Цитата:всегда лично ценил в трудах Гумилева хороший критический анализ кочевых обществ, а теорию пассионарности относил к наиболее легкому способу объяснений фаз развития этноса во взаимодействии с окружающим миром и другими этносами
Действительно, огромная заслуга Гумилёва, что он ввёл в оборот нашей исторической науки кочевников. Только он по личным соображениям их переоценил. Насчёт "невежественных", конечно, неполиткоректно, но кочевники всегда разрушали то, что строили осёдлые. То есть их роль в истории - с обратным знаком. Слава к Гумилёву пришла потому, что когда закончилась советская власть и возник спрос на немарксисткие исторические теории, оказалось, что такая есть только у него, да ещё в красивом фантике - "пассионарность", "комплиментарность", "химеры" и т. п. (О Фоменко я не говорю. Один мой знакомый математик считает, что он просто придуривается, чтобы когда-нибудь посмеяться: "я такой бред писал, а вы раскупали". Знакомый этот говорит, что математик Фоменко очень крупный).
Цитата:Звучит также увлекательно, как и "цвет кварка". Смайл Интересно, а какая у Гумилева шкала цветности?
Он не в смысле "красный-жёлтый-голубой", а в том смысле, что каждое время имеет свой неповторимый цвет. Вы потом заметите, что поколения, отстоящие друг от друга лет на десять и даже иногда на пять, очень сильно отличаются друг от друга (в среднем, конечно).