Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Загадочная фреска (Прочитано 6153 раз)
Дмитрий Дервенев
Новичок
*
Вне Форума



Сообщений: 3

ЛИТМО1988
Загадочная фреска
16.09.2013 :: 09:19:44
 
Здравствуйте, уважаемые!

Недавно посетили Александро-Свирский монастырь и в Троицком соборе нас поразила фреска с очень необычным сюжетом: по дороге в ад идут четко обозначенные категории грешников: немцы, евреи, татары, турки, галлы. В Сети нашел мнение, что там изображен среди любимых своих немцев и Петр I. А с учетом того, что многие тогда считали его антихристом, сюжет может стать еще более интересным. Монастырь, видимо, находился в явном антагонизме с государством и политикой царя. Противостояние некоторой части церкви и государства - оно и в этой фреске, на мой непросвещенный взгляд, нашло отражение.

Вопрос мой не столько по изобразительному искусству, сколько по концепции этой фрески, по времени и причинам ее написания, то есть историко-искусствоведческий.


Наверх
 
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Загадочная фреска
Ответ #1 - 16.09.2013 :: 11:34:26
 
Цитата:
фресковая роспись в соборе сделана в 1709 г.

http://www.pravenc.ru/text/82035.html
Цитата:
В соборе сохранились росписи, исполненные в 1715 году артелью костромских мастеров под руководством Леонтия Маркова

http://www.novodev.narod.ru/svir/svir.html
Цитата:
В Троицком соборе Свято-Троицкого монастыря среди чудесно обновившихся уникальных фресок 1710 года находится уникальное изображение Петра I в виде библейского Иакова, пасущего овец. Троицкий собор был возведен в честь Святой Троицы на месте, указанном Св. Александру Свирскому ангелом. В соборе в духе нравоучительных росписей времен Петра I представлены библейские сюжеты. Фрески правой части собора представляют грехи человеческие и врагов православных, которые непременно попадут в гиенну огненую. Левая часть росписи представляет добродетели и показывает райские кущи на небесах.

http://www.town812.ru/svir.html
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Загадочная фреска
Ответ #2 - 16.09.2013 :: 14:03:27
 
фреска Троицкого собора святой обители «Страшный суд. Падение демонов»

На этот вопрос, поставивший в тупик опытного свирского экскурсовода, в интервью «Русской народной линии» ответил известный историк Церкви, доцент Санкт-Петербургского университета, кандидат филологических наук диакон Владимир Василик:

Цитата:
«Фреска выражает типичную русскую позицию XVI-XVII веков, которая, с одной стороны, выглядит несколько изоляционистской, а, с другой, является не национальной, а конфессиональной. Потому что обозначение на фреске татары, турки, иудеи или по-русски "жиды", носило характер конфессиональный. Оно означало лиц, принадлежащих либо к монофизитству, либо к исламу, либо к иудаизму. Соответственно немцы, ляхи и прочие - это либо католики, либо протестанты. Таким образом выражена убежденность наших благочестивых предков в том, что вне Православия нет спасения.

В данном случае никаких сугубо этнических и национальных обидных планов на этой фрески нет. Потому что мы знаем, сколько татарских родов, приняв Православие, становились сугубо русскими. Та же Анна Ахматова, тот же Аксаков и те же Мансуровы происходили из татарских родов, принявших Святое Крещение. Даже если говорить о татарах, которые сохранили татарский язык и татарскую культуру, но приняли Православие, - это кряшены, то я уверен, что ни у кого в XVII веке не поднялась бы рука оприходовать их в ту компанию, которая бодро шагает в ад.

Что касается сюжета Моисея с иудеями, то он взят из византийского источника «Видение Григория ученика Василия Нового». В данном случае, ни о какой нетолерантности, тем более в национальном вопросе, речи также быть не может. Поэтому, я не думаю, что на этом обстоятельстве стоит акцентировать внимание, поскольку наши предки таким образом выражали лишь веру в то, что только Православие спасительно, а иного средства для спасения нет.

Что же касается экскурсовода, которая не смогла ответить на вопрос, касающийся данной фрески, то она, видимо, оказалась не готова к вызовам времени. В этом весь секрет ее замешательства».

http://ruskline.ru/news_rl/2010/05/10/diakon_vladimir_vasilik_freska_vyrazhaet_t...
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
muarrih
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1202
магнитогорск
Пол: male

ДМТ, ДДТ или ДДМТ - в общем ХЕЗ
Re: Загадочная фреска
Ответ #3 - 16.09.2013 :: 18:48:41
 
Между турками и татарами изображены греки. Их то за что?
Наверх
 

"Наука история в чести у наций, и каждый стремится в ней знаний набраться...
Как будто на равных все в области этой: и старец учёный, и дурень отпетый."
(Ибн Хальдун, XIV век)
Дмитрий Дервенев
Новичок
*
Вне Форума



Сообщений: 3

ЛИТМО1988
Re: Загадочная фреска
Ответ #4 - 17.09.2013 :: 09:46:27
 
Nie Shicheng
Спасибо огромное. Эти материалы я конечно нашел сразу. Но меня-то прежде всего интересует не богословское, а научно-искусствоведческое описание этой фрески.
Наверх
 
Tang Ni
+
Вне Форума



Сообщений: 4964
唐猊
Пол: male
Re: Загадочная фреска
Ответ #5 - 17.09.2013 :: 09:57:20
 
Дмитрий Дервенев писал(а) 16.09.2013 :: 09:19:44:
Вопрос мой не столько по изобразительному искусству, сколько по концепции этой фрески, по времени и причинам ее написания, то есть историко-искусствоведческий.


1) концепция - вне православия нет спасения

2) время написания - с 1709 по 1715 гг.

3) причины написания - апологетика укрепляющегося в России режима (Петр I в образе пастыря, остальные "языци" дружно маршируют к вечной погибели

muarrih писал(а) 16.09.2013 :: 18:48:41:
Между турками и татарами изображены греки. Их то за что?


Скорее всего, фреска написана после 1711 г.

Господаря Думитру Кантемира, поддержавшего Петра I в Прутском походе, в 1711 г. турки сменили греком Лупу Костаки (не господарь, но каймакам Молдовы). Потом правил господарь Иоанн Маврокордато, тоже грек-фанариот.

Думаю, греки тут показаны именно как фанариоты - верные сторонники турецкого султана.
Наверх
 

Из желтого золота сделанный лев воссел на высоком троне...
Дмитрий Дервенев
Новичок
*
Вне Форума



Сообщений: 3

ЛИТМО1988
Re: Загадочная фреска
Ответ #6 - 18.09.2013 :: 07:42:34
 
Nie Shicheng
Спасибо огромное за ответ.
Наверх
 
behaim
+
Вне Форума



Сообщений: 947
Re: Загадочная фреска
Ответ #7 - 26.12.2013 :: 20:34:20
 
Tang Ni писал(а) 16.09.2013 :: 14:03:27:
Потому что мы знаем, сколько татарских родов, приняв Православие, становились сугубо русскими. Та же Анна Ахматова

Стыд позор. Этот ваш кандидат в дьяконы не знает того, что любой человек претендующий на звание культурного должен знать.
Ахматова не фамилия, а псевдоним, настоящая фамилия Анны Горенко.
Родилась в одесском районе Большой Фонтан в семье потомственного дворянина, инженера-механика флота в отставке А. А. Горенко (1848—1915), ставшего (после переезда в столицу) коллежским асессором, чиновником для особых поручений Госконтроля. Её мать, Инна Эразмовна Стогова (1856—1930).
Никаких видимых татарских корней не имела.
Наверх
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать