* – об аморальности торговли индульгенциями («папскими отпущениями») в XVI веке, в частности, свидетельствует:
1) отношение к ним доктора богословия М. Лютера, сообразно содержания его 95-ти тезисов.
В одном из них М. Лютер приводит каверзные вопросы простых католиков, которые (вопросы) ставили в тупик «наиболее ученых богословов», в их устремлениях поддерживать среди верующих должное почтение к папе:
Цитата:«84. Или: В чем состоит эта новая благодать Бога и папы, что за деньги безбожнику и врагу Божию они позволяют приобрести душу благочестивую и Богу любезную, однако за страдание такую же благочестивую и любимую душу они не спасают бескорыстно, из милосердия?» М. Лютер.
2) Конфликт М. Лютера с Римско-католической церковью привел к церковному расколу с возникновением Протестантизма. Протестанты же, что в данном случае немаловажно, вообще отказались от католический традиции отпущения грехов прихожан священниками.
3) Фактически, признав аморальность торговли индульгенциями, «папа Пий V в 1567 году запретил любое предоставление индульгенций, включающее какие-либо денежные расчёты».
** – «Книги мертвых» получили широкое распространение в Древнем Египте лишь во времена Нового царства (1580–1085гг. до н. э.) в связи с популяризацией в это время учения о загробном суде.
Основой для концепции загробного суда стала идея посмертной ответственности усопшего за свои добрые и злые дела, совершенные им при жизни, что и являлось предметом рассмотрения богов загробного судилища в чертоге Двух Истин царства мертвых Осириса.
Вердикт суда предусматривал лишь две крайности – либо рай в царстве мертвых Осириса, либо безвозвратная гибель тела и души в пасти чудовища Аммат (по другим источникам – Собаки Пожирательницы) здесь же в зале суда.
Представлений об Аде для грешников в религии Древнего Египта того времени ещё не существовало.
Сообразно учению о загробном суде, усопший, представ перед богами загробного судилища, должен был произнести «негативную исповедь», состоящую из 42 пунктов.
Цитата:«В этой «негативной исповеди» содержится целый моральный кодекс, нарушения которого карались загробным судом. Это типичный для того времени перечень грехов – ритуальных и собственно нравственных, которых должен был избегать египтянин времен Нового царства, ибо они препятствовали достижению вечной жизни». (М.А. Коростовцев «Религия Древнего Египта». М. Изд-во «Наука». 1976.)
Несколько из её пунктов:
Цитата:«Я не совершил несправедливостей против людей;
я не был жесток к животным;
я не совершал грехов в Месте Истины;
я не был безразличен, видя зло;
я не богохульствовал;
я не отнимал [ничего] у бедняка;
я не нарушал божественного табу;
я не отравлял;
я не заставлял [никого] рыдать;
я не убивал;
я не приказывал убивать;
я никому не причинял страдания;
я не крал печенья [поднесенные] для умерших;
и т. д.»
Таким образом, египтянину, чтобы рассчитывать на вечную жизнь в раю царства мертвых Осириса, необходимо было «прожить свою жизнь с Маат в сердце», т.е. вести максимально праведный образ жизни, соблюдая этические и ритуальные нормы египетского общества.
Вполне очевидно, что закоренелый грешник, чей груз греховных деяний и его злых дел был значительным, не мог рассчитывать на оправдательный вердикт богов загробного судилища, поэтому его судьба после смерти была предопределена – сгинуть навеки телом и душой в пасти чудовища Аммат.
Казалось бы, все это может свидетельствовать о высоконравственном наполнении учения о загробном суде, что, несомненно, должно было способствовать укреплению нравственно этических устоев египетского общества, на страже которых в религиозном сознании египтян стояла богиня Маат.
А теперь давайте рассмотрим в контексте учения о загробном суде роль «Книги мертвых», которая единственно была предназначена для её прочтения усопшим, поэтому и подлежала захоронению вместе с его мумией.
Об аморальности торговли заупокойными «Книгами мертвых» свидетельствует, в частности, содержавшаяся в ней Всесильная заупокойная магия, якобы способная повлиять на вердикт загробного суда, избавляя обладателя «Книги мертвых» от обвинительного вердикта, фактически, открывая ему «врата» рая царства мертвых Осириса:
Цитата:«Если в 125-й главе «Книги мертвых» очень важную, можно сказать основную, роль играет загробный суд, основанный на нравственном принципе, то магия, пронизывающая всю «Книгу мертвых», в этой главе призвана не допустить неблагоприятного для умершего приговора суровых загробных судей».
«Всякий египтянин с этой главой в руках и на устах оказывался безгрешным и святым, а с 30-й главой он магически заставлял свое сердце не говорить против него дурно, т. е. насиловал свою совесть. Таким образом, вся глава была просто талисманом против загробного осуждения».
(М.А. Коростовцев «Религия Древнего Египта». М. Изд-во «Наука». 1976.)
Фактически, торговля «Книгами мертвых» дискредитировала нравственные принципы, положенные в основу учения о загробном суде. Поскольку любой закоренелый грешник, прикупивший её перед смертью, был уверен, что её Всесильная магия убережет его от загробного осуждения, и ему будет гарантирован оправдательный вердикт с последующей перспективой вечной жизни в раю царства мертвых Осириса.
Торговля дельцами заупокойного бизнеса «Книгами мертвых» позволяла любому закоренелому грешнику, знавшему при жизни о существование такого талисмана, и вовсе не озадачиваться соблюдением нравственно этических норм поведения в обществе. Это ему позволяло приумножать до бесконечности содеянное им зло, ничуть этим не озадачиваясь, т.е. вести запредельно аморальный образ жизни, лелея надежду после смерти попасть в рай, для чего ему всего лишь следовало прикупить у дельцов заупокойного бизнеса «Книгу мертвых», вполне возможно, на деньги от совершенных им злодеяний.
Можно ли признать торговлю «Книгами мертвых» в Египте аморальной?
Сама возможность прикупить её перед смертью, поощряла её потенциальных обладателей вести аморальный образ жизни,
наплевав на нравственные устои египетского общество.=================================
Можно смело констатировать наличие в религии Древнего Египта времен Нового царства (1580–1085гг. до н. э.) прототипа Римско-католических индульгенций («папских отпущений») времён бойкой торговли ими в XVI веке. Индульгенции того периода, в частности, открывали врата христианского рая (Царствия Небесного) перед теми, чьи души отбывал наказание в Чистилище, и чьи родственники, проявив трогательную заботу о спасении их души, покупали специально предназначенные для таких случаев индульгенции. Осуждая подобную практику, М. Лютер писал:
Цитата:«27. Человеческие мысли проповедуют те, которые учат, что тотчас, как только монета зазвенит в ящике, душа вылетает из Чистилища».
============================
Просьба к тем, кто не сочтет аморальной торговлю либо индульгенций, либо «Книг мертвых», пояснить причину своего решения.