Livepodvodnik писал(а) 13.12.2021 :: 23:44:26:с ругами нет "скользящего этнонима"
Русы стали жить на месте скифов - произошла замена
Венды стали жить на месте вандалов - опять замена
А где по Тациту жили руги? На берегу Океана. У Иордана это улмеруги
А вот у Прокопия руги издревле жили в Норике
А разве русы стали жить на месте кельтов? Нет, но это не мешало латинским авторам с Х11 века называть русов рутенами. Та же песня и с ругами. Отождествление с древними народами по созвучию.
Livepodvodnik писал(а) 13.12.2021 :: 23:44:26:Титул нужно доказать. Франской император не признал за русами титул каган
Первое, франкский император не признавал титул каган за некими норманнами, а то что под ними подразумевались русы надо еще доказать. Второе, франкский император не признавал титул каган и за хазарским правителем, но это уже личные трудности франков и это никак не отменяет того что хазарский правитель носил титул каган. Третье, франский правитель признавал титул каган только за правителем авар и болгар. А вот греки за правителем болгар такого титула не признавали. Они и за правителем франков не особо титул император признавали. и что?
Так что все эти рассуждения о важности титула Rex (Regina) Rugorum применительно к правителям Руси особенно в контексте попыток объяснить их происхождение это нивелирование проблемы.
Livepodvodnik писал(а) 14.12.2021 :: 01:06:41:Иордан в Гетике упоминал как Германарих среди приволжских народов покорил в том числе rogaz. А потом вдруг и росомоны выскакивают, как черт из табакерки
Относительно поволжских rogaz, а точнее Rogastadsans, то версий их этнического происхождения не мало. У И.В. Зиньковской в статье О НОВЫХ ПОДХОДАХ К ИНТЕРПРЕТАЦИИ СПИСКА “СЕВЕРНЫХ НАРОДОВ” В “ГЕТИКЕ” ИОРДАНА дан неплохой обзор. Если кратко то: "Большинство исследователей видели в Rogastadsans какой-то финно-угорский народ (народы) или даже конкретно угров, ссылаясь на то, что в бассейне Суры есть р. Урга (Рыбаков 1987: 34). Некоторые находят в них готскую форму имени птолемеевых робасков или даже гибридное сложение из индоарийского *roca- “cветлый”, “белый” и готского stadja “берег” – “Белобережье” (Трубачев 1999: 57, 265). Однако
более вероятна этимология “Берег ругов” (Rugii – по Фасмеру буквально “ржаные”). Руги – племя, иногда входившее в готскую коалицию, но чаще действовавшее самостоятельно (Korkkanen 1975: 63–66)." Сама же Зиньковская опираясь на лингвистику и археологию считает что : " иордановы Rogastadsans, скорее всего, восходят к готскому слову *Raúastadians с весьма
прозрачным значением “обитатели берегов Ра (Волги)” (Шрамм 1997: 77). Важно, что почти всегда последних локализуют в Среднем Поволжье или уже за Волгой.
На этом основании нам
представляется возможным идентифицировать Rogastadsans (*Raúastadians) – “обитателей берегов Волги” с этносом, оставившим в Самарской Луке группу памятников позднеримского времени типа городища Лбище (Матвеева
1986)." Зиньковская вопреки мнению Матвеевой полагает что оный этнос связан с германскими переселенцами на Волгу. насколько это обусловлено археологически судить не берусь, не моя тема. Вопрос в другом, в том что даже казалось бы знакомые
этнонимы могут иметь самое разное лингвистические объяснения и контексты. Поэтому все эти казалось бы очевидные очевидности на само деле не столь очевидны. По факту никто не знает что или кого имел ввиду тот или иной античный и средневековый автор называя тем или иным этническим именем, если тут путаница по созвучию или сработал принцип слышал да не понял, одна бабка сказала, то есть передача терминов через третьи а то и десятые руки и последующая подгонка их под более знакомые и понятные. Поэтому любой этноним надо рассматривать через общий контекст и касающиеся его источники.