Сейчас занимаюсь изучением этого вопроса. Решил поделиться мыслями по этому поводу.
Про первую, думаю, объяснять не надо - когда и где она проходила.
Второй столетней называют англо-французское противостояние на море 1660-1815 гг. Это была череда войн и конфликтов между двумя державами в указанный период. Она началась, когда французский флот, созданный Кольбером на манер Версаля - как предмет роскоши и символ престижа, заявил о себе как о состоявшейся силе, разгромив голландцев хваленого Рюйтера. Именно тогда англичане осознали, что от полумиллионной армии короля-солнца их отделяет только Ла-Манш, показавшийся им тогда не шире сточной лондонской канавы.
Третьей столетней, можно назвать военно-морское противостояние между Англией и Францией 1825-1940 гг. И хотя в этой войне нации не уничтожали друг друга, как в предыдущих, её влияние на мировую историю трудно переоценить. В ней, как и в предыдущих, бывали затишья (Антанта, Крымская война), а бывали и обострения, как после первой мировой, немало послужившие началу второй (об этом я упоминал в посте в соответствующей теме).
За начало можно взять изобретение французским адмиралом Пексаном артиллерийских бомб в 1825 году
. Эти бомбы - попросту, начиненные порохом ядра - отменили традиционные деревянные линкоры. Это было технологическое новшество, достаточное для победы в любом морском бою. Хотя и много позже, но это убедительно доказал русский флот в Синопском бою. Русские корабли, вооруженные бомбическими пушками, в считанные часы разнесли турецкую эскадру, таких пушек не имевшую.
Бомба, взрываясь внутри деревянного корабля, производила страшные разрушения и вызывала пожары. В то время, как обычное, цельнометаллическое ядро, пробивало лишь небольшую дыру. Более того, на дистанциях, считавшихся по тем временам большими, или углах падения, отличных от прямых - цельные ядра и вовсе отскакивали от обшивки стапушечных монстров.
Превосходство нового оружия было столь очевидно, что Нахимов, будучи уверенным в легкой победе, даже не стал давать никаких конкретных указаний командирам кораблей, предоставив действовать по обстановке.
Но еще до синопского боя, французский конструктор Дюпюи де Лом нашел средство против бомбы - броню. И война, начавшаяся синопскими аккордами, была продолжена канонадой у Кинбурна. Где три французские бронированные плавбатареи уничтожили крепость, не получив ни каких повреждений.
А в 1859 году де Лом заложил первый в мире броненосец "Глуар" - обшив его деревянные борта 4-дюймовой железной броней. Да-да, первые броненосцы были... деревянными. Более того... рангоутными. То есть, парусными. Со встроенной паровой машиной. Получив в качестве движителя винт вместо ветра, корабль стал гораздо маневренней. Почти весь флот союзников в Крымской кампании был паровым. Но не бронированным.
"Глуар" сразу отменил все линейные корабли, построенные до него. Он один мог разнести в клочья весь английский флот канала, не получив при этом серьезных повреждений. Военно-морская гонка вооружений началась с нуля, вызвав очередную панику на острове.
А закончилось противостояние в 1940 году, после нападения англичан на Французские линкоры в Мерс-эль-Кебире и Дакаре. Единственным моментом в "войне", когда пушки стреляли и люди гибли.
Кстати, Командир "Худа", капитан первого ранга Ланселот Холланд никогда не считал Мерс-Эль-Кебир победой. И с традиционным суеверием англичанина весьма серьезно отнесся к адресованному "Худу" проклятию, брошенному в эфир многоопытным флагманом французского отряда, старым дредноутом "Бретань":
- После этого море не проносит тебя и полгода!
Он почти угадал - в мае 1941, по прошествии 10 месяцев со времени налета на Мерс-эль-Кебир, на 11й минуте боя с "Бисмарком" крейсер погиб от единственного фатального попадания, от рук немецких комендоров - не самых метких, но уж точно самых удачливых в мире (вспомнить тот же Ютландский бой).
Корабль, сделавший первый и последнний выстрел в третьей столелней войне, "Худ":