же причинам пала Золотая Орда. С рождения она была обречена не недолгую жизнь. Но историки не потрудились внятно назвать причину. Но излишне эмоционально, «с дрожью в голосе» рассказали о татарском иге, и с воодушевлением о «героической борьбе русских людей», сломивших иго. Что сказать? Историки простодушны. На Руси все брали, и свои и чужие. Но чужие все же меньше. Татары, например, десятину. Но надо сказать, они не были «изобретательны», как русские. Те тоже брали. Например, с башкир не только с юрты, но и еще и за «голубые глаза». Другие историки, напротив, видят в «иге» благо. Ордынцы, как и византийцы, извлекала немалые доходы от транзитной торговли по Великому шелковому пути. Говорят, по этой причине Орда радела за мир между народами, и эту самую десятину пускала на содержание торговой инфраструктуры. Государство татар могло жить и здравствовать, если бы татары могли задумываться над собственными реальными проблемами. Но, похоже, они оказались людьми легкомысленными. Неизбежный в условиях мира рост численности не сопровождался ростом производительности степной экономики. Для этого надо было увеличить площадь пастбищ, а они не могли меняться. Основная часть населения вела кочевой образ жизни, которая требовала значительных пастбищ. Для сравнения земледельцу для этих целей требуется примерно в тысячу раз меньше. Избыточное население стало уходить в Московию, Литву. Правители этих государств были заинтересованы в них, ибо это были воины. Говорят, что тех, кто уходил летом встречали на границе и даровали титул князя и шубу, а зимой только шубу и боярское звание. Так появились среди русских татарские фамилии, известные как Суворов, Кутузов, Тухачевский, Карачинцев, Колчак и др. А что в итоге? Орда стала напоминать к концу своей жизни дом, лишенный детей, которые разъехались кто куда. Одни на «великую стройку» под названием Русь, которая стала их вторым «домом», ибо могла обеспечить и рост численности, и производительности.
|