Цитата:Кто должен описывать и где?
Может быть, моя точка зрения кажется экзотической, но я убеждён, что должны существовать курсы всемирной истории. В своё время академик Конрад ратовал за такую единую историю для Средневековья, но она нужна и по другим эпохам. Реально же курсы всемирной истории, повторяю, представляют собой сборники очерков по отдельным странам, периодам и проблемам.
Полвека назад Чайлд заметил, что, к примеру, германцы две тысячи лет назад по уровню развития не отличались от полинезийцев. Но у германцев рядом был Рим; именно поэтому Европа далеко обогнала Полинезию.
История - это непрерывный учебный процесс: финикийцы и критяне учились у египтян и вавилонян, греки и этруски у финикийцев, и т. д. А при нынешнем способе изложения истории получается, будто каждый народ проходил весь путь по чучхе, с опорой на собственные силы. Отсюда очень прочно укоренившееся именно в нашей стране убеждение, что учиться у других стыдно, что надо самим всех учить. На деле в истории выигрывает тот, кто лучше умеет учиться.
Другая сторона той же проблемы. Поскольку каждый специалист возделывает свою полянку, читателю, как правило, предлагают не исторический материал (такой, как у Полибия, Гиббона или Соловьёва), а мнение историка о том, что, по его мнению, происходило и как это следует понимать. Вместо фактов, вместо живого прошлого читатель получает жвачку. То есть историю он так и узнает. Да, подавляющее большинство предпочитает не думать, а глотать пережёванное. Но ведь кто-то же умеет мыслить самостоятельно! Вот для таких думающих людей и нужна настоящая всемирная история.