Холокост армянских детей: бесчеловечное
массовое убийство путем сжигания заживо Как отмечалось в начале данного исследования, те, кто принимал решения и организовывал геноцид армян, стремились
быть как можно более радикальными в разработке схемы широкомасштабного уничтожения. Они были неприятно удивлены,
насколько неэффективной была выборочная резня во время султана Абдул Гамида в 1894-96 гг. и как армяне в течение двух десятилетий вновь возродились как жизнеспособная и энергичная община, вместо того, чтобы навсегда лишиться возможности развития. Чтобы
избежать подобной ошибки и сделать готовившийся геноцид по возможности оптимальным в смысле его окончательного результата, они придумали
новую схему: освобождение из тюрем империи тысяч уголовников. Они должны были быть по праву
отъявленными злодеями, чтобы не испытывать иногда чувства жалости по отношению к пожилым людям, женщинам и детям и уничтожать их без разбора и жалости. К ним присоединились еще
тысячи курдов и эмигрантов - выходцев из Кавказа - в частности, чеченцы и черкесы,
- а также из Балканского полуострова. Все они испытывали
ненависть к армянам, выражали по отношению к ним антихристианскую ненависть, которая возникла у них
после конфликта с христианской Россией или с христианскими народами Балканского полуострова. Их либо высылали оттуда, либо они сами решили покинуть места своего проживания. Не менее важным было, однако, и их
жадность и алчность и их склонность к похоти и необузданному сексу.
В случае с
массовым сожжением армянских сирот, срабатывала в большинстве случаев
простая садистская жестокость. После уничтожения остальной части армянского населения эти оставшиеся в живых стали
обузой для преступников. В ряде случаев считалось намного
экономичным путем массового сжигания этих сирот положить конец их страданиям. В четырех провинциях - в Диарбекирской, Харпутской, Битлисской и Алеппо -
этот метод применялся с особой жестокостью. В Диарбекирской провинции, например, генерал-губернатор д-р Решид,
черкес по национальности, сохранивший этнические корни на Кавказе, "
собрал 800 детей в одном здании и поджег его" [Лондонская "Морнинг пост", 7 декабря 1918 г.].
Как явствует из подробного описания, которое приводилось французским католическим миссионером, находившимся там в течение всего периода резни, т. е. с июня по декабрь 1915 г., такое проявление варварства
не ограничивалось сжиганием живых людей:
"В этой провинции
обычным явлением было
захоронение в больших рвах живьем и одновременно сотен детей в возрасте от 7 до 13 лет. По истечении продолжительного времени еще можно было
видеть движение земли, передававшей агонию этих душ, которая исходила из глубин их гетакомб" [Therese Philippe Bresse, La famine de la Syrie et le martyre de la Armenie. Alexandria. 1919, pp. 251-253].
По свидетельству другого очевидца, в другом случае в Фурункуларе, округ Малатия, в Харпутской провинции,
жандармы похоронили заживо в заранее выкопанном большом рве 90-100 армянских детей в возрасте 3-4 лет. Жертвы, чувствуя свою неминуемую смерть,
начали истерически кричать, когда их сбрасывали в этот ров, который находился в местечке по иронии судьбы названной "
Детским садом" (Cocuklar - Bahchesi). Но эта чудовищная операция была завершена в несколько минут. [G. Kapigian, Yegernabadoum, Boston, 1924, pp. 251-253]. В Харпуртской провинции администратор района Кадри "
cжег живьем 800 детей из Палу", что находился в Диарбекирской провинции. [FO608/244/8183, folio 407].
Во время одного из массовых переходов смерти из Дейр Зора в два больших лагеря смерти в пустыне Месопотамии - Сувар и Шедадие - был совершен
гигантский акт уничтожения около 5.000 армянских детей, которых
сожгли живьем. В течение 4-х дней приблизительно 60.000 истощенных голодом и переходом депортированных согнали в эти лагеря. Это было 25 августа 1916 г. (или 7 сентября 1916 г. по новому стилю) в день
мусульманского праздника жертвоприношения (kurban bayrami). Сирот собрали вместе и загнали в огромное здание приюта в Дейр Зоре. Затем их повели группами в одно место - в часе ходьбы от города -
облили керосином и сожгли. [Teotig "Mius Merelotzu" Amenoun Daretzoutzu. Istanbul, 1921, pp. 318-319].
Этот холокостный метод жертвоприношения не всегда ограничивался, однако, детьми. Как заявил
еврейский очевидец, такой же смерти подверглись приблизительно в это же время в этом же районе Дейр Зора множество армян, в большинстве случаев
женщины. Эйтан Белкинд был офицером в турецкой армии и был приписан к штаб-квартире оттоманской Четвертой армии в ведении которой находились Алеппо, пустыни Месопотамии и, в частности, Дейр Зор. Он служил в районе реки Хабур, которая протекает у Сувара и Шедадие.
Вот что он видел: "После трех дней езды я достиг сердца Месопотамии, где я стал
свидетелем страшной трагедии… Черкесские солдаты приказали армянам собрать х
ворост из колючих кустарников и сделать из них огромную пирамиду… После этого они связали всех присутствовавших армян,
почти пять тысяч человек, рука к руке, поставили их кольцом вокруг этой пирамиды из хвороста и
подожгли ее - пламя поднялось к небу вместе с воплями обреченных людей, которые были сожжены живьем в этом пламени… Два дня спустя я вернулся на это место и увидел
обуглившиеся тела тысяч людей.[См. Yair Auron. The Banality of Indifference. Zionism and the Armenian Genocide. New Brunswich, N. J. 2000. pp. 181, 183].
Высокопоставленный
германский офицер полковник Людвиг Шрауденбах, который командовал оттоманской 14-ой дивизией, действовавшей главным образом в Месопотамии, в своих
послевоенных мемуарах ссылается на еще один метод жертвоприношения. Как он пишет, "
детей клали между деревянными досками, связывали их и затем закапывали заживо" [См. Ludnig Schraudenbach, Muharebe. Berlin / Vienna, 1925, pp. 351-352.]
Самая развернутая операция по массовому сжиганию детей имела место, однако,
в Битлисской провинции. Активное участие в этих операциях ряда
курдских племен обернулось уничтожением обреченного на гибель населения. Уничтожение было инициировано генерал-губернатором провинции
Мустафой Абдулхаликом, который приходился зятем министра внутренних дел, а позже Великого Визира Мехмета Талаата паши, главного архитектора геноцида армян. Как свидетельствовал армянский католический епископ Трапезунда,
"собрав вместе 1000 маленьких детей, генерал-губернатор Мустафа Абдулхалик повел их в место, называемое Ташод, где их
сожгли живьем в присутствии именитых людей и турецкой толпы. При этом он восклицал "Необходимо
искоренить раз и навсегда армянское имя в этих провинциях ради безопасности Турции".
Обуглившиеся трупы, вместе с теми, кто еще подавал признаки жизни,
были сброшены в траншеи, заранее подготовленные специально для них; в течение многих дней можно было слышать "
стоны тех, кто был еще жив" [Les Memours de Mgr. Jean Naslian. Eveqae de Trebizonde. Vienna. 1955 pp. 146, 413. На стр. 138 этой же книги приводится описание
сжигания живьем в селе Норшен, близ Муша армянского католического примата. Архиепископ Наслиян случайно оказался в Европе во время геноцида и смог таким образом избежать подобной судьбы].
Два
европейских очевидца также сообщили об этих случаях
сжигания людей живьем. Шведская миссионерка Альма Йоханасон, которая управляла немецким приютом для сирот в Муше, сообщала, что армянские сироты вместе со служащими приюта "
были сожжены живьем" (lebendig verbrannt). Душу раздирали вопли взрослых и детей, которых также сжигали в домах. Солдаты с
превеликим наслаждением воспринимали эти вопли…" [A. A. Turkey 183/48, A3 4435; R 14097 в новой системе каталога, доклад от 1 октября 1917 г. См. также Germany, Turkey and Armenia. A selection of documentary evidence, relating to Armenian atrocities from German and other sources. London, 1917, с. 26].
Со своей стороны,
германский врач Г. Штоффелс, служивший в медицинской части Персидского экспедиционного корпуса, сообщал австрийскому консулу в Трапезунде, что на пути в Мосул он увидел в Муше (и в Сиирте в этой же провинции) "большое число бывших армянских населенных пунктов, где в церквях и домах он увидел
обугленные и разложившиеся трупы женщин и детей" (verkohlte und vermeste Frauen und Kinderleichen) [Архивы австрийского министерства иностранных дел. 12 Turkei 1380, folio 909, 26 мая 1917].
Можно сослаться также на
венесуэльского майора, который добровольно служил в Оттоманской турецкой армии в годы Первой мировой войны и был направлен для несения службы в районах Битлиса, Вана и Муша в качестве генерального инспектора турецких сил в Армении. В своих мемуарах он писал, что в Муше "женщин и детей
загоняли в помещение и сжигали живьем…" [Rafael de Nogales, Four Years Beneath the Crescent, Muna Lee, translator. New York. London, 1926, p. 135].
Быть может
самое поразительное свидетельство очевидца о подлинном холокосте армянских детей в Муше, Битлисская провинция, исходит от
командующего турецкой армией генерала Мехмеда Вехиба. По завершении основной части геноцида армян, он был назначен в феврале 1916 г. командующим Третьей армии.
Доблестный офицер ужаснулся, когда осознал, что все армянское население исчезло. Резня армянских солдат строительного батальона, находящегося в его подчинении,
побудило его провести расследование, учредить военный трибунал и
казнить двух, совершивших геноцидное убийство. В своем подробном послевоенном докладе, подготовленном по просьбе Турецкого военного трибунала, он дает возможность взглянуть на характер геноцида, который имел место в районах шести провинций, находившихся в подчинении Третьей армии. В том докладе генерал Вехиб свидетельствовал о том, что он лично видел во время инспекционной поездки. "А
рмянские женщины и дети были сожжены заживо в селе Чурич, расположенном в 5 км севернее Муша". Он увидел обугленные останки жертв этой расправы и с возмущением заявил: "Вряд ли можно найти в Исламе что-то подобное такой жестокости и зверству
". (Tarihi Islamda misli girilmemis bir zulum ve vahset).
Другой очень надежный турецкий военный источник открыто и без кол##аний подтверждает факт опустошающего массового уничтожения, которому подверглись армяне Муша и 98 армянских сел Мушской равнины. Этот источник также свидетельствует о том, что операцию тотального сожжения армян живьем осуществлял полковник Кязим, штабной офицер в возрасте 31 года, который ранее участвовал в боях в Ване, где армяне выступили с оружием в руках против готовившейся депортации и уничтожения. После 26 июня 1915 г. Ванская жандармская дивизия, которой командовал Кязим, была расформирована и он стал командиром 36-й дивизии в Муше. Кязим, согласно этому турецкому источнику, "сжигал дотла все, что было во всей Мушской равнине, и уничтожал армян". [Ilhan Seljuk. Yusbasi Selahattin in Romani. Vol. 1. Istambul, 1993, p. 124].