Адмирал Того
Экс-Участник
|
Вот как топили "Италию": Как гласит итальянский отчет, австрийцы окружили «Ре д'Италию», стараясь пробить его тараном, и один [264] раз действительно ударили в его ахтерштевень, оторвав руль и сделав его в полном смысле беспомощным. Корабль, окруженный австрийцами, находился в самом критическом положении. Его командир Фаа ди Бруно пытался двинуться вперед и подойти ближе к «Анконе», которая в это время загорелась. Но огонь на ней был быстро потушен благодаря предусмотрительности командира, который принял все меры предосторожности на случай подобного несчастья. «Угрожаемый с крамбола неприятелем, «Ре д'Италия» встретил другой броненосец на некотором расстоянии впереди, который старался загородить ему путь. Покинутый и предоставленный своей судьбе, не имея возможности управлять рулем, корабль не мог избегнуть тарана броненосного фрегата, который угрожал ему слева. Командир уже приказал своему экипажу готовиться идти на абордаж, как его корабль сильно накренился на левый борт и пошел ко дну»{182}. Такова итальянская версия.
Тегетгоф, проходя сквозь густое облако дыма, окружавшее суда, вдруг увидел перед собой громадную, серую массу, стоявшую неподвижно. Приказания «Полный ход вперед» и «Быть готовым дать задний ход» были переданы по телеграфу в машинное отделение, и полным своим 11,5-узловым ходом «Фердинанд-Макс» ударил своего противника. Перед «Ре д'Италия» находился другой австрийский корабль, но Фаа ди Бруно, несмотря на храбрые слова на военном совете, не пытался его таранить. Вместо этого он дал задний ход в самую критическую минуту, тогда как если бы он остановился или пошел вперед, то избегнул бы удара. «Фердинанд-Макс» легко всадил свой нос в итальянский корабль, поднявшись на мгновение при нанесении удара, а затем опустившись снова, в то время как таран его с ужасным треском врезался сквозь железную броню и деревянную обшивку в злосчастный корабль. Сотрясение на «Фердинанде-Максе» нельзя назвать сильным; несколько человек упало на палубу в момент удара, и сотрясение ясно почувствовалось в машинном отделении, где машинам тотчас дали [265] задний ход. Австрийский корабль не получил никаких повреждений. «Ре д'Италия», приняв удар, сильно накренился на правый борт{183}, а затем, когда «Фердинанд-Макс» отошел от него, он накренился влево, и на палубе его виден был пораженный ужасом экипаж. Он был так близко, что один австрийский офицер воскликнул: «Какая чудная палуба». На минуту или на две сражение приостановилось, и все взгляды были устремлены на обреченный корабль. Он накренился второй и последний раз и грузно пошел ко дну.
|