Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 47 48 49 50 51 ... 54
Печать
Белорусцы (1620‒1655 гг.) (Прочитано 328257 раз)
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #960 - 11.05.2017 :: 15:20:26
 
upasaka писал(а) 11.05.2017 :: 14:53:12:
После Бресткой унии появляется идеи об общерусском единстве

"Еще более показательно, что представление о «русских» и «московитах» как двух разных народах обнаруживается и в сочинениях православных авторов. Так, например, у Ивана Вишенского читаем «кождыи отменным своим голосом зовомыи язык, а меновите греци, арапи, северани, серби, болгаре, словяне, Москва и наша Русь»
22
. Здесь «Москва» как особый «язык» — народ определенно отделена от «нашей Руси». То же видим и в перечне «варварских» народов, помещенном в «Обороне верификации» Мелетия Смотрицкого: «Czeskie, Polskie, Ruskie, Moskiewskie»
23
".
http://litopys.org.ua/vzaimo/vz02.htm
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #961 - 11.05.2017 :: 15:40:19
 
upasaka писал(а) 11.05.2017 :: 15:13:00:
Кассий писал(а) 11.05.2017 :: 15:00:17:
Украинский и белорусский диалекты западнорусского языка

Это по Иванову Вяч. Всевол.

"Характерно, что «просту мову» в Московской Руси могут называть «литовским» или «белорусским» языком, но, естественно, не называют этот язык ни «простым», ни «русским», поскольку эти термины имеют здесь иное семантическое наполнение.

§ 2.1. «Проста мова» как особый литературный язык Юго-Западной Руси


Необходимо подчеркнуть, что «проста мова» отнюдь не совпадает с живой диалектной речью, представляя собой до некоторой степени искусственное образование. Само название проста ни в коем случае нельзя понимать буквально, поскольку выражение проста мова восходит к лат. lingua rustica (вместе с тем, как мы увидим, оно может сближаться также и с соответствующими греческими наименованиями) ‒ иначе говоря, это книжное по своему происхождению выражение (см. ниже, § III-2.2).

Отличия «простой мовы» от диалектной разговорной речи очень четко осознавались в Юго-Западной Руси. Так, в грамматике Иоанна Ужевича (1643 г.) lingua sclavonica, т.е. «проста мова», с одной стороны, противопоставляется lingua sacra sclavonica, т.е. церковнославянскому языку, а с другой стороны ‒ lingua popularis, т.е. украинской диалектной речи (Кудрицкий, 1970, с. 39‒42). В словаре Памвы Берынды (1627 г.) «руская» речь (т.е. «проста мова») противопоставляется «волынской» (т.е. украинской) и «литовской» (т.е. белорусской): церковнославянскому пѣтель здесь соответствуют «руски, когутъ, волынски, пѣвень, литовски, петухъ» (Памва Берында, 1627, стлб. 199)
11
. В рукописной «Науке христианской», составленной в 1670 г. неким священником Симеоном Тимофеевичем, говорится, что книга эта изложена «барзо простою мовою и диялектом, иж и напростѣйшому человѣковѣ снадно понятая» (Житецкий, 1905, с. 54, примеч. 1); при этом «барзо простая мова» противопоставляется обычной «простой мове». В львовском букваре 1790 г. мы встречаем характерное предупреждение «Старайся, абы не мовити по простацку» (Букварь, 1790, л. Е/2). Поскольку сам букварь написан на «простой мове», очевидно, что речь идет не о ней, а о языке простонародья, т.е. «проста мова» противопоставляется «простацкой мове»)
12
.

Соответственно, может обсуждаться вопрос о степени владения «руским» языком («простой мовой»), т.е. знание этого языка не предполагается как нечто само собой разумеющееся ‒ как это в общем имеет место в случае живой диалектной речи, ‒ но оказывается связанным с культурно-ценностным началом, как это и характерно вообще для литературного языка. Так, например, современники говорят о Тарасии Земке (известном книжнике нач. XVII в.) как о человеке, сведущем в греческом, латинском, церковнославянском и
русском
языках ("człowiek uczony w Graeckim, Łacińskim, Słowiańskim, у Ruskim Dialekcie" ‒ Отроковский, 1921, с. 9, 11); напротив, Мелетий Смотрицкий обвиняет в своей «Апологии...» 1628 г. Христофора Филарета (автора «Апокрисиса» 1597 г. ‒ под этим псевдонимом скрывается, как полагают, Мартин Броневский) в недостаточном знании русского языка (см.: Мелетий Смотрицкий, 1863, с. 112).

Статус литературного языка, противопоставленного живой разговорной речи, отчетливо выражен в орфографии «простой мовы». Так, например, здесь не получает отражения переход /o/ в /u/ или /і/ в новых закрытых слогах, причем оказывается возможной гиперкоррекция (сосодъ вместо сосудъ); здесь употребляется буква ф, означающая звук, еще и сегодня чуждый украинской речи, и т.п. Таким образом, орфография «простой мовы» не отражает фонетических явлений живой речи. Вместе с тем, она может противопоставляться орфографии соответствующих церковнославянских слов. Так, Лаврентий Зизаний в грамматике 1596 г. явно стремится противопоставить орфографический облик слов, совпадающих в церковнославянском языке и в «простой мове»: цсл. четыри ‒ рус. чотыри, цсл. коликѡ ‒ рус. колкѡ и т.д.

Таким образом, «проста мова» противопоставляется как церковнославянскому языку, так и диалектной украинской или белорусской речи. Однако, в отличие от церковнославянского языка этот язык обнаруживает несомненный разговорный субстрат, который подвергается искусственному окнижнению за счет, во-первых, славянизации и, во-вторых, полонизации. Соответственно могут быть выделены
два варианта «простой мовы» ‒ украинский и белорусский: украинский вариант более славянизирован, белорусский в большей степени полонизирован.
Границы между «простой мовой» в ее белорусском варианте и польским языком оказываются при этом весьма нечеткими: в предельном случае тексты на «простой мове» могут приближаться к кириллической транслитерации польского текста (ср.: Соболевский, 1980, с. 65).


11
Замечательно, между тем, что в предшествующем словаре подобного типа, а именно в «Лексисе» Лаврентия Зизания (1596 г.), где также даются «простые руские» соответствия к церковнославянским словам, мы встречаем такую же словарную статью, но без интересующего нас противопоставления литературных и диалектных форм: церковнославянскому пьтел[ъ] здесь соответствуют «когут, пѣвен[ъ], петухъ» (Нимчук, 1964, с. 67), т.е. все эти три слова в равной мере относятся у Зизания к «простому рускому диалекту», стилистическая дифференциация между ними не выражена. Словарь Зизания был одним из источников словаря Берынды (ср.: Нимчук, 1980, с. 131‒135), что и отразилось в цитированной словарной статье. Сопоставление обоих словарей демонстрирует в данном случае как процесс кодификации «простой мовы», так и связанную с этим процессом тенденцию к стилистическому разграничению между формами «простой мовы» как литературного языка Юго-Западной Руси и разнообразными диалектными формами.

12
Можно предположить, что этот букварь представляет собой перепечатку одного из недошедших до нас львовских букварей XVII в. (см., например, Запаско и Исаевич, 1981, с. 74, 78, № 408, 444; Браиловский, 1902, с. 201, примеч.)" [Успенский Б.А. Краткий очерк истории русского литературного языка (ХІ‒ХІХ вв.). M.: Гнозис, 1994. С. 66‒68].
Наверх
« Последняя редакция: 11.05.2017 :: 15:50:28 от Кассий »  
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #962 - 11.05.2017 :: 15:59:25
 
Кассий писал(а) 11.05.2017 :: 15:20:26:
То же видим и в перечне «варварских» народов, помещенном в «Обороне верификации» Мелетия Смотрицкого: «Czeskie, Polskie, Ruskie, Moskiewskie»23
".

Хорошо, но это у Мелетия православного или уже униата? Уж очень много у него поисков "своей рускости"
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #963 - 11.05.2017 :: 16:00:29
 
upasaka писал(а) 29.03.2017 :: 20:17:53:
Как заметили, я всегда писал об этническом наполнении, дифференциации этнической, о чем, кстати и Флоря - указанные территории только к концу 17 века можно уверенно назвать "украинскими или белорусскими".

upasaka писал(а) 30.03.2017 :: 13:16:40:
Да у него почти что во всех статьях утверждение об этническом наполнении во второй половине 17 века.

Кассий писал(а) 30.03.2017 :: 22:30:43:
В его статье, как уже писал ранее, такого утверждения нет. Оспорить данный факт вам до сих пор не удалось.

Кассий писал(а) 30.03.2017 :: 17:10:41:
Процитируйте, пожалуйста, слова Б.Н. Флори, свидетельствующие в пользу утверждения, которое Вы приписываете данному исследователю: «указанные территории только к концу 17 века можно уверенно назвать "украинскими или белорусскими"».
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #964 - 11.05.2017 :: 16:25:52
 
upasaka писал(а) 11.05.2017 :: 15:10:41:
Пишите, как себя называл народ

Кассий писал(а) 30.03.2017 :: 21:05:33:
"Русь", "русины", "русский народ".

Кассий писал(а) 30.03.2017 :: 17:10:41:
Неясно, какую из двух народностей (определяемых по языку) Вы имели в виду.

Кассий писал(а) 30.03.2017 :: 17:10:41:
Украинцы и белорусы называли себя по-разному, у них были в ходу как катойконимы, так и этнонимы.

Кассий писал(а) 26.03.2017 :: 21:40:18:
В 1620-1655 гг. в Русском царстве называли "белорусцами" восточных славян из Литвы и Польши (украинцев и белорусов), которые исповедовали православие и, реже, греко-католичество.

upasaka писал(а) 11.05.2017 :: 15:10:41:
то украинцами, то белорусами.

Кассий писал(а) 01.04.2017 :: 14:40:23:
"Безусловно, совершенно не случайно Микита Маркушевский был назван в споре «иноверцем». Леонтий Плещеев, декларируя, что «черкашенин» Микита Маркушевский ‒ неправославный, пытался дистанцироваться от него. Его отряду, который грабил в Новгородском уезде, он дал обобщенное определение «литва». Но следует помнить, что патриарх Филарет определил этническую (и конфессиональную) принадлежность Микиты Маркушевского термином
«белорусец»
. Соответственно, он был по роду службы «черкашенином»; по месту проживания ‒ киевлянином; по этнической принадлежности ‒
«белорусцем»
(то есть украинцем либо белорусом).
Можно с большой долей вероятности предположить дворянское происхождение Маркушевского. Быть может, плененный в 1608 г. «пан Маркушевский» являлся одним лицом с «черкашенином» Маркушевским. Следует помнить, что Микита Маркушевский во время спора с Леонтием Плещеевым имел основания ставить себя по статусу в один ряд с Дубровским и Пашковским.

Микита Маркушевский, безусловно, не являлся сторонником западного христианства. В противном случае он получил бы наименование «поляк» или «литвин». Патриарх Филарет же противопоставлял его «полякам». Таким образом, по вероисповеданию он являлся
«белорусцем»
, то есть православным или униатом.
Причем в последнем случае он мог не быть убежденным защитником унии, а проявлять религиозный индифферентизм и посещать тот храм, который оказывался наиболее близко от него в каждый конкретный момент; исповедовать то православие, то униатство. В том случае, если Микита Маркушевский принадлежал к униатской церкви или же принял хоть раз в ней причастие (или совершил иное таинство), обвинения Леонтия Плещеева вполне оправданны. Униаты, без сомнения, виделись «иноверцами» в глазах русского православного" (Опарина Т.А. Иноземцы в России XVI‒XVII вв. Очерки исторической биографии и генеалогии. Кн. 1. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 255‒256).
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #965 - 11.05.2017 :: 16:30:33
 
upasaka писал(а) 11.05.2017 :: 15:59:25:
Хорошо, но это у Мелетия православного или уже униата?

Кассий писал(а) 02.04.2017 :: 20:50:42:
настолько слабо у вас развиты память и внимательность:

Кассий писал(а) 11.05.2017 :: 15:20:26:
"Еще более показательно, что представление о «русских» и «московитах» как двух разных народах обнаруживается и в сочинениях православных авторов. Так, например, у Ивана Вишенского читаем «кождыи отменным своим голосом зовомыи язык, а меновите греци, арапи, северани, серби, болгаре, словяне, Москва и наша Русь»
22
. Здесь «Москва» как особый «язык» — народ определенно отделена от «нашей Руси». То же видим и в перечне «варварских» народов, помещенном в «Обороне верификации» Мелетия Смотрицкого: «Czeskie, Polskie, Ruskie, Moskiewskie»
23
".
http://litopys.org.ua/vzaimo/vz02.htm

"В 1620 г. Иерусалимский Патриарх Феофан IV восстановил западнорус. правосл. иерархию (Патриарх также подтвердил устав В. б.). Среди кандидатов на архиерейство был архим. Свято-Духова братского мон-ря Леонтий (Карпович), нареченный еп. Владимирским и Брестским. Из-за болезни архим. Леонтий в Киев не поехал и вскоре скончался, во архиепископа Полоцкого был хиротонисан др. член В. б.- Мелетий (Смотрицкий). Вернувшись в нояб. 1620 г. в Свято-Духов мон-рь, архиеп. Мелетий возглавил В. б. Он совершал в мон-ре архиерейские богослужения, рукополагал священников и диаконов, что вызвало резкие протесты со стороны униатов. 22 марта 1621 г. был издан королевский универсал против новопоставленных правосл. епископов, в Вильно активизировались преследования православных, на Свято-Духов мон-рь совершались нападения. В оправдание православных архиеп. Мелетий написал соч. «Veryficatia niewinności» (Оправдание невинности), к-рое братство издало от своего имени в 1620 г. (2 издания). Началась активная полемика.
Позицию правосл. стороны защищал архиеп. Мелетий в трактатах «Oborona Verificaciej» (Защита Оправдания) (1621), «Elenchus pism uszczypliwych» (Опровержение едких писем) (1622) и др., все эти сочинения были напечатаны в братской типографии.
(Возможно, архиеп. Мелетий был автором также соч. «Justificatia niewinności» (Подтверждение невинности) (1622), поданного Киевским митр. Иовом (Борецким) королю.) С 1623 г., после отъезда архиеп. Мелетия на восток, во главе В. б. стоял ректор братской школы и проповедник, с 1625 г. наместник Свято-Духова мон-ря Иосиф (Бобрикович), в 1633 г. хиротонисанный во епископа Мстиславского".
http://www.pravenc.ru/text/158638.html
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #966 - 11.05.2017 :: 17:52:41
 
Еще раз: эти строки Смотрицкий написал православным или уже будучи униатом?
Кассий писал(а) 11.05.2017 :: 16:30:33:
То же видим и в перечне «варварских» народов, помещенном в «Обороне верификации» Мелетия Смотрицкого: «Czeskie, Polskie, Ruskie, Moskiewskie»23
".

Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #967 - 11.05.2017 :: 17:56:17
 
Кассий писал(а) 11.05.2017 :: 16:25:52:
Украинцы и белорусы называли себя по-разному, у них были в ходу как катойконимы, так и этнонимы.

Еще раз - не было тогда украинцев и белорусов, а были русь, русины
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #968 - 11.05.2017 :: 18:06:02
 
Кассий писал(а) 11.05.2017 :: 16:30:33:
«Elenchus pism uszczypliwych»

Здесь у него не об тождественности этничества конфессиональности, а бег от православия в униатство с определением своей "рускости". Второй вариант Верификации у него уже "русская кровь".
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #969 - 11.05.2017 :: 18:10:09
 
upasaka писал(а) 11.05.2017 :: 17:52:41:
Еще раз: эти строки Смотрицкий написал православным или уже будучи униатом?

Кассий писал(а) 02.04.2017 :: 20:50:42:
настолько слабо у вас развиты память и внимательность:

Кассий писал(а) 11.05.2017 :: 15:20:26:
"Еще более показательно, что представление о «русских» и «московитах» как двух разных народах обнаруживается и в сочинениях православных авторов. Так, например, у Ивана Вишенского читаем «кождыи отменным своим голосом зовомыи язык, а меновите греци, арапи, северани, серби, болгаре, словяне, Москва и наша Русь»
22
. Здесь «Москва» как особый «язык» — народ определенно отделена от «нашей Руси». То же видим и в перечне «варварских» народов, помещенном в «Обороне верификации» Мелетия Смотрицкого: «Czeskie, Polskie, Ruskie, Moskiewskie»
23
".
http://litopys.org.ua/vzaimo/vz02.htm

"В 1620 г. Иерусалимский Патриарх Феофан IV восстановил западнорус. правосл. иерархию (Патриарх также подтвердил устав В. б.). Среди кандидатов на архиерейство был архим. Свято-Духова братского мон-ря Леонтий (Карпович), нареченный еп. Владимирским и Брестским. Из-за болезни архим. Леонтий в Киев не поехал и вскоре скончался, во архиепископа Полоцкого был хиротонисан др. член В. б.- Мелетий (Смотрицкий). Вернувшись в нояб. 1620 г. в Свято-Духов мон-рь, архиеп. Мелетий возглавил В. б. Он совершал в мон-ре архиерейские богослужения, рукополагал священников и диаконов, что вызвало резкие протесты со стороны униатов. 22 марта 1621 г. был издан королевский универсал против новопоставленных правосл. епископов, в Вильно активизировались преследования православных, на Свято-Духов мон-рь совершались нападения. В оправдание православных архиеп. Мелетий написал соч. «Veryficatia niewinności» (Оправдание невинности), к-рое братство издало от своего имени в 1620 г. (2 издания). Началась активная полемика.
Позицию правосл. стороны защищал архиеп. Мелетий в трактатах «Oborona Verificaciej» (Защита Оправдания) (1621), «Elenchus pism uszczypliwych» (Опровержение едких писем) (1622) и др., все эти сочинения были напечатаны в братской типографии.
(Возможно, архиеп. Мелетий был автором также соч. «Justificatia niewinności» (Подтверждение невинности) (1622), поданного Киевским митр. Иовом (Борецким) королю.) С 1623 г., после отъезда архиеп. Мелетия на восток, во главе В. б. стоял ректор братской школы и проповедник, с 1625 г. наместник Свято-Духова мон-ря Иосиф (Бобрикович), в 1633 г. хиротонисанный во епископа Мстиславского".
http://www.pravenc.ru/text/158638.html
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #970 - 11.05.2017 :: 18:17:09
 
И с другой стороны - вы уверены, что названные труды написаны Смотрицким? Сочинения коллективные.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #971 - 11.05.2017 :: 18:20:42
 
upasaka писал(а) 11.05.2017 :: 17:56:17:
Еще раз

Кассий писал(а) 30.03.2017 :: 17:10:41:
Неясно, какую из двух народностей (определяемых по языку) Вы имели в виду.

Кассий писал(а) 30.03.2017 :: 17:10:41:
Украинцы и белорусы называли себя по-разному, у них были в ходу как катойконимы, так и этнонимы.

Кассий писал(а) 26.03.2017 :: 21:40:18:
В 1620-1655 гг. в Русском царстве называли "белорусцами" восточных славян из Литвы и Польши (украинцев и белорусов), которые исповедовали православие и, реже, греко-католичество.

upasaka писал(а) 11.05.2017 :: 15:10:41:
то украинцами, то белорусами.

Кассий писал(а) 01.04.2017 :: 14:40:23:
"Безусловно, совершенно не случайно Микита Маркушевский был назван в споре «иноверцем». Леонтий Плещеев, декларируя, что «черкашенин» Микита Маркушевский ‒ неправославный, пытался дистанцироваться от него. Его отряду, который грабил в Новгородском уезде, он дал обобщенное определение «литва». Но следует помнить, что патриарх Филарет определил этническую (и конфессиональную) принадлежность Микиты Маркушевского термином
«белорусец»
. Соответственно, он был по роду службы «черкашенином»; по месту проживания ‒ киевлянином; по этнической принадлежности ‒
«белорусцем»
(то есть украинцем либо белорусом).
Можно с большой долей вероятности предположить дворянское происхождение Маркушевского. Быть может, плененный в 1608 г. «пан Маркушевский» являлся одним лицом с «черкашенином» Маркушевским. Следует помнить, что Микита Маркушевский во время спора с Леонтием Плещеевым имел основания ставить себя по статусу в один ряд с Дубровским и Пашковским.

Микита Маркушевский, безусловно, не являлся сторонником западного христианства. В противном случае он получил бы наименование «поляк» или «литвин». Патриарх Филарет же противопоставлял его «полякам». Таким образом, по вероисповеданию он являлся
«белорусцем»
, то есть православным или униатом.
Причем в последнем случае он мог не быть убежденным защитником унии, а проявлять религиозный индифферентизм и посещать тот храм, который оказывался наиболее близко от него в каждый конкретный момент; исповедовать то православие, то униатство. В том случае, если Микита Маркушевский принадлежал к униатской церкви или же принял хоть раз в ней причастие (или совершил иное таинство), обвинения Леонтия Плещеева вполне оправданны. Униаты, без сомнения, виделись «иноверцами» в глазах русского православного" (Опарина Т.А. Иноземцы в России XVI‒XVII вв. Очерки исторической биографии и генеалогии. Кн. 1. М.: Прогресс-Традиция, 2007. С. 255‒256).
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #972 - 11.05.2017 :: 18:31:09
 
Кассий писал(а) 11.05.2017 :: 16:00:29:
Процитируйте, пожалуйста, слова Б.Н. Флори, свидетельствующие в пользу утверждения, которое Вы приписываете данному исследователю: «указанные территории только к концу 17 века можно уверенно назвать "украинскими или белорусскими"».

Уже, вроде, два раза писал вам. Напишу в третий, но последний.
"Появление в русских источниках первой половины XVII в. таких терминов как «Белая Русь», «белорусцы», «белорусская вера» для обозначения территории, занимаемой восточными славянами в Речи Посполитой, проживающего на этих территориях населения, его веры, как представляется, являются важным свидетельством того, что и на русской стороне постепенно (возможно, отчасти стихийно) стали отдавать себе отчет в том, что восточные славяне на территории Речи Посполитой представляют особую общность, отличную от русского (великорусского) народа 71. И в этом смысле анализ содержания всех этих выражений дополнительно подкрепляет сформулированный выше вывод о том, что в первой половине XVII в. постепенно укореняется представление о восточных славянах в России и Речи Посполитой, как двух особых, хотя и близко родственных народах. Однако ни о каких процессах этнической дифференциации в среде восточных славян на территории Речи Посполитой появление этих терминов в русских источниках свидетельствовать не может. В свете сказанного нет никаких оснований считать название «Белая Русь» в источниках, возникших на территории Речи Посполитой, чем-либо большим, чем «областным» названием. Таким образом, в нашем распоряжении, по существу, нет каких-либо очевидных свидетельств серьезной этнической дифференциации в среде восточных славян на почве Речи Посполитой.
Тем самым есть самые серьезные основания ставить вопрос о том, что усиление этнического самосознания восточнославянского населения Речи Посполитой, очевидно нашедшее свое выражение, в частности, в памятниках, возникших в ходе борьбы вокруг Брестской унии 1596 г., было усилением сознания принадлежности к единой этнической общности — «русскому» народу на территории Речи Посполитой. Соответственно и целью освободительного движения и, в частности, организаторов казацких восстаний было освобождение от власти «ляхов» всего этого «русского» народа, и лишь в силу конкретно-исторических условий и эти восстания, и возникшее в середине XVII в. новое политическое образование — гетманство оказались ограничены рамками земель Восточной Украины.
Создание на этих территориях нового государства со своеобразным общественным строем, в ряде отношений резко отличным от того, который сохранился на других восточнославянских землях Речи Посполитой, и стало, как представляется, толчком к развитию процессов этнической дифференциации на почве ранее единого «русского» народа. Развитие этого процесса нашло свое выражение, в частности, в переосмыслении содержания ряда традиционных терминов. Так, термин «Малая Россия», обозначавший в первой половине XVII в. всю совокупность восточнославянских земель Речи Посполитой, во второй половине XVII в. становится названием казацкой державы, а название «Белая Русь» устойчиво закрепляется за восточнославянскими землями в составе Великого княжества Литовского (в сочинениях как русских, так и польских авторов) 72. Тем самым во второй половине XVII в. оба эти названия стали употребляться как равновеликие обозначения разных регионов восточнославянской этнической территории.
Сложившаяся к 60-м гг. XVII в. совокупность названий отдельных регионов восточнославянского мира получила, как известно, четкое выражение в написанном в эти годы беглым подьячим Посольского приказа Григорием Котошихиным по заказу шведских властей описании России. Говоря о принятии Алексеем Михайловичем нового титула «всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец» Котошихин отметил, что это произошло «как учинились в вечном подданстве Малая Россия, войско Запорожское, Великою Россиею прозвано Московское государство, Белая Россия — белорусцы, которые живут около Смоленска и Полотцка и в ынных городех» 73. В этой цитате обращает на себя внимание прямое отождествление Малой России с Запорожским войском, что еще раз разъясняет характер различия между «Малой Россией» и «Белой Русью», как между областью казацких порядков и областью, в которой таких порядков не было. Исторические пути развития отдельных частей восточных славян на территории Речи Посполитой расходились так же, как разошлись некогда пути развития восточных славян на территории России и Речи Посполитой. Тем самым и здесь с середины XVII в. закладывались предпосылки для разделения ранее единого «русского народа» на несколько этнических общностей".
Другими словами, об этнической дифференциации, этническом обособлении, например, Белоруссии можно говорить только тогда, когда в Москве начали различать Малую Русь и Белую Русь. А это, по Котошихину произошло только во второй половине 17 века.
Вам не нравиться лексема - "в конце"? Уже писал вам, примите "во второй половине".
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #973 - 11.05.2017 :: 18:32:20
 
Кассий писал(а) 11.05.2017 :: 18:20:42:
Неясно, какую из двух народностей (определяемых по языку) Вы имели в виду.

Уже словами Трубачева О.Н. отвечал вам о "народностях"
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #974 - 11.05.2017 :: 18:34:06
 
Кассий писал(а) 11.05.2017 :: 18:20:42:
по этнической принадлежности ‒ «белорусцем»
(то есть украинцем либо белорусом).

Белорусцы не этнос. Украинцев и белорусов тогда не было. Не надо придумывать "условности".
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #975 - 11.05.2017 :: 18:44:01
 
Жаль, что даже в серьезных научных трудах присутствуют эти условности, реконструкции, которые выводят не существующих еще на то время, на историческую арену украинцев. Были русины, была русь. Еще Константин Философ, например, встретил русина в Приазовье в 863 году, но это же не значит, что уже были украинцы.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #976 - 11.05.2017 :: 19:00:13
 
upasaka писал(а) 11.05.2017 :: 18:17:09:
И с другой стороны - вы уверены, что названные труды написаны Смотрицким?

http://sheba.spb.ru/shkola/smotritskii-prokoshina-1966.htm
http://sheba.spb.ru/s/knigi/smotritskii-prokoshina-1966.djvu
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #977 - 11.05.2017 :: 19:05:17
 
upasaka писал(а) 11.05.2017 :: 18:34:06:
Белорусцы не этнос.

Кассий писал(а) 26.03.2017 :: 21:40:18:
В 1620-1655 гг. в Русском царстве называли "белорусцами" восточных славян из Литвы и Польши (украинцев и белорусов), которые исповедовали православие и, реже, греко-католичество.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #978 - 11.05.2017 :: 19:10:40
 
upasaka писал(а) 11.05.2017 :: 18:31:09:
Уже, вроде, два раза писал вам. Напишу в третий, но последний.
"Появление в русских источниках первой половины XVII в. таких терминов как «Белая Русь», «белорусцы», «белорусская вера» для обозначения территории, занимаемой восточными славянами в Речи Посполитой, проживающего на этих территориях населения, его веры, как представляется, являются важным свидетельством того, что и на русской стороне постепенно (возможно, отчасти стихийно) стали отдавать себе отчет в том, что восточные славяне на территории Речи Посполитой представляют особую общность, отличную от русского (великорусского) народа 71. И в этом смысле анализ содержания всех этих выражений дополнительно подкрепляет сформулированный выше вывод о том, что в первой половине XVII в. постепенно укореняется представление о восточных славянах в России и Речи Посполитой, как двух особых, хотя и близко родственных народах. Однако ни о каких процессах этнической дифференциации в среде восточных славян на территории Речи Посполитой появление этих терминов в русских источниках свидетельствовать не может. В свете сказанного нет никаких оснований считать название «Белая Русь» в источниках, возникших на территории Речи Посполитой, чем-либо большим, чем «областным» названием. Таким образом, в нашем распоряжении, по существу, нет каких-либо очевидных свидетельств серьезной этнической дифференциации в среде восточных славян на почве Речи Посполитой.
Тем самым есть самые серьезные основания ставить вопрос о том, что усиление этнического самосознания восточнославянского населения Речи Посполитой, очевидно нашедшее свое выражение, в частности, в памятниках, возникших в ходе борьбы вокруг Брестской унии 1596 г., было усилением сознания принадлежности к единой этнической общности — «русскому» народу на территории Речи Посполитой. Соответственно и целью освободительного движения и, в частности, организаторов казацких восстаний было освобождение от власти «ляхов» всего этого «русского» народа, и лишь в силу конкретно-исторических условий и эти восстания, и возникшее в середине XVII в. новое политическое образование — гетманство оказались ограничены рамками земель Восточной Украины.
Создание на этих территориях нового государства со своеобразным общественным строем, в ряде отношений резко отличным от того, который сохранился на других восточнославянских землях Речи Посполитой, и стало, как представляется, толчком к развитию процессов этнической дифференциации на почве ранее единого «русского» народа. Развитие этого процесса нашло свое выражение, в частности, в переосмыслении содержания ряда традиционных терминов. Так, термин «Малая Россия», обозначавший в первой половине XVII в. всю совокупность восточнославянских земель Речи Посполитой, во второй половине XVII в. становится названием казацкой державы, а название «Белая Русь» устойчиво закрепляется за восточнославянскими землями в составе Великого княжества Литовского (в сочинениях как русских, так и польских авторов) 72. Тем самым во второй половине XVII в. оба эти названия стали употребляться как равновеликие обозначения разных регионов восточнославянской этнической территории.
Сложившаяся к 60-м гг. XVII в. совокупность названий отдельных регионов восточнославянского мира получила, как известно, четкое выражение в написанном в эти годы беглым подьячим Посольского приказа Григорием Котошихиным по заказу шведских властей описании России. Говоря о принятии Алексеем Михайловичем нового титула «всеа Великия и Малыя и Белыя России самодержец» Котошихин отметил, что это произошло «как учинились в вечном подданстве Малая Россия, войско Запорожское, Великою Россиею прозвано Московское государство, Белая Россия — белорусцы, которые живут около Смоленска и Полотцка и в ынных городех» 73. В этой цитате обращает на себя внимание прямое отождествление Малой России с Запорожским войском, что еще раз разъясняет характер различия между «Малой Россией» и «Белой Русью», как между областью казацких порядков и областью, в которой таких порядков не было. Исторические пути развития отдельных частей восточных славян на территории Речи Посполитой расходились так же, как разошлись некогда пути развития восточных славян на территории России и Речи Посполитой. Тем самым и здесь с середины XVII в. закладывались предпосылки для разделения ранее единого «русского народа» на несколько этнических общностей".
Другими словами, об этнической дифференциации, этническом обособлении, например, Белоруссии можно говорить только тогда, когда в Москве начали различать Малую Русь и Белую Русь. А это, по Котошихину произошло только во второй половине 17 века.

Кассий писал(а) 30.03.2017 :: 17:10:41:
Слишком поспешный вывод. Процитируйте, пожалуйста, слова Б.Н. Флори, свидетельствующие в пользу утверждения, которое Вы приписываете данному исследователю: «указанные территории только к концу 17 века можно уверенно назвать "украинскими или белорусскими"».

Кассий писал(а) 30.03.2017 :: 22:30:43:
В его статье, как уже писал ранее, такого утверждения нет. Оспорить данный факт вам до сих пор не удалось.
Наверх
 
Кассий
+
Вне Форума



Сообщений: 1833
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #979 - 11.05.2017 :: 19:15:21
 
upasaka писал(а) 11.05.2017 :: 18:44:01:
Жаль, что даже в серьезных научных трудах присутствуют эти условности

Кассий писал(а) 30.03.2017 :: 20:20:18:
Не могу принять эту точку зрения как оправдание для отказа от научной терминологии

Кассий писал(а) 06.04.2017 :: 20:26:59:
Условные названия являются общепринятыми, в частности, в исторической науке (государство Ахеменидов, Западная Римская империя, Византия, Арабский халифат, Древнерусское государство, Золотая Орда и т.д.). Вы не знали об этом?

Кассий писал(а) 30.03.2017 :: 21:05:33:
Не вижу причин, почему нельзя условно называть жителей украинских земель "украинцами", белорусских - "белорусами" и т.д. По мнению этнологов, к XVI-XVII вв. уже существовали соответствующие народности, по мнению лингвистов - языки. При этом долгое время сохранялась память об общем происхождении восточнославянских этносов.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 47 48 49 50 51 ... 54
Печать