shinga писал(а) 20.12.2021 :: 22:43:57:А ещё Масуди пишет, что турки - вид славян )) а ещё он пишет, что ар-рус на Севилью напали
К чему этот спич? Или мне в таком же стиле вам отвечать?
shinga писал(а) 20.12.2021 :: 23:16:10:Владения хазар - понятие очень размытое. Нерегулярные сборы дани - это ещё не владение. Вон, воеводы Ивана III дань в Западной Сибири собирали - и что? Казаки с айнов ясак собирали на японском острове Саппоро... Известны примеры двоеданства, и даже троеданства: с саамов драли дань одновременно новгородцы и норвежцы. Не спекулируйте на теме северной периферии Хазарского каганата. Ничего путного из этого не получится.
Вот вы как раз и спекулируете на теме. Поскольку вам по существу вопроса сказать нечего, а тем более показать присутствие скандинавов где либо кроме Ладоги, Городища и верховьев Днепра. Не занимайтесь демагогией.
shinga писал(а) 21.12.2021 :: 01:17:12:Супруты:
Подражание дирхему, княгиня Ольга?:
серебренник Владимира:
И к чему это? Еще раз повторяю трезубец появляется только при Владимире. Причины смены им двузубца на трезубец давно объяснены.
shinga писал(а) 20.12.2021 :: 23:29:58:Роль Супрут в историографии сильно переоценена. На мой взгляд, это было рядовое поселение вятичей: ничего выдающегося.
Это сугубо ваше оценочное суждение. Вы специалист в археологии, вы занимались Супрутами? Если нет, процитируйте мнение тех специалистов по Супрутам которое совпадает с вашим.
shinga писал(а) 20.12.2021 :: 23:29:58:Нет ремесленных комплексов, население этнически однородно. Земледельцы.
Вы действительно читали что то про Супруты? Смотрим Григорьева: "
На последнем следы пребывания дружины фиксируются особо отчетливо. Этот памятник резко отличается не только от синхронных памятников роменского типа, но и от других поселений Восточной Европы67. Изначально поселок занял территорию небольшой, до 0,6 га, площадки городища первых веков н. э. Впоследствии, на протяжении более чем ста лет, площадь его не увеличивалась... Усадебного характера в планировке поселения не прослеживает-
ся. Можно предполагать, что постройки располагались по периметру, оставляя свободной центральную часть поселения. Застройка при этом была весьма плотной68.
Характерной особенностью поселения являлось полное отсутствие зерновых ям, т. е. население не занималось хлебопашеством. В тоже время отмечено множество случаев находок орудий труда, в том числе в виде кладов. Однако положение наральников, серпов и кос в последних, указывает на то, что они были уложены без деревянных частей. Можно предположить, что в данном случае, железные детали орудий труда являлись предметом торговли.
На поселении не отмечено следов первичной обработки железа, но фиксируются следы кузнечного производства... Население поселка было полностью уничтожено во втором десятилетии X в.69, что позволяет нам приблизительно реконструировать его количество и половозрастной состав. В изученной раскопками части, которая составляет около половины всей площади поселения, было зафиксировано более 110 костяков. Из них не более 1/6 принадлежало мужчинам активного возраста. Следовательно,
можно предположить, что все население не превышало 250 человек, из коих лишь около 40 могли носить оружие. Количество найденных топоров и удил соответствует приведенной цифре.
Есть все основания полагать, что на городище размещалась небольшая конная дружина. Основным оружием воинов был топор, но часто использовались и копья, наконечники которых не являются редкой находкой на памятнике. Так же широко применялись лук и стрелы. Помимо многочисленных наконечников стрел, в материалах поселения известны колчанные петли и крючки.
Мобильная дружина, расположенная в центре перевалочного узла из Дона в Оку, могла эффективно контролировать все его участки. Жители поселка активно участвовали в транзитной торговле... Наконец, вещевой материал указывает на очень широкие внешние связи поселка. С юга происходят сердоликовые, хрустальные и стеклянные бусы, а также фрагменты амфор. С мусульманским миром связана находка фрагмента серебряной капторги. В венгерских древностях Приуралья находят аналогии детали седла, сбруйные и поясные бляшки и разделители. С салтовскими древностями связаны многочисленные детали пояса, одежды, конской упряжи и парадных керамических сосудов. Многочисленны украшения балтского и финно-угорского типов. Широко представлены изделия скандинавских мастеров, в том числе уникальные удила, украшенные в стиле Borre71. Несколько предметов имеют прямые аналогии в Моравии". (А.В. Григорьев НАСЕЛЕНИЕ МЕЖДУРЕЧЬЯ ДНЕПРА И ДОНА В VIII — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XI в.)
Примерная численность дружины на Супрутах , в Гнездово подсчитаны. А какая численность дружины была в Ладоге в этот период, на Рюриковом городище вы можете сказать? Каков был ее состав, вооружение?
Есть и еще один любопытный момент... В Супрутах было обнаружено погребение мужчины на левом виске находилась миниатюрная проволочная серебряная серьга . Это степная традиция. Мужские погребения с одной серьгой известны в СМК. Ну и как тут не вспомнить Святослава. На степное присутствие указывают и находки вооружения поясные наборы и конская упряжь. Это не считая керамики. Хотя в целом ясно что там был интернационал, так как есть и финские древности. Что касаемо норманнов. Читаем Мурашову: "Поселок роменской эпохи погиб в результате штурма и финальный горизонт оказался насыщен огромным количеством находок, в состав которых входят
предметы славянского, (роменского), хазарского (салтовского) и скандинавского происхождения. Феномен данного памятника, очевидно, обусловлен как его расположением на границе сфер влияния варяжских
князей и Хазарии, которая проходила в бассейне Оки, так и вхождением в систему Донского речного пути... Статистический анализ коллекции украшений,
насчитывающей 242 предмета показывает, что с роменской традицией можно связать лишь 15 % изделий, 50% изделий составляют вещи иных этнокультурных традиций, 35% вещей не имеют точной этно-культурной
привязки. В составе «импортов» 24% составляют украшения скандинавского происхождения, они представлены различными категориями...
Коллекция предметов из раскопок городища Супруты указывает на
пестрый этнический состав населения, одной из составных частей которого были выходцы из Северной Европы. Об этом свидетельствуют не только
общепринятые маркеры, указывающие на скандинавское присутствие, но и, на наш взгляд, большая коллекция торгового инвентаря, включающая 24 гирьки для малых взвешиваний, совершенно не встречающихся на
«классических» роменских поселениях, но являющихся обычными находками на памятниках эпохи викингов Скандинавии и «дружинных» памятниках Восточной Европы. Наличие в составе материальной культуры
Супрут скандинавских древностей и предметов торгового инвентаря резко отличает памятник от других поселений междуречья Оки и Дона. Именно появление скандинавов, вероятно, выделило Супруты из всех поселков
региона, превратив его в административный и торговый центр в северной части Донского речного пути". (В.В. Мурашева СКАНДИНАВСКИЕ НАХОДКИ ИЗ РАСКОПОК
СУПРУТСКОГО ГОРОДИЩА)
Конечное Мурашова страстная поклонница норманнов и изрядно преувеличивает их присутствие в В.Е. но очевидно что какое то количество скандинавов, возможно, выходцев с Готланда на Супрутах присутствовало.
shinga писал(а) 20.12.2021 :: 23:29:58:Присутствие богатых импортов из Скандинавии и СМК объясняется исключительно военной катастрофой, которая уничтожила Супруты.
На основании чего вы это решили?
shinga писал(а) 21.12.2021 :: 00:07:56:Итиль - это рынок. Большой восточный базар, куда приезжают со всех сторон купцы с товарами со всей Ойкумены. Другого подобного в IX в. в Восточной Европе просто нет. И рынок этот "держал" каган-смотрящий. С каждого приезжающего брал денюшку.
Где рассказывается о том что русы отоваривались на этом рынке? Все источники говорят о том что русы через Итиль ВСЕГДА шли транзитом, с разрешения хазарского кагана. И опять же это уже Х века, когда Русский каганат приказал долго жить.
shinga писал(а) 21.12.2021 :: 00:07:56:Заманчивая перспектива для конунга-изгоя и всей его братвы.
Это ваши ничем не покрепленные фантазии. На которые я уже ответил цитатами из Горского, Назаренко и Толочко.
shinga писал(а) 21.12.2021 :: 00:07:56:Как там Святослав сказал, помните? Любо ми есть в Переяславци быти...
Вы уверены что Святослав это говорил, а не придумал летописец?