Livepodvodnik писал(а) 13.02.2019 :: 04:09:13:что Вы думаете об этнической принадлежности салтовских захоронений по обряду кремации? наткнулся тут на одну статью
Ну, в статье вроде как все разъяснено. В целом же точки зрения противоречивые. Приведу цитату на этот счет из Аксенова:
" В.К. Михеев и В. С. Аксенов в своей монографии “Сухогомольшанский могильник VII 1-Х вв.” довольно подробно и убедительно показали, почему трупосожжения из Сухой Гомольши нельзя связывать только со славянами, потомками носителей пеньковской культуры. Часть погребений могильника, по их мнению, была оставлена потомками пеньковского и колочинского (смешанного славяно-иранского и славяно-балтского) населения, часть принадлежала представительницам угорского этноса, а часть - выходцам из праболгарской (тюрко-угорско-иранской) среды, где последние в сложившемся сообществе занимали ведущее положение в военной и социальной структуре данной общины [Аксенов, Михеев, 2006, с. 176-187].... Однако картина была бы не полной без упоминания могильника Дюрсо, расположенного близ Новороссийска. Как и Борисовский,могильник Дюрсо является биритуальным: здесь представлены более ранние трупоположения в грунтовых ямах и более поздние трупосожжения... Исследователь могильника A.B. Дмитриев на основе анализа инвентаря продатировал трупосожжения могильника Дюрсо VI11—IX вв. Он же нашел им прямые аналогии: “Могильники четвертого периода
Дюрсо с таким же набором инвентаря хорошо известны на Северском Донце ... и в Предкавказье - у аула Казазово, станицы Молдаванской и др. ... Причем часто их сходство можно считать абсолютным” [Дмитриев, 2003, с. 200-205]. Таким образом, нет сомнений в том, что кремационные могильники типа Дюрсо на
Северо-Западном Кавказе и Сухая Гомольша на Северском Донце оставили близкородственные этнические группы..... Если принять гипотезу о нахождении хазарских тюркютов в бассейне Северского Донца, то с ними, скорее всего, следует связывать ту часть салтовских кремаций, для которых характерно
присутствие рядом с могильными ямами “тайничков” и, возможно, кремации в ямах вытянутых очертаний, ориентированных по линии восток-запад... К этому
следует добавить, что вторым этническим компонентом среди жителей Сухой Гомольши и близких к ним территориально групп населения бассейна Северского Донца могли быть славяне из лесостепного Поднепровья, о чем может свидетельствовать близость некоторых керамических изделий из Сухой Гомольши, а также из кремаций Дмитриевского могильника, с посудой Пастырского городища. Очевидно, во время своих рейдов в Поднепровье воины хазар-тюркютов, а возможно и части аланов, стремились пополнять свою нехватку женщин за счет местных славянок. Причем это могло
происходить неоднократно... Нам кажется, что идея соотнесения значительного количества
кремационных погребений салтовской культуры с частью хазар позволяет ответить на многие вопросы, касающиеся этнической истории Хазарского каганата и, конечно же, в дальнейшем требует определенной доработки и конкретизации. " (О.Б. Бубенок, B.C. Аксенов КТО ОБИТАЛ В СУХОЙ ГОМОЛЬШЕ В
ХАЗАРСКОЕ ВРЕМЯ?)
Как видите разброс мнений огромен.
Livepodvodnik писал(а) 13.02.2019 :: 04:09:13:примечательно, что в комплексах 1 и 3 сабли были согнуты. Норманисты приписывают порчу оружия в погребениях к аутентичному скандинавскому обряду.
Ну они много чего приписывают исключительно скандинавам. У салтовцев есть и сидячие погребения. Которые якобы известны только у скандинавов, хотя это древняя сарматская традиция.
Livepodvodnik писал(а) 13.02.2019 :: 04:09:13:только инвентарь побывавший в ритуальном костре
и значит где-то должны быть кремированные кости без инвентаря
Сложно все это, как вы могли убедиться мнения разнятся.
Livepodvodnik писал(а) 13.02.2019 :: 04:09:13:возможно эти могильники (инвентарь без костей, и кости без инвентаря) и есть погребальный обряд ранних русов
оружие оправляли в одну сторону, кости в другую, а жили и умирали вообще в другом месте
Теоретически возможно все. Да только это ВСЕ нужно доказывать. Кремации Поочья сами археологи толком интерпретировать не могут на предмет преемственности и истоков. Большой хронологический разрыв с белыми пятнами пустотами. Т.е. непонятно была смена населения не была. Кроме того, сами по себе кремации надо как то увязать с русами и по другим факторам, торговля, военное дело, городища. Плюс как из этого формируется сам древнерусская культура. И опять же русы согласно арабов и кремировали и хоронили по обряду ингумации. Но арабы не описывают подробно как кремировали, за исключением Фадлана, они лишь сообщают что русы кремировали усопших вместе с барахлом, животными (лошади, быки и т.д.) и женами. Такие кремации свойственны много кому в В.Е. включая кочевников.
P/S После того как написал глянул еще одну работу Сыроватко 2018 года. Опыт антропологического анализа кремаций финала Раннего железного века: единственное уцелевшее погребение в курганах Щуровского могильника
Выводы археолога увы неутешительные - ничего непонятно и ничего неизвестно.