Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 3 
Печать
Строительная техника в годы Великой Отечественной войны (Прочитано 10655 раз)
Искатель
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1900
Челябинск
Пол: male

ЧГПУ
Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
09.12.2013 :: 13:26:28
 
Собственно, интересует вопрос - встречал ли кто фотодокументы или кинохронику, где видно было бы применение на фронте строительной техники? Я лишь видел кинохроники, где слошь и рядом используется ручной труд - например, рытье километров окопов. Неужели для нужд фронта в стране не было с десятка экскавторов? Или это просто некие пропагандистские кадры?
И как, например, с этим обстояли дела у противников. Хотя те могли вполне использовать дармовой труд военнопленных и угнанного населения.
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #1 - 09.12.2013 :: 13:44:13
 
Искатель писал(а) 09.12.2013 :: 13:26:28:
Собственно, интересует вопрос - встречал ли кто фотодокументы или кинохронику, где видно было бы применение на фронте строительной техники? Я лишь видел кинохроники, где слошь и рядом используется ручной труд - например, рытье километров окопов. Неужели для нужд фронта в стране не было с десятка экскавторов? Или это просто некие пропагандистские кадры?
И как, например, с этим обстояли дела у противников. Хотя те могли вполне использовать дармовой труд военнопленных и угнанного населения.


Каких экскаваторов? Паровых на рельсовом ходу? Не было тогда мобильных малоковшовых экскаваторов. В основном, для рытья котлованов и работы в карьерах их производили.
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Искатель
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1900
Челябинск
Пол: male

ЧГПУ
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #2 - 09.12.2013 :: 13:49:56
 
@
Алент

До войны уже создавались траншейные эксковаторы на гусеничной тяге.
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #3 - 09.12.2013 :: 13:56:29
 
Искатель писал(а) 09.12.2013 :: 13:49:56:
@
Алент

До войны уже создавались траншейные эксковаторы на гусеничной тяге.

Создавались, но мало. И задачей номер один для строительной техники времен начала войны была эвакуация предприятий и развертывание производства на новых местах.
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Искатель
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1900
Челябинск
Пол: male

ЧГПУ
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #4 - 09.12.2013 :: 19:07:57
 
Алент писал(а) 09.12.2013 :: 13:56:29:
И задачей номер один для строительной техники времен начала войны была эвакуация предприятий и развертывание производства на новых местах.

Надо порыться в каких-нибудь архивных фото. Неужели нигде не нашлось бы отражения использования механизмов. А вообще  в уме плохо укладывается, что заблаговременное строительство оборонительных линий, например, в Московском сражении велось только силами простого ручного труда. Ну солдатам на передовой понятно - деваться некуда - они сами рыли. Но рытье сотен километров окопов, где использовался труд женщин и подростков - это исполинский труд, конечно. И если еще в заморозки, когда земля подмораживается. Очень бы хотелось прояснить - может все-таки использовались для помощи механизмы?
Наверх
 
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 8700
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #5 - 15.12.2013 :: 01:15:32
 
Где-то встречал упоминания ветерана-сапера, что им траншеи копали с помощью специальной траншейной машины. Поищу
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #6 - 15.12.2013 :: 07:06:41
 
Вот все про траншейные экскаваторы, что нашла.
Цитата:
Траншейные экскаваторы являют собой отдельную весьма любопытную страницу истории отечественного строительно-дорожного машиностроения. История донесла до нас сведения, что многоковшовые экскаваторы, к которым относятся траншейнники, выпускались в России Путиловским заводом в Санкт-Петербурге. В период с 1903 по 1917 г.г. завод изготовил 12 экскаваторов на рельсовом ходу с паровым привод механизмов и ковшами емкостью 100 л. Эти экскаваторы использовались на строительстве Транссибирской железной дороги.

Производство многоковшовых экскаваторов началось в Советском Союзе с машин поперечного копания. В 1932-1934 г.г. для нужд кирпичной промышленности было изготовлено небольшое количество полукустарных экскаваторов Красный кирпичник.

Ну а предмет нашего рассмотрения - первый советский траншейный экскаватор МК-1 (на заглавном фото в начале статьи) был собран в январе 1934 года Дмитровским экскаваторным заводом. В рапорте предприятия в адрес Московского комитета ВКП(б) и Наркомтехпрома говорилось, что экскаватор МК-1 был изготовлен в ходе социалистического соревнования в честь XII съезда партии. Освоение выпуска данных экскаваторов освободило нашу страну от закупок аналогичной техники за рубежом.

МК-1 предназначался для рытья траншей глубиной 2,25 под укладку водопроводных и канализационных систем. Он оборудовался десятью ковшами на цепном приводе и имел производительность 80 м3. В 1935 г. на том же предприятии был создан специальный траншейный экскаватор МТТ, использовавшийся на строительстве трамвайных путей в Москве. В 1938-1939 г.г. Дмитровский завод приступил к выпуску цепного траншейного экскаватора МК-IV с максимальной глубиной копания 1,2 м., предназначенного для строительства линий связи. Опыт эксплуатации выявил недостаточную износостойчивость ряда ответственных деталей, что приводило к частым и дорогостоящим ремонтам. Также незадолго до войны завод построил опытный образец роторного траншейного экскаватора КГ-65 с максимальной глубиной копания 1,5 м.

В середине 30-х годов траншейные экскаваторы выпустил также Киевский завод "Красный экскаватор". Им была освоена модель цепного экскаватора МК-II с максимальной глубиной копания 6м при ширине 1,2м. Эта модель являлась на тот момент самой крупной в СССр и предназначалась для рытья траншей под водопроводные и канализационные магистрали. МК-II не смог найти широкого применения из-за большого веса и габаритов, а также малой маневренности и производительности. Перед войной в 1940 г. на Киевском заводе создали опытный образец более совершенного цепного экскаватора МК-III с переменной шириной экскавации. При такой же глубине, как и у МК-II, новая машина могла рыть траншеи шириной 1,2; 1,5; и 1,8 м.

Всего до Великой Отечественной войны в Советском Союзе было выпущено 525 траншейных экскаваторов, из них около 500 - на Дмитровском экскаваторном заводе. Во время войны траншейные экскаваторы почти не выпускались, лишь Дмитровский завод, эвакуированный в ноябре 1941 года в Тюмень, за период с 1942 по 1945 г.г. изготовил девять экскаваторов МК-I. В 1946 году в нашей стране было выпущено всего два траншейных экскаватора, оба на Дмитровском экскаваторном заводе. http://www.mrmz.ru/article/v1/print/2.htm

То есть, вполне могли применяться там, где были под рукой. Но о плановом целенаправленном применении речь не идет: малое количество машин, эвакуация, неразбериха и пр.
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Kaviko
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 722
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #7 - 20.12.2013 :: 20:53:09
 
Есть книга "Инженерные войска в боях за Советскую Родину" (см. тут: http://militera.lib.ru/h/engineers/index.html ) Из оной книжки следует, что наши военначальники вовсе не планировали, что во время войны окопы для наших войск будут копать невоенные граждане и вручную. Там что ни строчка, то откровение типа «В 1937-1938 гг. на основе опыта использования дорожных машин в войсках были приняты наиболее совершенные, используемые с тракторами С-60 и С-65 машины, а именно: модернизированный тяжелый грейдер ГТМ и бульдозер БГ-М, скреперы СП и СТ-5, двухотвальные канавокопатели КВ-2 и КВ-3, тяжелый разборный риппер, а также мощный спецгрейдер СПГ и колесный автогрейдер с кирковщиком.»
Но почему-то ощущение, что всё это было только на бумаге...  Однако, невозможно поверить, что авторы рассказывают сказки. Поэтому приходится согласиться с теорией, что вся эта техника - была, как были 22 июня 1941 и 17 тыс. советских танков на западной границе, но после нападения Германии она была попросту брошена в панике и неразберихе.
Инженерные войска РККА имели не только строительную технику. Бывший зам.нач. ГВИУ РККА И.Г.Старинов рассказывал и о машинах разграждения, но какие марки машин тогда были - даже Инет не знает. После войны появились ИМР-1, ИМР-2 - тот же бульдозер, но с клиновидным ножом и краном.
Были и самоходные раздвижные мосты на 14т. на шасси танка Т-26. Они встали на вооружение вермахта как Brucke Panzerkampfwagen T-26 741(r). Так что можно смело предполагать, что все наши бульдозеры, грейдеры, рипперы встали на службу Германии - это ответ на вопрос о строительных машинах в армиях других стран тех лет.
Наверх
 
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #8 - 20.12.2013 :: 21:05:11
 
@
Kaviko

Спасибо, это обстоятельство мы действительно упустили.
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Искатель
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1900
Челябинск
Пол: male

ЧГПУ
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #9 - 20.12.2013 :: 22:48:36
 
@
Алент

С этим уже ознакомился раннее, но все равно спасибо за информацию.
Ubivec писал(а) 15.12.2013 :: 01:15:32:
Где-то встречал упоминания ветерана-сапера, что им траншеи копали с помощью специальной траншейной машины. Поищу

Да, было бы кстати. Я может не прав, но у меня большие сомнения в том, что сотни км траншей могли копаться лишь бабами, детьми и стариками, как показывают в фильмах про ВОВ. Земляные работы относятся к разряду тяжелых и выматывают даже крепких мужиков (копал, не раз, знаю). Не говорю уже про мерзлый грунт, от котрого лом отлетает.
@
Kaviko

Насчет 17 тыс. танков, сомневаюсь. А вот по инженерным машинам, интересно. Про понтонные мосты на базе танков тоже встречал информацию. Если у Вас имеется какая-либо информация, поделитесь. Я, думаю, вопрос интересный.
Наверх
 
Ubivec
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 8700
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #10 - 20.12.2013 :: 23:52:19
 
Цитата:
Да, было бы кстати. Я может не прав, но у меня большие сомнения в том, что сотни км траншей могли копаться лишь бабами, детьми и стариками, как показывают в фильмах про ВОВ.

Добровольцы из народа использовались на земляных работах только в 41 г. на защите крупных городов (Ленинград, Москва, Киев). Это было оправдано - тогда как военные мощности были задействованы на возведении траншей под Брянском и Вязьмой, гражданские возводили резервные линии обороны в глубоком тылу (Можайская и пр.). Это потом и пригодилось, когда уцелевшие части начали отход и зацепились за них.

Еще одним фактом в деле окапывание стала советская наработка "индивидуальных ячеек", когда солдат копал окоп только на себя. С точки зрения укрытия и незаметности - это лучше траншеи, но не учли такие факторы, как маневр силами по фронту, и психологическое ощущение плеча.
Наверх
 
Kaviko
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 722
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #11 - 21.12.2013 :: 11:27:15
 
Искатель писал(а) 20.12.2013 :: 22:48:36:
Насчет 17 тыс. танков, сомневаюсь. А вот по инженерным машинам, интересно. Про понтонные мосты на базе танков тоже встречал информацию. Если у Вас имеется какая-либо информация, поделитесь. Я, думаю, вопрос интересный.

Не надо сомневаться. Всего танков было 24 тыс., но много их было на Дальнем востоке и в др. округах. В мемуарах Жукова прямым текстом сказано, что для полного комплекта всех мехкорпусов требовалось свыше 30 тыс. танков, так что имел место явный некомплект.
Академия наук СССР для Жукова собрала точные цифры: за годы войны было создано 105 тыс.танков, причём с учётом эвакуации предприятий, т.е. ежегодно танков создавалось столько, сколько уже было 22 июня. В какую дыру всё это провалилось - один бог знает.
В Интернете можно найти всё. Особенно много ссылок на танк Т-26: и мост самоходный, и цистерна для топлива, и тягач орудийный с пулемётом, и просто пулемётный танк поддержки пехоты, и танк огнемётный. Нужно только запросы посылать с ключевыми словами.
Наверх
 
Kaviko
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 722
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #12 - 21.12.2013 :: 11:43:53
 
Ubivec писал(а) 20.12.2013 :: 23:52:19:
Добровольцы из народа использовались на земляных работах только в 41 г. на защите крупных городов

Как-то непросто представить, чтобы крестьянин Самарской области вдруг добровольно вызвался рыть окопы под Москвой. Откуда ему знать, что там вообще есть такая потребность? На эти земляные работы и детей гнали, а они тем более не могли догадаться, что за работы нужны фронту.
Всё делалось просто: ты знаешь, сколько кубов грунта нужно вынуть и в какие сроки, и делаешь расчёт нужного количества людей. Затем начальники отправят разнарядки по градам и весям, по школам и колхозам: в такой день вот столько человек должны явиться в такое место. А там пусть сами решают, кто из них – доброволец.
Наверх
 
Искатель
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1900
Челябинск
Пол: male

ЧГПУ
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #13 - 21.12.2013 :: 17:03:12
 
Ubivec писал(а) 20.12.2013 :: 23:52:19:
Добровольцы из народа использовались на земляных работах только в 41 г. на защите крупных городов

То, что это в массе своей были добровольцы - это вряд ли.
Наверх
 
Antistatik
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 2989
Пол: male

БТИСМ
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #14 - 21.12.2013 :: 18:04:20
 
Ubivec писал(а) 20.12.2013 :: 23:52:19:
Еще одним фактом в деле окапывание стала советская наработка "индивидуальных ячеек", когда солдат копал окоп только на себя. С точки зрения укрытия и незаметности - это лучше траншеи, но не учли такие факторы, как маневр силами по фронту, и психологическое ощущение плеча.

Вы заблуждаетесь, таким образом оборона никогда не строилась, ну только если в самом начале, когда нет времени, но так было у всех. Единственное отличие, это то что позиция отдельного солдата была вынесена от основной траншеи на некоторое расстояние,ЕМНИП, 2-3 метра, но она соединялась с основной траншеей ходом сообщения.
Наверх
 

Такая странная  вещь - речь, ведь если хочешь, ею можно выразить все, что угодно,  хоть  устно, хоть на  бумаге...  Есть  только  большая вероятность,  что  тебя  поймут неправильно.
Antistatik
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 2989
Пол: male

БТИСМ
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #15 - 21.12.2013 :: 18:13:25
 
Kaviko писал(а) 21.12.2013 :: 11:27:15:
Не надо сомневаться.

Надо, сколько было техники и какой в приграничных округах на 22 е июня известно давно. 17 тыс не было.

Kaviko писал(а) 21.12.2013 :: 11:27:15:
В Интернете можно найти всё. Особенно много ссылок на танк Т-26: и мост самоходный, и цистерна для топлива, и тягач орудийный с пулемётом, и просто пулемётный танк поддержки пехоты, и танк огнемётный. Нужно только запросы посылать с ключевыми словами.

Забавная мешанина,немного краткого ликбеза для тех кто не осилил стать в вике об этом танке.
просто пулемётный танк поддержки пехоты - был просто первым Т-26, башню с пушкой ему прикрутили несколько позже.
Из всего разнообразия различных проектов на база Т-26 заметное количество было выпущено только огнемётных.
Остальные были либо просто экспериментальными либо выпускались очень небольшими сериями в несколько десятков машин.
Наверх
 

Такая странная  вещь - речь, ведь если хочешь, ею можно выразить все, что угодно,  хоть  устно, хоть на  бумаге...  Есть  только  большая вероятность,  что  тебя  поймут неправильно.
Искатель
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1900
Челябинск
Пол: male

ЧГПУ
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #16 - 21.12.2013 :: 19:17:11
 
Kaviko писал(а) 21.12.2013 :: 11:27:15:
В мемуарах Жукова прямым текстом сказано, что для полного комплекта всех мехкорпусов требовалось свыше 30 тыс. танков, так что имел место явный некомплект.

Конечно, давненько Жукова читал, но не припомню таких цифр  Озадачен
Наверх
 
Искатель
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1900
Челябинск
Пол: male

ЧГПУ
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #17 - 21.12.2013 :: 19:30:03
 
Вот здесь информация по танкам у Красной Армии в 1941 году - всего 23767 , в боеготовом состоянии - 19242. Естественно, что не все были сосредоточены на Западе. Довольно мощная группировка была на Дальнем Востоке и в Сибири, откуда могла исходить угроза со стороны Японии.
http://istmat.info/node/26088
Хм, цифры, конечно, интересные
Наверх
 
Antistatik
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 2989
Пол: male

БТИСМ
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #18 - 21.12.2013 :: 19:56:24
 
Искатель писал(а) 21.12.2013 :: 19:30:03:
Естественно, что не все были сосредоточены на Западе.

Традиционно в "на Западе" в 22му июня включают: ЛВО, ПОВО, ЗОВО, КОВО, ОДВО. ЛВО несколько с натяжкой, потому как он воевать начал позже и с финами, а основные потери техники понёс уже в боях с немцами в июле-августе.
Следовательно цифирь следующая всего в пяти округах 12,8 тыс танков, боеготовых - 10,6 тыс., плюс 900 Т-27. Т-27 считают отдельно в силу того что они были приданы УРам и часто вкапывались в землю и использовались как ДОТы.
Наверх
 

Такая странная  вещь - речь, ведь если хочешь, ею можно выразить все, что угодно,  хоть  устно, хоть на  бумаге...  Есть  только  большая вероятность,  что  тебя  поймут неправильно.
Kaviko
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 722
Re: Строительная техника в годы Великой Отечественной войны
Ответ #19 - 21.12.2013 :: 20:07:44
 
Искатель писал(а) 21.12.2013 :: 19:17:11:
Конечно, давненько Жукова читал, но не припомню таких цифр


   Вот цитата из жуковских мемуаров: "Однако мы не рассчитали объективных возможностей нашей танковой промышленности. Для полного укомплектования новых мехкорпусов требовалось 16,6 тысячи танков только новых типов, а всего около 32 тысяч танков. Такого количества машин в течение одного года практически взять было неоткуда, недоставало и технических, командных кадров."  Да, конечно, 32 тысячи танков за год не выпускалось даже во время войны.  Но каков масштаб, а?!
   И дело не только в танках Т-26. В серийном выпуске были Т-28, БТ-7, плавающие танки разведки. В 1941г. к 22 июню в строю были и Т-34, и супертанк КВ – в общем количестве свыше 1800. Было множество марок, которые, действительно, выпускались едва ли не в штучных экземплярах (Т-50 было выпущено 75 штук), но это не говорит о том, что СССР вот именно этого жутко недоставало, и поэтому он, конечно, был слаб и немощен. Гудериан в своих мемуарах танки считает сотнями, а Жуков – десятками тысяч. Гудериан хвастает, что отстоял идею использовать танки именно в ударных танковых кулаках, а не как поддержку для пехоты и кавалерии или разведки – СССР же имел и танковые (т.н. «механизированные») корпуса, и танковые полки в кавалерии, и танки поддержки пехоты, и танки разведки – у каждого была своя модель и форма.
   Наконец, советские бронемашины БА-6 в Испании подбивали немецкие танки, ибо на них стали ставить танковую башню с пушкой 45 мм. И ракетное оружие в 1941г. в СССР было («реактивные снаряды»). Не было только моральной готовности драться ВСЕМ МИРОМ, насмерть, на каждом участке фронта.  А без такой готовности вся техника стала лишь железом для немецких трофеев.
22 июня 1941г. границу СССР пересекли св. 3 тыс. немецких танков и 1300 штурмовых орудий (похожих на железную трансформаторную будку на малых гусеницах) (Г.К.Жуков). Вот такая математика.
Наверх
« Последняя редакция: 21.12.2013 :: 20:13:22 от Kaviko »  
Страниц: 1 2 3 
Печать