shinga писал(а) 11.12.2021 :: 23:17:09:Если я правильно вас понял, то росы-аланы (СМК) в IX в. включились в торговлю серебром по Дону.
На счет роса-аланов все несколько сложнее. СМК достаточно сложная в этническом плане структура. Относительно того кто там был росами даже среди сторонников этой версии единсвта нет. Кто-то видит в росах СМК алан, кто то тюркское население, кто то славянское. Как по мне росы в рамках СМК это полиэтнос, на уровне социальной группы. В крыму росы это скорее готоаланы. Часть которых вероятно вместе с другими этническими группами вроде тех же адыгов ушла на Дон. Как до этого этот же полиэтност стал основой пастырской культуры в Поднепровье.
shinga писал(а) 11.12.2021 :: 23:17:09:В политическом отношении - вассалы Хазарского каганата.
Достаточно спорное утверждение. Ничем не подтвержденное и ничем не подкрепленное, кроме предположений хазароведов. О чем специалистами по СМК написано более чем достаточно. Даже сторонники хазарской принадлежности СМК вынуждены писать: "Возникновение единой воинской культуры в условиях славяно-хазарского пограничья следует рассматривать как
факт превращения бассейна Северского Донца в геополитическом отношении в отдельный самостоятельный регион Хазарского каганата — Северо-Западную Хазарию" (В. С. Аксёнов Элитный конский убор у лесостепного населения салтово-маяцкой культуры. Stratum plus. №5. 2019). Кстати в этой же статье Аксенов отмечает и еще одну любопытную вещь: "В контексте этого интересна цветовая символика элитного убора конского снаряжения нетайловского населения. Как нам представляется, практика изготовления сбруйного убора из серебра у данного населения была не случайна, а символизировала их принадлежность к правому (западному) крылу хазарского войска.
У древних кочевников Центральной Азии запад обозначался белым цветом, что позволило О. Б. Бубенку поддержать гипотезу о связи термина «сарагуры» (белые/западные огуры) с этнонимом «болгары» письменных источников (Бубенок 2013: 3—4). А если принять во внимание, что часть болгар (под начальством Батбая) после разгрома Болгарии Кубрата хазарами вошла в состав нового политического образования — Хазарского каганата (Артамонов 2002: 190), то вероятно и то, что в новом политическом образовании они заняли место на правом (западном) крыле хазарского войска".
В контекст данного предположения вполне вписывается и предположение что данная цветовая гамма могла распространяться и на аланское население СМК и тогда рухс-аланы т.е. сияющие, блестящие, шире- белые аланы вполне обоснованно. Как в целом и перенос всего названия на полиэтничное население СМК рухс - светлые, блестящие, благородные, белые при общем контексте - западные.
Возвращаясь к степени зависимости СМК о хазарского каганата. Сугубо на мой взгляд в начале формирования СМК такая зависимость была.
shinga писал(а) 11.12.2021 :: 23:17:09: А что потом произошло?
Потом в каганате началась смута и СМК отделилась, построив свой собственный Русский каганат просуществовавший до рубежа 9-10 вв. В пользу этого говорит достаточное количество фактов. Аксенова я выше уже процитировал. Археология показывает что у салтовских крепостей и городищ наиболее укрепленными юго-восточные и восточные стены, то есть стены которые защищали городища со стороны Хазарского каганата. Смотрим что в частности пишет Свистун; "преобладающее большинство укреплений располагались вблизи переправ на высоких правых берегах, чем наглядно указывается их военно-стратегическая направленность против противоположных, левых берегов, обращенных на восток или юго-восток. К тому же ряд салтовских поселений расположенные за линией укреплений вдоль р. Северский Донец в западном направлении. При этом эти поселения на Западе не имеют укреплений и расположены на близком расстояния от поселков славянского мира. Все это совсем не свидетельствует о жестком контроле границы Хазарским каганатом в Северодонецком микрорегионе с помощью линии обороны, созданной из салтовских лесостепных городищ.
Наоборот, вся мощь этих городищ и военно-стратегический потенциал был обращенный в обратном направлении»(Свистун Г.Е. Трансформация взглядов на Социальную и Стратегическую роль лесостепных городищ Салтово-маяцкой культуры. Проблемы и возможные пути их решения.).
Хуже того, археологи сходятся во мнении что славяне также принимали активное участие в формировании СМК: "В свете новых находок уже уместно говорить и о присутствии пеньковского населения на городищах салтовской культуры: Северское (где можно предположить и создание защитных сооружений в это время)27, Мохнач (где есть единственный хозяйственный комплекс с пеньковской керамикой)28 и Короповы Хутора29.
Все это позволяет вновь обратить внимание исследователей на проблему участия пеньковского населения в сложении лесостепного варианта салтовской культуры, что требует отдельного масштабного исследования". (В. В. Колода МЕСТО «АНТСКОГО КЛАДА» С ГОРОДИЩА КОРОПОВЫ ХУТОРА В КОНТЕКСТЕ ВЗАИМОВЛИЯНИЯ ПЕНЬКОВСКОЙ И САЛТОВСКОЙ КУЛЬТУР)
Данной точки зрения придерживаются и другие специалисты по СМК тот же Аксенов, Бубенок.
shinga писал(а) 11.12.2021 :: 23:17:09:Как они передали своё имя Русской Земле?
Вопрос сложный. Если бы я знал на него точный ответ может нобелевку бы получил. Давайте просто рассмотрим факты. Первое ПВЛ в которой говориться следующее: "В лето 6390 (882). Пошел в поход Олег,
набрав с собой много воинов: варягов, чуди, словен, мерю, весь, кривичей, и пришел к Смоленску с кривичами, и взял город, и посадил в нем мужа своего... И сел Олег княжить в Киеве, и сказал Олег: «Это будет мать городам русским». И были у него варяги и словене,
и прочие – прозвавшиеся русью". Как видим в начале похода объединенное войско Олега русь не называется, в Киев приходят тоже варяги и словене, плюс там присутствуют некие прочие прозвавшиеся русью. Еще Шахматов писал о том что собственно русью войско Олега стало называться только в Киеве. Потому что по версии Шахматова, в изначальной версии легенды о призвании Рюрика, призванные были варягами, что и отражено в НПЛ. Отождествление их с русью по Шахматову произошло значительно позже. Русью Шахматов считал только тех скандинавов которые пришли в В.Е. раньше Рюрика и осели в Киеве. Вот от них войско Олега и получило имя русь. Но археология показывает что никаких норманнов в Киеве до Х века не было, от слова вообще. А вот салтовские следи имеются. Следовательно можно предположить что прочие прозвавшиеся русью в ПВЛ и были представителями реальной руси, не скандинавского происхождения. Здесь же и произошла передача имени. Смотрим далее, археология. Следов норманнов на Дону и Волге ниже Булгара нет. Но при этом в самых ранних кладах Готланда имеются дирхемы причем некоторые из них фальшивые так называемого "хазарского чекана". Янин считал что их чеканили где то на территории СМК. Дальше в начале 9 века в Ладоге появляется стекольная мастерская и предметы салтовского круга включая восточные кафтаны. Тогда же примерно предметы степного включая салтовское, происхождения появляются в Бирке. То есть какой то контакт между севером и СМК был. Где он осуществлялся вопрос. Можно предположить что в Поднепровье в районе Гнездово, где фиксируются салтовские предметы в самых ранних слоях. Отмечается и салтовское влияние на погребальный обряд смоленских длинных курганов, при этом в катакомбах СМК находят женщин представительниц славянского населения верхнего Поднепровья, то есть смоленских кривичей. То есть контакты были и на брачном уровне. В погребениях скандинавов верхнего Поднепровья также имеются предметы салтовского круга, а в Гнездово погребения в которых конь лежит по степному обряду при степной сбруе. Где то здесь во всех этих фактах и надо искать ответ на все эти вопросы передачи имени. Ну и третий момент, с тем что тамга рюриковиячей имеет степное происхождение согласны даже самые упертые норманисты. Причем эволюция тамги шла именно по иранскому сармато-аланскому сценарию. Оснований для передачи тамги у степных народов только три: 1) вассальные отношения, когда тамгу сюзерена носят вассалы;2) родственные отношения, включая заключение брака; 3) гибель рода владельца тамги, в этом случае тамгу может принять другой род для оборетения фарна. То есть после гибели Русского каганата какой то из этих трех факторов сработал для передачи тамги от рода кагана народа рос к представителям других, включая этнически, династий. В контексте свеонов хотелось бы напомнить что сарматские тамги в эпоху переселения народов наносили на свое оружие некоторые германские племена. Да и вообще симбиоз германцев с сарматами, включая алан имеет глубокие исторические корни. Он фиксируется даже на уровне мифологии. Общее между иранскими и скандинавскими отмечается давно. Так же давно отмечены иранские и в целом степные параллели в "изобразительном" искусстве скандинавов, я имею ввиду все эти рунические камни Готланда и в целом Скандинавии. Вот когда все эти факторы и будут осмысленны в едином комплексе и ключе, тогда и можно будет что то понять в Русской истории.
shinga писал(а) 11.12.2021 :: 23:17:09:И было ли завоевание Киева Олегом?
С Олегом все сложно. Как по мне это полумифический собирательный персонаж, нужный летописцу исключительно для связи в цепочке Рюрик- Игорь. Хотя вероятно что реальный человек с таким именем в окружении Игоря скорее всего был. Но вот был ли он великим князем как об этом говорит летописец большой вопрос и большие сомнения. Я уже задавал историкам вопрос, за каким лешим и по какой причине Олег с Игорем бросили богатую Ладогу, куда стекались товары со всей ойкумены и свалили в никому не нужный нищий мал городок Киев, где в то время полный экономический вакуум, по оценке археологов. Ответа на этот вопрос нет. Он просто игнорируется. А без ответа на него рассуждать о русской истории невозможно. Есть и второй вопрос на который я жду ответа от профи. (Жалею что в свое время не задал его Л.С. Клейну, с ним было бы это интересно обсудить). Почему Игорь не упомянут ни в одном из договоров Олега, хотя именно Игорь согласно ПВЛ легитимный правитель Руси, а Олег всего лишь регент при нем. При этом Игорь уже давно половозрелый мужчина 30 и лет, и согласно НПЛ именно он князь а Олег при нем воевода. Без ответа на этот вопрос так же бессмысленно обсуждать русскую историю.