Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 3 ... 43
Печать
Белорусцы (1620‒1655 гг.) (Прочитано 10369 раз)
Кассий
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 822
Пол: male
Белорусцы (1620‒1655 гг.)
05.03.2017 :: 20:10:53
 
В русских источниках 1620-1655 гг. нередко упоминаются "белорусцы". На первый взгляд, речь идёт о белорусах, однако это вовсе не так. Данный термин имеет этноконфессиональное наполнение, обозначая православных и униатов украинских и белорусских земель Речи Посполитой ("Белой Руси"). Например, в исторических документах указанного времени "белорусцем" назван Б. Хмельницкий.
Наверх
 
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 10317
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #1 - 05.03.2017 :: 22:49:25
 
Кассий писал(а) 05.03.2017 :: 20:10:53:
В русских источниках 1620-1655 гг. нередко упоминаются "белорусцы". На первый взгляд, речь идёт о белорусах, однако это вовсе не так. Данный термин имеет этноконфессиональное наполнение, обозначая православных и униатов украинских и белорусских земель Речи Посполитой ("Белой Руси"). Например, в исторических документах указанного времени "белорусцем" назван Б. Хмельницкий.


Осталось привести эти самые документы и тогда наконец сформулируется тема для разговора.
Наверх
 
Кассий
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 822
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #2 - 06.03.2017 :: 21:40:24
 
№ 12

1651 г. апреля 12. – Расспросные речи в Посольском приказе игумена полоцкого Воскресенского монастыря А. Крыжановского о намерении белорусского и украинского народов воссоединиться с Россией.

———


159-го апреля в 12 день явился в Посольском приказе старец литовские стороны, сказался ис под Полотцка города Десны Воскресенского монастыря игумен Анфиноген Крыжановский. Наперед де сего блаженные памяти при великом государе царе и великом князе Михаиле Федоровиче всеа Русии и при отце его государеве блаженные ж памяти при великом государе святейшем патриархе Филарете Никитиче московском и всеа Русии, выехал он к Москве на вечное житье ис Киева до смоленские службы лет за 5. И по их государскому указу был в Никольском угрешском монастыре в келарех, и монастырь каменной построил весь, и своих пожитков в то монастырское строенье приложил немало.

И после де смоленские службы, как были на Москве литовские послы для докончанья, Песочинской с товарыщи, и в те поры после де их отпуску он, Анфиноген, бил челом государю об отпуске во Иерусалим поклониться гробу господню и во Афонскую гору. И по государскому указу отпущен с-ыными гречаны – с Луховским Тихоновы пустыни, с-ыгуменом Иакимом, да с сербянином с-ыгуменом Никифором и с-ыными старцы, и записка де тому в Посольском приказе есть.

А ныне де ехал он до Вязьмы за послами. И в Вязьме воеводе бил челом о подводах, и чтоб ево отпустил из Вязьмы ко государю к Москве, а дело за ним великое государево. И воевода де вяземской подвод ему и провожатово не дал, а хотел об нем писать ко государю, а писал ли или нет, того не ведает. А сказал де ему: приехал де ты за литовскими послами, и ты де за ними и поедь, и дал де ему на заставу о пропуске печать свою. И он де ехал после послов на своих лошадях. А поехал из Вязьмы в пятницу, на святой неделе, а к Москве приехал в четверг, апреля в 10 день. И взъехал за городом в Новинской монастырь и начевал в Новинском 2 ночи, а с ним того ж монастыря один старец. А приехал де он бити челом государю от 3-х монастырей християнских греческого закону: от монастыря Братцкого, что в Полотцку, от монастыря Лукомского, и от своего монастыря, Воскресенского, что им ныне учало быть от ляхов утесненье великое. И только де грех над православными християны тот учинится, Хмельницкому и черкасом ляхи будут сильны и их побьют, и им де, православным християном, всем погибель. А только де они в своих бедах по бозе надежду имеют на православного християнского государя царя и великого князя Алексея Михайловича всеа Русии и чтоб де государь пожаловал указал им, где прибегнути местечко. А блиски де им новгородцкие монастыри. И в новгородцких бы де монастырях, где пожалует государь укажет, потому что де от них до Великих Лук только 115 верст.

А вестей сказал: наперед де сего ко государю ни о каких вестях писати было им нельзе. А как де в нынешнем году, в великой пост, весть им учинилась, что Хмельницкой хотел ему, государю, крест целовать, а государь де послал к нему свою государскую великую казну, и в те де поры белорусцы християнские веры всяких чинов люди духовные и мирские все обрадовались. И бурмистры, и райцы радные, которые православные християнские веры, все межды собою совет учинили на том, что им всем прямить государю. И только б лише Хмельницкой государю крест поцеловал для того, что уж им от ляхов жить невозможно, изгоняют их конечно, и х Киеву их, белорусцов, никого не пропускают для того, чтоб они с Хмельницким не свиделись и ни о чем с ним не мыслили, только де хотят украткою. А тайным обычаем они, белорусцы, с Хмельнитцким ссылают и о всяких вестях ведомо чинят. А нынешние де зимы, в мясоед перед масленою неделею
*
, он, игумен Анфиноген, был в Полотцку у воеводы и у гетмана Великого княжества Литовского у Януша Кишки с полотцким же игуменом с князем Гедройцем. И спрашивали его со многим прошеньем, чтоб им сказал, что над ними, белорусцы, от ляхов будет, потому что де он хотя и римские веры, только человек доброй, и старой, и богобоязлив.

И гетман де им сказал, король де и вся Речь Посполитая приговорили так: сколь скоро они снесут Хмельницкого, и тогда всех белорусцов до одного человека и с сущими младенцы высечь и церкви божии и монастыри все выжечь, только оставить однех римлян. А он де, гетман, объявляет им про то подлинно ведая, потому что он – первой человек всей Литвы, и племянник де его гетман Януш Радивил о том к нему писал, только де я на то не позволяю.

И на сеймиках де римляне все на них, белорусцов, кричат завсегда, чтоб с ними конец учинить и всех их известь.

А послы де нынешние королевские Станислав Витовской и Филип Обухович посланы ко государю от короля
**
о том, чтоб государь на вечном миру крест целовал и
Хмельницкого и иных белорусцов
никого не принимал, чтоб им всех белорусцов снесть и християнская вера искоренить, про то де им, белорусцом, всем ведомо подлинно. А будет де государь креста целовать не станет, и им де велено о том отписати х королю тотчас, а королю половина войска своего пустить на Хмельницкого, а другую на Московское государство.

Да и ныне де, как послы пришли в Вязьму, в понедельник, на светлой неделе, пригнал от короля гонец татарин з грамотами, и вышедчи де старшей слуга посольской сказывал им всем вслух, что король писал к послом, что турской царь писал х королю и обещаетца ему против черкас помогать.

Да и о том де ведомо чинит, что он, царь, до волоского государя писал, чтоб он за Хмельницкого сына дочери своей не давал. А будет де он дочь свою за него даст, и он де велит ему голову отсечь.

Да и про то де король ознаймует, что уж у него Хмельницкого сын в руках, да и о том де пишет же, что он, король, сам выезжает в войско в обоз в среду, на светлой неделе. И послы б де на пограничье и в Вязьме ото многих пограничных и жилетцких людей розведывали накрепко, что у царского величества с Хмельницким и, розведав бы о том о всем, писали к нему тотчас.

И послы де из Вязьмы послали х королю своего гонца и писали к нему тайно, а велели, чтоб король к ним опять отписал наскоро. А что писали, про то не ведает. И для де того оставили человека своего татарина Тикотинского на рубеже в Семлеве, чтоб он королевских грамот дожидался и к ним приезжал тотчас.

А его де, игумена Анфиногена, послали ко государю ис Полоцка все белорусцы, остерегая его, государя, потому что король над християнскою верою умышляет тайно. А писать де было им с ним нельзе, потому что живут все в великом страху, и велели ему бити челом государю, чтоб он, великий християнский государь, их, белорусцов, принять в свою государскую оборону, а ляхом их не выдал. А будет де он, государь, их не примет, и им де всем будет погибель, да и Московскому де государству добра от них никакова не будет.

А то де ему подлинно ведомо, как на ляхов за их многие неправды велит государь послати своих государевых ратных людей, и белорусцы де, сколько их есть, все в те поры востанут на ляхов заодно. А чаят де тех белорусцов зберетца со 100 000 человек.

И ныне де белорусцы-могилевцы ляхов в город к себе не пущают, а дают де им дань большую поневоле, что под их руками.

А поборов де ныне збирали со всее Польши и с Литвы со всякого дыму по 16 золотых польских, а рускими деньгами по 2 рубли по 20 алтын, а с купетцких де людей имали в запрос рублев по 200, и по 300, и больши, а с-ыных и по 1000 рублев, и с шляхты собирают по тому ж запросы большие – тысячи по 2 и по 3, а хотят теми деньгами наймовать иных государств людей.

А про то де он объявляет подлинно, как ему стать на страшном суде христове, что король в правде не стоит, а папе ж всякую клятву износит, и присягу ставит ни во что, и их во всем разрешает для того, чтоб вся православная християнская вера до конца искоренить, и попы их все ходят неправдою и крестопреступники.

А нынешние де зимы, в мясоед, после рожества христова, папа писал х королю и к своим духовным бискупом, чтоб они ис костелов сребро и злато все побрали и переделали б в деньги, только б оставили по одному достакану келиху, и писал им под клятвою, чтоб они конечно Русь сносили, чтоб руская вера нигде не имяновалась. И своих де денег в помочь прислал к ним немало. Да и цесарь де хрестьянской потому ж прислал к ним людей 15 000 человек и денег прислал же немало.

И считают де ныне войска литовского с 200 000
12
. А стоит де войско и собираетца на месте игумени под Менском и под Бобруйском над Березыною рекою.

А польского де войска, сказывают, збираетца недалеко от Зборова на Подоле с полтретья ста тысяч, от Хмельнитцкого войска и татарского во 6 милях.

А другое де войско у Хмельницкого стоит и збираетца от Стародуба к Любечю и к Лоеву за Днепром. Остерегают того, чтоб сюда литовского войска не перепустить за Днепр, а сказывает де того Хмельницкого войска и татар с 400 000
13
. А Хмельнитцкой де стал на том: покаместа король церквей православных всех и вотчин церковных, которые они на костелы свои побрали, им не отдаст, и с ними в землях рубежа не учинят, и при вольностях их прежних королей не оставит, и потаместа им битца с ними, до которых мест всех белорусцов, и черкас, и волынцов, и подолян станет, которые в православной християнской вере все тверды и неотменны.

ЦГАДА, ф. Посольский приказ, Сношения России с Польшей, 1651, д. 6, лл. 1–12. Подлинник.


*
В конце января и начале февраля.

**
См. документ № 16.


12
Численность литовско-шляхетского войска, приведенная в документе, не отвечает действительности. Известно, что, готовясь к военному походу на Украину, польское правительство ставило целью довести к концу 1650 г. численность литовской армии до 18 000 человек.

13
Точных сведений о количестве войск Богдана Хмельницкого не сохранилось. Однако наиболее достоверные источники свидетельствуют о том, что в бою у Берестечка в июне 1651 г. под командованием гетмана насчитывалось около 100 000 человек, не считая татар.

Воссоединение Украины с Россией: Документы и материалы в трёх томах: Т. 3: Завершение борьбы украинского народа за воссоединение с Россией. Переяславская Рада. 1651–1654 годы. Сост.: П.И. Павлюк, Д.И. Мышко и др. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. С. 21–24, 577.
Наверх
 
Кассий
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 822
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #3 - 06.03.2017 :: 21:45:46
 
60. ‒ 1649, мая 30. Отписка Сѣвскихъ воеводъ съ вѣстью о походѣ Богдана Хмельницкаго и проч.

Государю царю и великому князю Алексѣю Михаиловичу всеа Русіи холопи твои, Замятенка Леонтьевъ, Наумко Кириловъ, челомъ бьютъ. Въ нынѣшнемъ, государь, во 157-мъ году, мая въ 29 день, пріѣхали въ Сѣвескъ на гостиной дворъ изъ Польскіе и изъ Литовскіе стороны торговые люди города Могилева Андрюшка Ивановъ, Васка Васильевъ, а вѣстей, государь, въ роспросѣ сказали: Запорожскихъ де, государь, козаковъ гетманъ Богданъ Хмельницкой съ Запороскими козаки противъ Поляковъ изъ города Чигирина пошолъ, а досталніе де, государь, Запороскіе козаки многіе люди перевозятца за рѣку Днѣпръ, идутъ къ гетману Хмельницкому въ сходъ; а Татаровя де, государь, къ гетману Хмельницкому пришли жъ и пошли напередъ въ Польшу войною; и слухъ де, государь, носитца, что тѣхъ Татаръ Поляки погромили и многихъ побили; а Литовской де гетманъ Радивилъ писалъ
къ гетману Хмельницкому
, что онъ Литовскими повѣты
съ ними зъ Бѣлорусцы
битца не хочетъ, такъ же какъ отецъ его Радивиловъ противъ ихъ Бѣлорусцовъ не бивался; а стоитъ де онъ, Радивилъ, съ Литовскими людми въ собраньѣ для того, чтобъ де, государь, Запороскіе козаки Литовскихъ городовъ и уѣздовъ не извоевали. И съ сею, государь, отпискою къ тебѣ государю царю и великому князю Алексѣю Михаиловичю всеа Русіи къ Москвѣ послали мы, холопи твои, Вязметина Кондратья Сухотина мая въ 30 числѣ и велѣли, государь, ему явитца и отписку подать въ Посольскомъ Приказѣ твоимъ государевымъ дьякомъ, думному Михаилу Волошенинову да Алмазу Иванову.

Подлинникъ.На оборотѣ 1) адресъ; 2) помѣта: 157 г., іюня въ 7 день Комарицкихъ драгуновъ съ порутчикомъ съ Кондратьемъ Сухотинымъ; 3) вверху: Чтена. Въ Розрядѣ такова жъ.

Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией: Т. 3: 1638‒1657. СПб.: Тип. П.А. Кулиша, 1861. С. 62.
Наверх
 
Кассий
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 822
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #4 - 06.03.2017 :: 23:40:32
 
196. ‒ 1648, іюня 7. Отписка Сѣвскихъ воеводъ къ царю о перепискѣ съ полковникомъ Понятовскимъ, о желаніи Поляковъ на королевство Московскаго царя.

Государю царю и великому князю Алексѣю Михайловичю всеа Русіи холопи твои, Замятенко Леонтьевъ, Ивашка Кобылской, челомъ бьютъ. Въ нынѣшнемъ, государь, во 156-мъ году іюня въ 7 день прислалъ къ намъ холопемъ твоимъ въ Сѣвскъ изъ Полскіе стороны изъ Новагородка Сѣверского выбранной полковникъ Юрьи Понентовской съ посланцомъ своимъ съ Войтехомъ Красовскимъ листъ, а въ листу, государь, ево написано: Въ братской милости съ нами живучи, они счастьемъ нашимъ тѣшутся, а когда што противно зайдетъ, жалуютъ; также взаемъ отъ насъ того разумѣнья, въ смутку и въ жалосныхъ прямо помочь просятъ; для того жалобу ихъ и осирѣнье намъ холопемъ твоимъ обвѣщаетъ, что его королевского величества не стало мая въ 20-мъ числѣ; а козаки де, государь, своевольные, сложася съ Татары, много лиха въ землѣ ихъ учинили и изза Днѣпра на свою сторону уже идутъ или къ Дону передъ войсками, которые съ короны Польскіе наступаютъ; о чемъ, государь, намъ, холопемъ твоимъ, вѣдать надобно, чтобы де, государь, новые безбожники, которые на кровь христіянскую саблю Татарскую спровадили, нигдѣ не мѣли притулища; а намъ бы, государь, холопемъ твоимъ такожъ ему о вѣстяхъ писати; а ему де, государь, Юрью, будучи полковникомъ на тотъ часъ въ повѣту Новгородского наслучоный, съ нами ссылатца и заодно обвѣщати его намъ холопемъ твоимъ мѣти въ знаемости.

И мы, холопи твои, тово шляхтича Войтѣха Красовского про короля и про всякіе вѣсти роспрашивали, и тотъ, государь, шляхтичъ Войтѣхъ Красовскій сказалъ намъ, холопемъ твоимъ: въ нынѣшнемъ де, государь, во 156-мъ году Польского короля Владислава не стало тому недѣли съ три; а съ тою  де, государь, вѣстью и съ листами пріѣхали въ Новгородокъ Сѣверской съ Польши Новгородцкого полковника Юрья Понентовского два пахолка; а сынъ де короля Польского Владислава умеръ же въ прошломъ во 155-мъ году; а про то де, государь, онъ подлинно вѣдаетъ, что паны рада и вся посполитая рѣчь брата королева Казимера на королевство не хотятъ, а будетъ де, государь, о томъ сеймъ вскорѣ; а приказывалъ де, государь, съ нимъ къ намъ холопемъ твоимъ панъ его полковникъ Юрья Понентовской: писалъ де къ нему къ Понентовскому въ Новгородокъ Сѣверской изъ Польши конснѣръ корунный Юрьи Осолинской въ листахъ своихъ: посполитая де, государь, рѣчь хотятъ быти подъ твоею царскою высокою рукою и тебя великого государя себѣ царемъ имѣть и къ Московскому государству, съ Московскимъ государствомъ заодно быть; да и ото многихъ де, государь, Поляковъ, отъ шляхты и отъ мѣщанъ онъ, Красовской, слышалъ тоже, и панъ де ево Юрьи Понентовской, полковникъ Новгородцкой, тебѣ, государю, служитъ и радѣетъ; да и
во многихъ,
государь,
Польскихъ городѣхъ, въ Кіевѣ и въ Черниговѣ и въ иныхъ городѣхъ отъ Бѣларусцовъ
та молва и желаніе есть, чтобъ имъ всѣмъ быть подъ твоею царскою высокою рукою во крестьянской вѣрѣ; то намъ холопемъ твоимъ подлинно вѣдомо ото многихъ людей. И мы, государь, холопи твои тому шляхтичу Войтѣху Красовскому говорили, что ты великій милостивый государь твое царское величество, и множайшія царства и власти достоинъ содержати, и твое царское величество зѣло милостивъ къ ратнымъ людемъ, даролюбивый государь, власти, имѣнія жалуешъ достойнымъ по достоинству, и судъ правъ и непоколебимъ, государь, имѣешъ, мѣрило праведное твое царьское величество, и многихъ скипетродержавныхъ властодержателей твое царское величество премудростью и храбростью превосходитъ и по Божію дарованію вольно твоему царскому величеству и на нихъ свои милостивыя щедроты изліяти, якоже и на протчихъ отъ Бога данныхъ людей твоему царскому величеству, подъ твою царскою высокою десницу. И тотъ, государь, шляхтичъ Войтѣхъ Красовской намъ холопемъ твоимъ говорилъ: шляхта де вся и мѣщаня въ Новѣгородкѣ Сѣверскомъ и въ Новгородцкомъ повѣтѣ, всѣ хотятъ быть подъ твоею царскою высокою рукою и о томъ Бога молятъ, чтобъ Господь Богъ то ихъ желаніе исполнилъ и тебя великого государя царемъ учинилъ надъ обоими великими государствы, на Московскомъ и на Польскомъ, и чтобъ великіе государство Московское и Польское было заодно. И мы, холопи твои, по твоему государеву указу, дали ему кормъ довольной, и къ полковнику, государь, къ Юрью Понентовскому писали мы, холопи твои, съ тѣмъ его посланцомъ: о чемъ онъ къ намъ въ своемъ листу писалъ, то намъ вѣдомо; а что у насъ будетъ вѣстей про Татаръ и про своевольныхъ ихъ Черкасъ, и мы тѣ вѣсти къ нему писать учнемъ: а твоего царского величества ратные люди всѣ въ зборѣ готовы; а онъ бы, полковникъ, твоему царскому величеству служилъ, и службу свою и радѣнье къ твоему царскому величеству показалъ, и всякіе бы, государь, вѣсти къ вамъ, холопемъ твоимъ, писалъ подлинно, что у нихъ въ Польшѣ и въ Литвѣ учнетъ дѣлатца, и гдѣ и въ которыхъ мѣстехъ своевольные Черкасы съ Татары, и твоего царского величества на пресвѣтлую милость и жалованье былъ надеженъ. А съ сею, государь, отпискою, и съ вѣстьми и съ листомъ Новгородского полковника Юрьи Понетовского, послали мы, холопи твои, къ тебѣ, государю, царю и великому князю Алексѣю Михайловичю всеа Русіи, къ Москвѣ, Ивана Кобыльского, а велѣли, государь, ему отписку и листъ подати въ Посольскомъ Приказѣ твоимъ государевымъ дьякомъ: думному Назарью Чистого да Алмазу Иванову.

Подлинникъ.На оборотѣ 1) адресъ; 2) помѣта: 156-го, іюня въ 13 день съ Иваномъ Ивановымъ сыномъ Кобыльскимъ. 3) вверху: Государь слушалъ и бояре. Указалъ государь послать свою государеву грамоту въ Сѣвскъ къ воеводамъ, велѣть за рубежъ послати нарочно кого пригожь и велѣть провѣдать подлинно о всякихъ вѣстяхъ противъ сеѣ отписки; а провѣдывать велѣть тайнымъ дѣломъ.

Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией: Т. 3: 1638‒1657. СПб.: Тип. П.А. Кулиша, 1861. С. 205‒207.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4604
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #5 - 06.03.2017 :: 23:58:18
 
«Білорусці…Тут сей термін вживається в московськім розумінню: православної людності Білоруси й України, окремо від Черкасів—козаків» (Грушевский_ Історія України-Руси_том 9 _ хмельниччина_1650-1653_ Стр 219)

Без униатов (!).
Без черкас, казаков - обсуждаемо,  как по мне.
Наверх
 
Богатырев Артур
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3868
Ростов-на-Дону
Пол: male

СибГУТИ
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #6 - 07.03.2017 :: 09:58:01
 
Кассий писал(а) 06.03.2017 :: 21:40:24:
ис под Полотцка города Десны Воскресенского монастыря игумен Анфиноген

Православные иерархи, что интересно, в то время в основном поддерживали Россию, хотя были под юрисдикциями Константинополя - вероятно, считали что только Москва может оказывать реальную помощь в религиозных делах. Это усилилось после начала давления на православие Унии 1596 года.

Кассий писал(а) 06.03.2017 :: 21:40:24:
И ныне де белорусцы-могилевцы ляхов в город к себе не пущают

Могилев считался рассадником бунтов в Литве в то время - не зря в 1654 году он сам открыл ворота русским войскам.

Наверх
 

Мое личное мнение: пользователь ЛЕВА не признает суверенитет РФ  на территории РФ, и считает суверенитет США "международным законом". Он также автоматически поддерживает ВСЕ решения "Обкома", без различия.
Кассий
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 822
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #7 - 07.03.2017 :: 15:25:16
 
5. ‒ 1648, ноября 1 и 29. Отписки царю Замятни Леонтьева и Ивана Кобыльскаго съ вѣстями, доставленными посыланными за рубежъ пушкарями, о пораженіи казаками Поляковъ подъ Константиновымъ, и о желаніи Малороссіянъ поступить подъ власть Московскаго государства.

1. Государю царю и великому князю Алексѣю Михайловичю всеа Русіи, холопи твои Замятенка Леонтьевъ, Ивашка Кабылской челомъ бьютъ. Въ нынѣшнемъ, государь, во 157 году, сентебря въ 6 день, по твоему государеву цареву и великого князя Алексѣя Михайловича всеа Русіи указу, посылали мы холопи твои изъ Сѣвска за рубежъ въ Полскую и Литовскую землю, для провѣдыванья вѣстей, сѣвскихъ пушкарей Дмитрейка Церкина да Якушка Степерева. И октября, государь, въ 19 день, тѣ сѣвскіе пушкари Дмитрейка Церкинъ да Якушко Степеревъ изъ Полскіе и изъ Литовскіе стороны въ Сѣвескъ пріѣхали, а въ роспросѣ, государь, передъ нами холопи твоими онѣ сказали: были де, государь, онѣ въ Полской и въ Литовской земли для провѣдыванья вѣстей; и октебря де, государь, въ 1 день въ городъ Нѣжинъ изъ козачьева войска пріѣхали раненые Запороскіе козаки, а сказывали де, государь, тѣ Запороскіе казаки: Поляки де, государь, стояли болшимъ собраньемъ въ Полскомъ городѣ въ Констентиновѣ; а гетманъ де Запороской Хмелницкой съ Запороскимъ войскомъ стоялъ отъ города Констентинова верстъ съ десять. И сентебря де, государь, въ 14 день былъ у Поляковъ съ Запороскими казаки бой болшой подъ городомъ Костентиновымъ, а было де, государь, на томъ боѣ Поляковъ и Нѣмецъ тысячь со ста и болши: а Запороскихъ де, государь, козаковъ было на томъ боѣ тысечь съ триста и болши, да Крымскихъ и Нагайскихъ Татаръ тысечь съ сорокъ; и въ первой де, государь, день Поляки Запороскихъ козаковъ на боѣ побили многихъ людей, и Запороскіе де, государь, козаки сѣли въ табарѣ своемъ въ осадѣ, и сидѣли де, государь, отъ Поляковъ козаки въ табарѣ своемъ въ осадѣ, три дни; и на четвертой де, государь, день на Поляковъ съ стороны пришли Татаровя; а козаки де, государь, изъ табару вышли на вылозку, и бою де, государь, межи ими было полтора дня да ночь; и на томъ де, государь, боѣ козаки и Татаровя Поляковъ и Нѣмецъ побили, и обозъ и нарядъ поимали; а ксенжа Доминикъ Заславскій да князь Еремей Вишневецкой побѣжали, а съ ними де, государь, ушло тысечь сто дватцать, и за ними де гетманъ Хмелницкой послалъ полковника Небобу съ козаки и съ Тотары. Да въ томъ же де, государь, городѣ Нѣжинѣ урядникъ, козачей атаманъ, Запороского гетмана Хмелницкого племянникъ Прокопъ Бережицкій, говоритъ во многіе люди: всѣмъ де, государь, Запороскимъ войскомъ онѣ Бога молятъ о томъ, чтобъ имъ быть подъ твоею царскою высокою рукою. И
въ Кіевѣ де,
государь,
и въ иныхъ во многихъ Полскихъ городѣхъ всякіе люди Бѣлорусцы
Бога молятъ о томъ же, чтобъ имъ всѣмъ быть подъ твоею царскою высокою рукою. А съ сею, государь, отпискою къ тебѣ государю царю и великому князю Алексѣю Михайловичю всеа Русіи, къ Москвѣ, послали мы холопы твои Стародубца Василья Окулова, и велѣли, государь, ему отписку подать въ Розрядѣ твоимъ государевымъ дьякомъ, думному Ивану Гавреневу да Григорью Ларіонову.

На оборотѣ помѣты: Государю чтена. ‒ 157, ноября въ 1 день, Стародубецъ Васка Окуловъ (т. е. подалъ отписку).

<...>

Акты, относящиеся к истории Южной и Западной России, собранные и изданные Археографической комиссией: Т. 8: 1668‒1669, 1648‒1657. СПб.: Тип. В.В. Пратц, 1873. С. 277.
Наверх
« Последняя редакция: 07.03.2017 :: 15:50:13 от Кассий »  
Кассий
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 822
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #8 - 07.03.2017 :: 15:40:36
 
иван васильевич писал(а) 06.03.2017 :: 23:58:18:
«Білорусці…Тут сей термін вживається в московськім розумінню: православної людності Білоруси й України, окремо від Черкасів—козаків» (Грушевский_ Історія України-Руси_том 9 _ хмельниччина_1650-1653_ Стр 219)

Без униатов (!).
Без черкас, казаков - обсуждаемо,  как по мне.

Униатов - переселенцев из Речи Посполитой в XVII в. чаще всего причисляли к католикам или православным.

"Черкасы" - это украинские казаки, и несмотря на то, что в документах указанного периода они нередко упоминаются рядом с белорусцами, при скрупулёзном изучении источников можно сделать вывод, что они также являются белорусцами (причём не только черкасы-казаки, но и мещане казацких земель порой указаны отдельно от белорусцев).
Наверх
 
Кассий
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 822
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #9 - 07.03.2017 :: 16:55:09
 
EvS писал(а) 05.03.2017 :: 22:49:25:
Кассий писал(а) 05.03.2017 :: 20:10:53:
В русских источниках 1620-1655 гг. нередко упоминаются "белорусцы". На первый взгляд, речь идёт о белорусах, однако это вовсе не так. Данный термин имеет этноконфессиональное наполнение, обозначая православных и униатов украинских и белорусских земель Речи Посполитой ("Белой Руси"). Например, в исторических документах указанного времени "белорусцем" назван Б. Хмельницкий.


Осталось привести эти самые документы и тогда наконец сформулируется тема для разговора.

Документов 1620-1655 гг., где упоминаются белорусцы, слишком много. Я привожу лишь самые важные из их числа для понимания сути данного термина в указанное время.
Наверх
 
Кассий
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 822
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #10 - 07.03.2017 :: 17:30:07
 
№ 436-й. Отписка Путивльскихъ воеводъ объ отсылкѣ въ Москву выходца изъ-за рубежа, запорожскаго казака Ивана Павлова, сказавшаго въ распросѣ про польскія и черкасскія вѣсти; распросъ его въ Москвѣ.


Путивльскіе воеводы, Андрей Литвиновъ-Мосальскій да Игнатій Уваровъ, въ отпискѣ, полученной въ Розрядѣ 5 ноября, доносили: «октября въ 23 д. пріѣхалъ въ Путивль на твое государево имя литвинъ, въ роспросѣ сказался ‒ запорожскій казакъ Ивашка Павловъ, а жилъ де онъ въ городѣ въ Черкасѣхъ. А вѣстей онъ, Ивашка, сказалъ намъ: гетманъ де черкасской, Андрей Дѣденко, живетъ въ городѣ Черкасѣхъ, а сбору де черкасомъ при немъ нѣтъ; а разсказанья де ему, гетману, по ся мѣстъ не было, чтобы войску куда идти и на которую украйну. А короля де по ся мѣсто на королевство не обирали, и поляки де хотятъ на королевство Казиміра, а литва де хочетъ на королевство Владислава; а которые де поляки стояли въ собраньѣ на Орининомъ полѣ и подъ Львовомъ у Глинянаго, и они де пошли въ Польшу, и воевода де кіевскій, Кишкѣевичъ, съ людьми пошелъ въ Польшу жъ, а съ нимъ де три тысячи, а хотятъ де они поляки приходить на литву и на черкасъ, чтобъ имъ посадить на королевство Казиміра и христіанская бъ вѣра разорить. И къ гетману де, къ Андрею Дѣденку, съѣзжались въ раду полковники и товарство письменные черкасы, а унейщиковъ де черкасъ же къ себѣ въ раду не пустили; а говорили де въ радѣ: будетъ де поляки посадятъ на королевство Казиміра и христіанскую вѣру учнутъ разорять, и они де хотятъ бить челомъ тебѣ, государю, чтобы ихъ ты, государь, принялъ подъ свою государеву руку и христіанской бы вѣры и ихъ полякомъ не выдалъ, а они де, черкасы, хотятъ застать отъ Кіева по Днѣпру до устья и съ поляки биться, чтобъ имъ не дать христіанской вѣры разорить. А другой де гетманъ кошевой, Калинникъ, пошелъ за пороги, а съ нимъ де пошло черкасъ двѣ тысячи, а идти де имъ на поле подъ Крымъ для языковъ. А Радивилъ де и литовскіе люди пишутъ къ черкасскому гетману и ко всѣмъ черкасомъ, чтобъ де они имъ помогали, съ ними противъ поляковъ за вѣру стояли, а посадить бы де на королевство имъ Владислава. А князь де Вишневецкой въ Лубнахъ и хотѣлъ де идти, собрався, на Муравской шляхъ, а для де чего хотѣлъ идти, того онъ, Ивашка, не вѣдаетъ, а хочетъ де зимовать на украинѣ въ своихъ городѣхъ. И мы, роспрося его, переѣздчика, и приведши ко кресту и давъ ему до Москвы въ дорогу кормъ и подводы, послали къ Москвѣ съ дѣтьми боярскими, съ Семеномъ Золотаревымъ да съ Борисомъ Литвиновымъ, а велѣли имъ отписку подати и съ тѣмъ переѣздчикомъ явитися въ Розрядѣ дьякомъ, думному Ивану Гавреневу да Михаилу Данилову.

А на Москвѣ черкашенинъ Иванъ Павловъ въ роспросѣ сказался родиною города Черкасъ, запорожскаго казака сынъ, а учалъ служить съ черкасы тому двѣнадцать лѣтъ, и въ Запорогахъ бывалъ; и тому три года, какъ черкасы выбрали его въ пушкари. И въ 140 г., послѣ Покрова Св. Богородицы, изъ Запорогъ вышелъ онъ и жилъ въ городѣ Черкасѣхъ же, а на государево имя поѣхалъ онъ изъ Черкасъ же, тому нынѣ, ноября въ 5 д., три недѣли минуло, и выѣхалъ въ Путивль и въ Путивлѣ былъ одинъ день и, роспрося его, воеводы отпустили ко государю къ Москвѣ.

А вѣстей сказалъ: королевичи Владиславъ и Казиміръ въ Варшавѣ, а на королевство не обранъ никто, потому поляки хотятъ на королевство Казиміра, а стоятъ за Казиміра гетманъ Конецпольскій съ поляки; и пошелъ гетманъ Конецпольскій, а съ нимъ поляковъ семь тысячъ человѣкъ, для королевскаго обиранья въ Варшаву въ нынѣшнемъ, въ 141 году, послѣ Покрова Пр. Богородицы.

А Радивилъ, гетманъ литовскій, а съ нимъ литва, бѣлорусцы, хотятъ на королевство большаго королевича, Владислава, а стоитъ де Радивилъ въ Вильнѣ, а сколько съ нимъ людей, про то онъ не слыхалъ.

А тому недѣль съ двѣнадцать, шведскій король прислалъ къ черкасскому гетману, къ Кулагѣ, съ пахолкомъ листъ, чтобъ черкасы шли къ нему и приняли бы его на польское королевство, а онъ ихъ пожалуетъ; и черкасы ему отказали, что они отъ крестьянскія вѣры отступить не хотятъ. А кто именемъ съ листомъ къ черкасомъ отъ шведа присыланъ, про то онъ не вѣдаетъ. А стоитъ шведъ нынѣ за Краковымъ, а людей съ нимъ восемьдесять тысячъ человѣкъ, и только де его, шведа, на польское и на литовское королевство не примутъ, и ему де съ поляки и съ литвою биться, про то онъ подлинно слышалъ въ радѣ у черкасъ. И послѣ той присылки въ нынѣшнемъ, въ 141 г., передъ Рождествомъ Пр. Богородицы, собрався черкасы на поле у Маслова стану, прежняго черкасскаго гетмана Кулагу съ гетманства скинули за то, что онъ хотѣлъ обляшиться къ прежнимъ черкасомъ, которые обляшилися, а прежнихъ черкасъ, которые отступили въ ляцкую вѣру, 1900 человѣкъ. А выбрали черкасы гетмана Андрюшку Дѣденка. И въ нынѣшнемъ, въ 141 г., послѣ Семена дня вскорѣ, присланъ изъ Польши отъ гетмана Конецпольскаго панъ Бѣлинской къ тому черкасскому гетману, къ Андрюшкѣ къ Дѣденку, съ гроши, а присланы черкасомъ гроши и розданы шести тысячамъ человѣкомъ: гетману, Апдрюшкѣ Дѣденку, триста золотыхъ, по десять алтынъ золотой, полковникамъ пяти человѣкомъ, судьямъ двумъ человѣкомъ, есауламъ двумъ же человѣкомъ по сто пятидесяти золотыхъ, пушкаремъ двадцати пяти человѣкомъ по двадцать семь золотыхъ съ полузолотымъ, русскихъ денегъ по восемь рублей съ четью человѣку; и взявъ черкасы гроши, разошлися по своимъ городомъ. А гетманъ же черкасской, который оставается у черкасъ въ Запорогахъ на куреняхъ, Калинникъ, а съ нимъ двѣ тысячи черкасъ, взявъ гроши, пошли въ Запороги попрежнему. А гетманъ же Андрюшка Дѣденко, собрався съ
черкасы
въ городѣ въ Корсуни, хотѣли идти оба гетмана въ Крымъ для добычи. И за три дня до Покрова Пречистыя пріѣхалъ
къ нимъ, черкасомъ,
въ Корсунь отъ Радивила и отъ кіевскаго митрополита Исаіи пахолокъ, Андреяшъ Зеленскій, съ листами, что поляки сбираются въ Польшу, а хотятъ обрать на королевство Казиміра; а собралося поляковъ въ Варшаву съ гетманомъ Конецпольскимъ семь тысячъ человѣкъ, съ Кишкѣевичемъ, съ воеводою Кіевскимъ, три тысячи человѣкъ, и обравъ Казиміра на королевство, хотятъ ляцкую вѣру учинить во
всѣхъ бѣлорусскихъ городѣхъ.
И собралося въ Корсуни
черкасъ
съ гетманомъ, съ Андрюшею Дѣденкомъ, съ двѣ тысячи человѣкъ, а были изъ городовъ лучшіе люди: отъ Бѣлыя церкви полковникъ Дацко, а съ Чегрина полковникъ Тараска, изъ Корсуня полковникъ Мископивоваренковъ, изъ Переяславля полковникъ Олихверъ, изъ Лубенъ полковникъ Лавринко, изъ Черкасъ войсковой судья Яцына, изъ Жолнина войсковой же судья Гиря, изъ Кіева сотникъ Кизымъ и изъ всѣхъ городовъ, и приговорили въ радѣ, что имъ отъ крестьянскія вѣры не отступить, будетъ на нихъ ляхи наступятъ, а ихъ мочи не будетъ, и имъ бить челомъ государю, царю и великому князю Михаилу Ѳедоровичу всеа Русіи, чтобъ государь ихъ пожаловалъ, велѣлъ принять подъ свою государскую руку, а
они,
бѣлорусцы
и
черкасы
, учнутъ за свою вѣру стоять по Днѣпръ. А онъ, Ивашка, въ той радѣ былъ же. Да и кіевскій митрополитъ Исаія
имъ, черкасомъ,
о томъ говорилъ, чтобъ они отъ крестьянскія вѣры не отступали, а онъ, митрополитъ,
за нихъ, за бѣлорусцевъ,
учнетъ бить челомъ и писать ко государю... и къ отцу его государеву... чтобъ они, государи,
ихъ,
бѣлорусцовъ
и
черкасъ
, пожаловали, велѣли принять подъ свою государскую руку, и по его де прошенью государь и св. государь патріархъ ихъ пожалуютъ, подъ свою государскую руку примутъ и вѣры ихъ не дадутъ нарушить; потому въ радѣ и приговорили, что бить челомъ государю. А унейщиковъ черкасъ, которые отступили въ ляцкую вѣру, въ ту раду
черкасы
не пустили ни одного человѣка, чтобъ они про ихъ думу не вѣдали.

Сей же осени передъ Покровомъ пріѣхалъ изъ Вишневца князь Еремѣй Вишневецкій въ черкасскіе городы, въ Пирятинъ да въ Лубны, чтобъ ему, собрався съ черкасы, идти на поле подъ татарскія сакмы для добычи, и черкасы его не послушали, съ нимъ не пошли.

А иныхъ никакихъ вѣстей не вѣдаетъ.

(Москов. ст. столб. № 79, лл. 358‒372).

Акты Московского государства, изданные Императорской академией наук: Т. 1: Разрядный приказ: Московский стол. 1571‒1634 / Под. ред. Н.А. Попова. СПб.: Тип. Императорской академии наук, 1890. С. 409‒411.
Наверх
« Последняя редакция: 07.03.2017 :: 20:20:05 от Кассий »  
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4604
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #11 - 07.03.2017 :: 22:56:09
 
Кассий писал(а) 07.03.2017 :: 17:30:07:
Да и кіевскій митрополитъ Исаія имъ, черкасомъ, о томъ говорилъ, чтобъ они отъ крестьянскія вѣры не отступали, а онъ, митрополитъ, за нихъ, за бѣлорусцевъ,
учнетъ бить челомъ и писать ко государю...

От православной надо понимать веры?
Не принимали унию?
Тогда они: белорусцы, тогда о них челом бить к государю, православному.
Об униатах челом бить в Москву - все равно что лбом об стенку, там униаты не нужны.

Кассий писал(а) 07.03.2017 :: 15:40:36:
причём не только черкасы-казаки, но и мещане казацких земель порой указаны отдельно от белорусцев

Порой какое-то различие все же подразумевалось.
Все же первоначально, возможно(!), черкас - южан, и белорусцев - русских православных с западных земель различали. Но в процессе мощного миграционного потока с запада на территории современной Украины шло смешение, что уж не разобрать: черкасы, белорусцы.
Наверх
 
Ratio
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1360
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #12 - 07.03.2017 :: 23:41:57
 
Кассий писал(а) 05.03.2017 :: 20:10:53:
В русских источниках 1620-1655 гг. нередко упоминаются "белорусцы". На первый взгляд, речь идёт о белорусах, однако это вовсе не так. Данный термин имеет этноконфессиональное наполнение, обозначая православных и униатов украинских и белорусских земель Речи Посполитой ("Белой Руси"). Например, в исторических документах указанного времени "белорусцем" назван Б. Хмельницкий.

И? В чем вопрос?
Наверх
 
Кассий
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 822
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #13 - 08.03.2017 :: 11:00:43
 
иван васильевич писал(а) 07.03.2017 :: 22:56:09:
От православной надо понимать веры?
Не принимали унию?

Да. Под христианской ("крестьянской") верой здесь подразумевается православие.

иван васильевич писал(а) 07.03.2017 :: 22:56:09:
Порой какое-то различие все же подразумевалось.

Сословное различие: как в случае с казаками, так и в случае с мещанами и шляхтой, которые также иногда выделялись из белорусцев.

иван васильевич писал(а) 07.03.2017 :: 22:56:09:
Все же первоначально, возможно(!), черкас - южан, и белорусцев - русских православных с западных земель различали.

Источники свидетельствуют, что россияне перестали называть восточных украинцев (жителей казачьих земель) "белорусцами" во 2 пол. XVII в. Что касается "черкасов", то данный термин имел несколько значений, среди которых этническое было наиболее редким и наименее выраженным. Черкасы, согласно историческим документам 1620-1655 гг., также являлись белорусцами.

иван васильевич писал(а) 07.03.2017 :: 22:56:09:
Но в процессе мощного миграционного потока с запада на территории современной Украины шло смешение, что уж не разобрать: черкасы, белорусцы.

Украинские казаки-черкасы, в том числе Б. Хмельницкий, безусловно, были белорусцами по происхождению и вероисповеданию. В пользу данного факта свидетельствуют российские первоисточники указанного периода.
Наверх
« Последняя редакция: 08.03.2017 :: 11:10:34 от Кассий »  
Кассий
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 822
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #14 - 08.03.2017 :: 11:35:12
 
иван васильевич писал(а) 07.03.2017 :: 22:56:09:
Тогда они: белорусцы, тогда о них челом бить к государю, православному.
Об униатах челом бить в Москву - все равно что лбом об стенку, там униаты не нужны.

В "Указе, како изыскивати и о самех белорусцех", который был создан на Московском соборе 1620 г. (иногда его датируют 1621 г.), упоминается униатская церковь.
Наверх
 
Кассий
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 822
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #15 - 08.03.2017 :: 11:50:16
 
Указ, как изыскивати, и о
самех белорусцех
, иже приходящих от Польскаго и от Литовскаго государства, в православную веру нашу греческаго закона, в державу Московскаго государства. и хотящих быти с нами вкупе християны. и коих из тех белорусцев крестити достоит, или миром помазывати. и како действовати о них, еже к просвещенным християном сочетовати их.


Божиею милостию аз смиренныи Филарет патриарх Московскии и всея Русии, с сыновы моими, с преосвященными митрополиты, и со архиепископы. и епископы. с митрополитом Макарием Новгородским и Великолуцким. с Варламом митрополитом Ростовским и Ярославским. и с Ионою митрополитом Сарским и Подонским. и с архиепископом Корнилием Вологодским и Великопермским. и со архиепископом Арсением Суждальским и Торусским. и со архиепископом Пафнотием Тверским и Кашинским. и со архиепископом Киприяном Сибирским и Тобольским. и со епископом Рафаилом Коломенским и Коширским. и советовал есми, и приговорили с ними вкупе на соборе, како изыскивати о
самех белорусцех
, иже приходят от Польскаго и от Литовскаго государьства, в православную веру нашу греческаго закона, в державу нашу Московскаго государьства и всея Великия Русии. хотяще быти с нами вкупе християне. и коих из
тех белорусцев
крестити ли достит, или миром помазывати. и како действовати о них, еже к нам просвещенным сочетовати их. понеже аз смиренныи Филарет патриарх Московскии и всея Русии. егда убо бых в Польском и Литовском государьстве, и многая в них виде несогласия церковная, в самех тех християнех, яже суть
белорусцы
в них нарицаются. и нарицаются убо християне, а правила святых апостол, и святых отец седьми вселенских, и девяти поместных соборов, и инех святых отец предания, мнози в них не соблюдают. и в едином убо дому у них у отца с детьми, и у мужа с женою, и у господина с рабы, веры три, или четыре. и ов держит в них веру християнскую. ин же папежскую. и ин люторскую. ин же калвинскую. и ин новокрещенскую. ин же сасскую. и ин ариянскую. и вкупе убо на единой трапезе ядят и пиют, и браком совокупляются. а инии вкупе и молитву творят. мнози же в них и за папу изверженаго Бога молят, во святей литургии в приношении, и во ектениях и в литиях.
А в которой у них церкве, аще она и християнская есть, а молят Бога за папу. и таковая церковь у них нарицается унея, и по их разсужению толкуется, яко таковыя церкви, еже нарицаемии от них унеи, сиречь соединение. еже мируещеися и соединяющеися с папежники. и в тех их церквах, в нарицаемых в унеях, еже есть в соединяющихся с папежники. и под паствою папы Римскаго пребывающеи митрополиты, и архиепископы, и епископы, и архимариты, и игумены, и протопопы, и попы, и диякони, и инии причетницы мнози есть суть.
иже древняя предания святых апостол, и святых отец не все держат. и от вселенских убо святейших четырех патриарх уже немало лет, о сем неисправляеми, и не пасоми суть. понеже бед и напастей, и гонения ради, от папежа Римскаго. и того ради, инии подкланяются под папино благословение, и в два пути ходят. ови суть светом евангелия, ови же наипаче и мнози тмою еретичества. и влаются во всяком ветре учения, противна истинней вере християнстей. инии же терпят беды и напасти правды ради нашея християнския веры. и непреклонни пребывают в папино учение. темже убо аз смиренныи Филарет патриарх Московскии и всея Русии, с сыновы моими положих, и утвердих завет и устав, грядущим по нас сыновом и братиям нашим, иже аще будут Божиим благоволением, и всем церковником сущим под нами, се не новое предание введше, но древнее укрепляюще поновихом. и последующе заповедем святых апостол, и святых отец, яко же они заповедаша, о еретицех и о раскольницех. и о тех иже аще от части приобщаются еретическому папежскому учению, и иных различных ересей учению. и како приимати, и испытовати их. И егда приидет кто от Польскаго и Литовскаго государьства, к нам в Росийскую державу Московскаго государьства. и скажет о себе, яко белорусец есть, и истинныи християнин греческаго закона веры. егоже повелеваем всем вам, нашего смирения благословения требующим. прежде его искусите с добрым вопрошанием, по божественным писанием. и по сему нашему утверждению вопросите его. како верует, и что вера его; и истинно ли крещен в три погружения, и не обливан ли. И которыя иноземцы, егда биют челом о крещении, в православную християнскую веру. и в роспросе про себя сами скажут, яко они прежде сего в своей земле крещены в християнскую веру греческаго закона. а в крещении у них обливают, а не в три погружения крестят. а миром и маслом помазуют. или аще будет кто скажет, яко не ведает помазыван ли миром, или не помазыван. Тако же и свидетели, аще будет про них скажут тоже, яко они белорусцы. и крещены в греческую веру. а в крещении у них обливают, а не в три погружения крестят. а миром и маслом помазуют. или аще будет и им неведомо о сем, или скажут, яко маслом помазывают, а миром не помазывают. и таковых подобает совершено крестити в три погружения. аще ли сыщется которыи, яко миром и маслом помазыван, и того не помазывати. аще ли будет единым маслом помазован, а миром не помазован, и того миром помазывати;
А которыи
белорусец
скажет о себе, яко крещен он в християнскую веру. а который поп его крестил, и тот поп в божественной литургии в приношении и во ектениях, в первых поминает Римскаго папу. да и во всяком пении во ектениях и в литиях молит Бога за папу.
и таковаго подобает совершено крестити в три погружения, и миром и маслом помазывати. да и латынскую ему ересь и папежев римских еретиков проклинати; А иные иноземцы сказывают про себя сами же, что они в греческую веру крещены в три погружения, и миром и маслом помазываны. или аще будет, и свидетель нет, а сам про себя сказывает, яко крещен в три погружения, и миром и маслом помазыван. и тех крестити не подобает, и миром и маслом не помазывати. но токмо велети им поститися неделю, тако же как и в Московском государьстве говеют православныя християне ко исповеданию. и велети его исповедати. и о том его допрашивати зело накрепко, правду ли он сказал про себя, что крещен в три погружения, и миром и маслом помазыван. и аще будет скажет во исповедании тоже, яже и в роспросе сказывал. и о том разсудити отцу духовному, и доложити о том, святейшаго Филарета патриарха Московскаго и всея Русии, и митрополитов, и архиепископов, и епископов, которые он святыни достоин будет, того и сподобити. и имети его християнина также, как и прочих в Московском государьстве крещеных; А которой скажет, или свидетели скажут, яко не по истинне крещен, но обливан. а про миро и про масло не ведает, или он не помнит, и таковаго подобает совершено крестити в три погружения, и миром и маслом помазывати; А которые белорусцы обливаны, и в костелех причащалися, или будет которые и не причащалися, а обливаны. и тех совершено крестити в три погружения. а имян им не перекладывати. и латынскую ересь им проклинати. а младеньческаго отрицания им не говорити;

А которой белорусец скажет, что был он в ыной вере. и пришол из ыной веры в совершеных летех, и крестился в християнскую веру в Литве от русскаго попа. а тот поп которой его крестил, молит Бога за папу, и таковаго совершено крестити. и латынское и еретическое отрицание ему говорити. и молитвы все говорити. и младеньческое отрицание такоже что и еретику, для того, что крещен от отступника, которой молит Бога за папежа. И к сему соборнаго совета к свитку и указу, Аз смиренныи Филарет патриарх Московскии и всея Русии, и с сыновы моими с преосвященными митрополиты, и со архиепископы, и епископы, руками своими приписали.

Писано в царствующем граде Москве, в дому Пресвятыя Владычице нашея Богородицы и Присно Девы Мария, честнаго и славнаго Ея Успения. и великих чюдотворцев Петра и Алексея и Ионы. и в нашем великаго господина святейшаго Филарета патриарха Московскаго и всея Русии. в лето 7129-го. декабря в 16 день.

http://www.synaxis.info/synaxis/8_law/h_misc/SobIzl.html
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4604
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #16 - 08.03.2017 :: 12:28:16
 
Кассий писал(а) 08.03.2017 :: 11:50:16:
А которой белорусец скажет, что был он в ыной вере

Что-же, приходится признать, что к религиозной принадлежности термин не привязан. Тогда? Потомки жителей Руси (Киевской Руси) вне зависимости ввероисповедания   Кассий писал(а) 08.03.2017 :: 11:50:16:
понеже бед и напастей, и гонения ради, от папежа Римскаго. и того ради, инии подкланяются под папино благословение,
И не которое обособление от черкас, понятно, те могли и не быть потомками жителей той Руси.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4357
Пол: male

Морская академия
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #17 - 08.03.2017 :: 12:48:30
 
Кассий писал(а) 08.03.2017 :: 11:50:16:
Указ, как изыскивати, и о самех белорусцех

Здесь "белорусцами" обозначены все восточные славяне, которые жили в Речи Посполитой
Наверх
 
Кассий
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 822
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #18 - 08.03.2017 :: 13:00:27
 
иван васильевич писал(а) 08.03.2017 :: 12:28:16:
Что-же, приходится признать, что к религиозной принадлежности термин не привязан.

"А которой белорусец скажет, что был он в ыной вере. и пришол из ыной веры в совершеных летех, и крестился в християнскую веру в Литве от русскаго попа", т.е. думал, что стал православным (на самом деле - униатом). Православие ("белорусская вера", "русская вера") и греко-католичество - это религиозные направления. "Белорусцы" - русский этноконфессионим, применявшийся в 1620-1655 гг. к украинцам и белорусам православного и, реже, греко-католического вероисповедания.

иван васильевич писал(а) 08.03.2017 :: 12:28:16:
И не которое обособление от черкас, понятно, те могли и не быть потомками жителей той Руси.

Но ведь черкасы, по сведениям источников указанного периода, также являлись белорусцами. Об этом недвусмысленно свидетельствуют исторические документы.

"И гетман Богдан Хмельнитцкой приказал черкасом и мещаном, и всяким людем белорусцом из-за Днепра жон своих и детей велел перевозить на рускую сторону для тово, чтоб их татаровя и ляхи не побивали, и не грабили, и в полон не имоли" (Расспросные речи в Разрядном приказе Л. Климовского о военных действиях на Украине, о приказе Богдана Хмельницкого переселять женщин и детей па Левобережье, о пополнении войск восставших и о бегстве украинского населения в Россию [сентябрь 1651 г.] // Воссоединение Украины с Россией: Документы и материалы в трёх томах: Т. 3: Завершение борьбы украинского народа за воссоединение с Россией. Переяславская Рада. 1651–1654 годы. Сост.: П.И. Павлюк, Д.И. Мышко и др. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. С. 141).

"Да он же, Микитка, слышел в Киеве, что гетман Хмельнитцкой хочет прислать к государю к Москве послов вскоре, чтоб государь пожаловал велел ево, гетмана, и всех белорусцов принять в свою государеву державу с Киевом и со всеми городами, которые по сю сторону Днепра" (Из расспросных речей в Разрядном приказе Н. Забобурого о битве под Берестечком и намерении Богдана Хмельницкого послать послов в Москву с ходатайством о включении Украины в состав Русского государства [19 июля 1651 г.] // Там же. С. 98).
Наверх
 
Кассий
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 822
Пол: male
Re: Белорусцы (1620‒1655 гг.)
Ответ #19 - 08.03.2017 :: 13:20:12
 
upasaka писал(а) 08.03.2017 :: 12:48:30:
Кассий писал(а) 08.03.2017 :: 11:50:16:
Указ, как изыскивати, и о самех белорусцех

Здесь "белорусцами" обозначены все восточные славяне, которые жили в Речи Посполитой

Из текста "Указа, како изыскивати и о самех белорусцех" можно сделать вывод, что речь идёт о православных и униатах - переселенцах из Речи Посполитой, которых в России следует перекрещивать.
Наверх
 
Страниц: 1 2 3 ... 43
Печать