Вот разошлись
Ещё раз по ладьям русов юга Руси.
У нас есть лодки применявшиеся для походов по Чёрному морю с размерами и описанием - казачьи чайки.
Способ использования точно соответствует описанию КБ.
Поэтому, как называли их греки - не имеет значения, называли на свой манер.
Археологические находки того периода - не имеют значения, археология не показатель.
Почему именно они - суда русов от чаек отделяет 600 лет - для сохранения судостроительной традиции это нормально. Я приводил пример со скандинавской ёлой - 1000 лет без изменений.
Второе, ниша, военные суда, уже занята - у них нет альтернативы, поэтому не имеет смысла искать что-то иное.
Далее, размеры.
Славяне делали струговые трубы - длина трубы чайки - 15 метров.
Это и есть основная длина славянских стругов, самое большее из известных:казаки заказывали в Москве - трубы до 20 метров длиной.
Ещё раз археология тут не показатель, нашли - не нашли - не аргумент. У нас есть подробное описание современника традиции.
На струг нашивали доску - одной для реки хватает.Струги управлялись гребками.
В таком виде их сплавляли росам, которые надставляли борта, ставили уключины.
Далее шли на вёслах.
Перед выходом в море ставили мачты, налаживали паруса, рули для морского хода.
Ещё раз, всякие вычисления не имеют значения - у нас есть готовое судно.
Поправка только одна - казачьи суда были тяжелее, несли артиллерию.
Суда русов были легче, а значит на одну-две доски по борту было меньше.
Т.е., при длине трубы 15 метров - длина корпуса была - 17 метров., ширина не 3.6, а около 3 метра.
Далее, сечение корпуса.
Корпус чайки имеет V-образное сечение, т.е. острое днище.
Есть мнение, что мореходные качества таких корпусов не достаточны, поэтому их всячески пытались "поправить", мол в тексте ошибка (к слову, у нас это оооочень любят, в случае чего править оригинал, а не свои мозги
Так вот, на это имеется "чертёж графа Миниха", после двух неудачных попыток форсировать пороги, был сделан чертёж судов на коих казаки ходили через пороги.
На нём два судна: первое имеет V-образные обводы чайки, второе U-образные обводы плоскодонного судна.
Первое - военная лодка, второе - грузовая.
Всё, вопрос закрыт