Но глобальные события прошлого прошли мимо ещё одного не хрониста того времени некоего Джилься Флетчера.
"сочинение Ф. содержит в себе при некоторой односторонности общего взгляда немало важных сведений, характеризующих сословный и административный строй Московского государства, почему оно и
считается одним из главных источников для истории России XVI в."
Хоть и не хронист, а его показания историки очень уважают.
Может и нам уважить? Тем более, что версия Флетчера ещё забавнее, чем Горсея, но всё-таки никак не согласуется со школьной программой.
"
Татары утверждают, что, кроме Астрахани и Казани (древнего владения восточных татар), вся страна от их границ на север и запад до города
Москвы, не выключая и самой Москвы, принадлежит им."
Неужели воспоминания о МТН всё-таки дошло до Флетчера? Когда-то Москва была татарской? Вот оно ИГО
проклятое.
Скрепя сердце читаем далее, мужественно готовясь принять на грудь любую историю о татарском рабстве.
Как бы нибыла она страшна для самолюбия истинного патриёта.
"Такое показание кажется справедливым, судя по словам самих русских, которые
рассказывают об особенном обряде, который русский царь должен был повторять каждый год в знак своего подданства Великому Хану
Крымскому"Вместо чего-то страшного получается пока какое-то недоразумение.
В памяти у самих русских страшное ИГО запечатлелось в виде всего лишь какого-то обряда.
Другим ничем не запомнилось?
"
который заключался в том, что русский царь, стоя подле ханской лошади (на которой тот сидел), должен был кормить ее овсом
из собственной шапки, что происходило в самом Кремле Московском. Этот обряд (как они говорят) продолжался до времен Василия, деда
нынешнего царя, который, взяв верх над крымским царем, благодаря хитрости одного из своих дворян (Ивана Дмитриевича Вельского),
принял охотно следующий выкуп, именно: означенный обряд заменил определенной данью мехами, от которой также впоследствии
отказался отец нынешнего царя. На этом основании они продолжают вражду:"И всё!!!
хочется опять воскликнуть. Покормить лошадь Хана-и всё тебе ИГО?
Может подданство ещё как нибудь проявлялось кроме шапки овса, но не настолько могли принеберечь деталями, что бы забыть о НАШЕСТВИИ, о набегах, пожарах, страшных татарских массовых полонах и т.д.
В ПАМЯТЬ ПРО ИГО ОСТАЛАСЬ ТОЛЬКО ШАПКА ЛОШАДИНОГО КОРМА!!!!
Обряд конечно унизительный и люди с особо воспалённым чувством собственного достоинства могут назвать это и ИГОМ и НАШЕСТВИЕМ, но среднестатическое самолюбие, обладая усреднённой воспалённостью, эту ситуацию охарактеризует намного проще. Больше это похоже на взаимоотношения центра и провинции.
Приезжает Хан в провинцию, коей тогда была Москва. Ему там любезно раскланялись. После кормления ханской лошадки наверное и самому Хану чего нить обломилось. Стол накрыли, барышни станцевали и поехал Хан далее владения осматривать.
Всё в рамках внутригосударственных отноршений.
Никакого силового контроля не просматривается.
Обряд дело святое. Исполняли как велось видимо исстари.
Но затем видимо провинция-московия оборзела и стала показывать Хану зубы, притендуя на самостоятельность.
Так иногда бывает, когда окраина получает дополнительный ресурс и начинает обгонять центр в развитии.
В итоге видя, что москву не удержать в пределах своих владений, Хан с радостью соглашается на отступные.
И опять же не в результате длительных и кровопролитных боёв, а какой-то хитрости благодаря.
Как и чем интересно Дмитрий Вельский надурил Хана?
Удивил стеклянными бусами?
И опять же древним врагом Москвы называется только Крымский Хан. Никаких пришельцев типа далёких монгол,
инопланетян, зелёных человечиков.
Разборки исстари кипели только между соседями, которые изначально существовали в рамках одного общего территориально-государственного образования-Великой Тартарии(видимо).
Такие вот непредвзятые выводы напрашиваются из истории Флетчера.