scriptorru писал(а) 11.06.2018 :: 07:58:54:Богдан вы уже утомили ... Всё по новой. Про причёску смотрите здесь
Там кроме картинок с косичками нет ничего.
Вот письменные источники с причёсками тюрок:
Цитата:Institut Français d’Études sur l’Asie Centrale
Французский Институт Исследований Центральной Азии
Серия «Рабочие документы ИФЕАК»
Document de travail de l’IFEAC
Медальон Мансура ибн Нуха
Особый интерес представляет портрет правителя, обнаруживающий сходство не с иранской,
а с тюркской традицией портретного искусства [Treadwell, 1999, p. 10]. Антропологический тип
его лица представляет собой смесь европеоидных и монголоидных признаков с преобладанием
последних. Нос выпуклый характерный для западных тюрков, в частности для тюрков-огузов
Хорасана. В верхней части лица выступающая кость, что характерно для монголоидных
кипчаков. Глаз большой удлиненный, миндалевидный с сильно опухшими веками. На голове
специфический головной убор, отдаленно напоминающий сложносоставную корону. В правом
ухе свисает шаровидная серьга. Сзади из-под короны свисает густая волнистая коса,
ниспадающая за спину.
Иконография портрета имеет близкое сходство с портретами тюркских правителей
Тохаристана, Кабула и Гадхары VII – VIII вв., которые изображены на выпущенных ими монетах
в подражание драхмам Сасанида Хурмазда IV
Различие заключается лишь в том, что на портрете Тун Йабгу кагана с его уха свисает
большая серьга, состоящая из трех камней, а в ухе правиетля, изображенного на медальоне
Мансура ибн Нуха имеется небольшая серьга в стилизованной форме с шаровидной подвеской,
состоящей из одного камня.
На портрете Зик-кагана четко переданы густые свисающие усы, а на портрете Тун Йабгу
кагана и портрете правителя, изображенного на медальоне Мансура ибн Нуха имеются
небольшие короткие усы.
65
Нет никаких сомнений, что правитель, изображенный на медальоне Мансура ибн Нуха, был
тюрком, о чем в первую очередь свидетельствует иконография портрета, а именно, наличие
серьги в его ухе и прическа в виде заплетенной косы.
Тюрки времен каганата зачесывали волосы
назад и заплетали в одну или несколько кос, а некоторые центрально-азиатские тюрки носили
длинные волосы, распущенные по плечам. Характерным украшением древнего тюрка были
серьги, которые носили как женщины, так и мужчины. Мужчины носили по одной серьге, тогда
как женщины – по две [Литвинский, 1981, с. 131].
Антропологический тип правителя, изображенного на медальоне Мансура ибн Нуха, имеет
явно выраженные монголоидные признаки. У него имеется выступающая кость в верхней части
лица и миндалевидный глаз с сильно опухшим веком. Его нос является прямым и выпуклым, в
чем можно видеть влияние северо-индийской иконографии.
Однако, выпуклые носы также являлись характерным признаком в облике кетов [Алексеев, 1985, с. 102], которые, по данным топонимики, составляли значительную часть
доиндоевропейского населения Средней Азии и еще в первых веках до н.э. занимали
значительную часть ее территории, принимая активное участие в формировании алтайско-
хуннского конгломерата народов в качестве его ядра [Яйленко, 1988, с. 133]. Выпуклые орлиные
носы были также характерны для огузов, которые в отличие от кипчаков имели евроепоидный и
смешанный тип. Потомками древних огузов, являются османские тюрки и азербайджанцы,
которым также харатерны выпуклые орлиные носы
На медных монетах Нахшаба V – VI вв. изображена сцена единобоства с львоподобным
чудовищем (Rv) и портрет правителя с продолговатым лицом без бороды, и орлиным носом,
вместо короны необычная прическа с пучком волос на темени, пряди волос спадают на плечи и
спину (Av).
Эти монеты не могли принадлежать местной знати и были определены как
эфталитские [Кабанов, 1956, с. 137 – 144]. На кладбище Астана недалеко от Турфана было
обнаружено захоронение хуннского хана Кутлук Пантая, который был захоронен в 445 г.
древнетюркской среде было принято носить усы и небольшую бороду. Гуззы
выщипывали бороду и оставляли только усы, а некоторые из них оставляли маленькую козлиную
бородку под подбородком [Путешествие Ибн Фадлана, с. 64].
Какулдар
Согласно более позднему варианту этого же предания, зафиксированному в одной рукописи
ХVIII в. на узбекском языке [ал-Устурлаби]129, Саман-худат имел также прозвище «Кaкулдaр»,
что в переводе с фарси означает «Обладатель косы» (кaкул). Так в средние века называлась
прическа, в которой волосы на голове мужчины зачесывались назад, заплетались в косу,
перетянутую у затылка небольшой лентой и ниспадающую вниз за спину. В древности такая
прическа была характерна для хуннов130, а в эпоху раннего средневековья, главным образом, для
тюрков [Вайнштейн, Крюков, 1966, c. 179]131, о чем свидетельствуют данные китайских
источников [Бичурин, т. 1, с. 167; т.2, с. 254]132 и многочисленные памятники изобразительного
[Альбаум, 1960,, c. 137, фиг. 11; Альбаум, 1975, с. 30, 31; Esin, 1970, fig. 9a, 9b, 10; Rahmonov,
2001, p. 38, 45; fig. 2, 6, 9]133, эпиграфического [Кубарев, 2001, с. 103; Tashbayeva, 2001, p. 194 –
195; Помаскина, 1970, с. 435]134 и скульптурного искусства135. Люди с волосами, заплетенными в
косу упоминаются в гадательных надписях на черепашьих щитках и костях животных эпохи Инь
(ХIII – ХII вв. до н.э.) в отношении «варваров» иноплеменников жун, живущих на западе
[Крюков, 1970, с. 37]. Предполагается, что племена жун, так же как ди, дин-лин и рунг-ди, были
тюрко-язычными [Ходжаев, 2004, c. 16 – 22]. Еще в ХIХ в. у калмыков мужчины носили косы,
которые назывались kahkül, kekil или kökül [Радлов, т. 1, с. 1061, 1065; т. 2, с. 1224]136, а у
мальчиков на маковке головы оставляли не обритым клочок волос, который назывался айдар
[Радлов, т. 1, с. 50].
Все как один утверждают, что никаких чубов-свободной пряди волос у тюрков НЕ БЫЛО НИКОГДА.
Да, вот ещё у Гваньини в оригинале тюрки также с заплетёной косой: