Цитата:Другой вопрос - эллины. С ними было труднее. Поэтому свою божественность для греков пришлось утверждать специальным указом. Религией здесь не сильно пахнет. Чистейшая политика.
Термины «эллины» и «греки» обозначают многоплеменную общность. Все племена были самодостаточными, и не испытывали нужды в объединени. Они именовали себя по месту рождения – городу или области. И говорили на разных диалектах.
Но у всех их была общая культура и общий пантеон богов, происходивших, по большей части, из Малой Азии. Значимость того или иного божества менялась от города к городу, от области к области. У Гомера в «Илиаде» наблюдается четкое разделение богов на два лагеря, одни из них покровительствовали ахейцам, другие – троянцам.
Вообще греки считали: чем больше богов – тем лучше. Они грабили чужие храмы и везли статуи богов к себе на родину, дабы иметь больше покровителей. Случай с уворованным Одиссеем Палладием – это традиция, а не исключение из правил.
Культы героев у греков занимают особое место. Ясон, Тесей, Ахилл, Геракл не являются греками, в том смысле, который мы вкладываем в это слово, они - иноземцы. Тем не менее, эти герои были весьма почитаемы во всем Средиземноморье, не только в Греции.
Это я к тому, что греки (а потом и римляне) по отношению к чужим богам проявляли большую лояльность, чем другие народы. В худшем случае могли разрушить святилище, совершить символический акт вандализма, дабы лишить врага покровителя, но статую или идола забирали себе. Отождествляли с кем-то из своих богов, давали двойное имя – и в свой храм.
Про упомянутый указ, посредством которого Александр утвердил свою божественность, что-то не помню. А известные мне случаи только подтверждают тот факт, что в его божественном происхождении мало кто сомневался. Например, когда он предложил помощь в реконструкции храма Артемиды (того самого, который в год его рождения спалил Герострат), горожане ему ответили: «Негоже богу возводить храмы другим богам».
Цитата:Ведь он был потомком Геракла, сына Зевса.
Род Александра все же возводят к Ахиллу, а не к Гераклу. Но с учетом того, что все боги и герои состояли в родстве, возможно доля крови Геракла в нем текла.
То, что цари вели родословную от богов - это норма. Удревление рода - обычное дело, практиковавшее вплоть до основания последних королевских и императорских династий (вспомнить тех же, Романовых), – это компенсация собственного комплекса неполноценности и правовое основания для притязаний на трон.
А в древности любой царек, сидевший хоть на трех камнях, обязательно имел в генеологическом древе если не верховного бога, то героя обязательно.
Цитата:Почему почитание Ахиллеса АЛЕКСАНДРОМ вы воспринимаете как проявление религиозности. Для македонца Ахиллес явно был реальным человеком, князем и величайшим воином.
Вы даете объективную, но современную оценку.
Личность Александра, безусловно, феноменальна. Он - человек, изменивший древний мир и давший отсчет новой эпохе. Но при этом он оставался человеком своего времени, пусть отлично образованным, обладавшим уникальным полководческим даром и харизмой, но не менее суеверным, чем его современники. Его нельзя рассматривать в отрыве от политеистических верований и мировоззрений, господствовавших в тот период.
Древние божества (др. греческие, особенно) подобны людям во всех своих проявлениях - любят, ненавидят, ревнуют, мстят. Единственное, что их отличает от людей – это бессмертие.
То, что мы однозначно относим к области мифографии – для греков были их собственной историей
Они чистосердечно верили в Сциллу и Харбиду, и в то, что Атлант держит небесный свод, и в Медузу Горгону, и еще бог весть во что.
Ахилл для Александра был прежде всего богом, а уж потом всем остальным. Отождествив себя с Ахиллом, Александр совершил религиозный акт, делая ставку на то, что Ахилл станет ему покровительствовать. Хотя элемент саморекламы здесь, конечно, тоже присутствовал.
Александра можно упрекнуть в попытке сознания новой культа (культа собственной личности), но никак не в атеизме.
Это сейчас, поднакопив достаточный багаж знаний, люди могут утверждать, что бога нет, но в то время религиозные нормы являлись нормой жизни, и зачастую заменяли юридические законы. Глубокое и стойкое убеждение в то, что все в мире происходит по воле богов, было в людях неистребимо.
С тех пор отношение людей к религии, как и многим другим аспектам бытия, изменилось радикально. Все дело в менталитете.
Сравнить хотя бы нынешнее отношение к гомосексуализму с эллинистическим, включавшем в себя элемент духовности. Это две большие разницы.
Ну да ладно! Не искал Александр амброзий и нектаров, - и бог с ним.
Цитата: Завтра всё же хочу вернуться к теме Карфагена.
Кстати, армия Камбиза не дошла даже до Сивы.