Богатырев Артур писал(а) 18.11.2016 :: 14:44:57:Термин "Малороссия" использует уже даже Филиип Орлик, сподвижник Мазепы, которого трудно заподозрить в про-российской политике.
Скорее этот термин появился в 17 веке и к 1700 году на самой Украине уже использовался как равноценный другим названием, одновременно с выводом из использования в русском языке термина "черкасы" (по отношению к казакам Запорожья).
"С конца XVI в. в контексте борьбы с унией активно распространялось понятие «Малая Русь» или «Малая Россия»
18
. В отличие от «Украины», понятие «Малая Русь», («Малая Россия») сразу было распространено и на Галичину, то есть было более общим. 23 марта 1653 года гетман Богдан Хмельницкий писал русскому царю: «Мы, видячи толикое гонение на веру нашу православную росийскую и на церкви восточные с таковым насильствием, что уже и к нам приближатися почали, Бога Всемогущего на помочь взявши, пойти против тех иноверцев помыслили есми, чтоб есми хотя украинных дом Божиих и самой столицы Киева, також части сие Малые Руси нашея, могли оборонить и впредь им не подавали в поруганье»
19
. Обращаясь к царю 17 февраля 1654 года, гетман благодарил его за то, что «нас, Богдана Хмельницкого, гетмана Войска Запорожского, и все Войско Запорожское, и весь мир православный росийский пожаловати, ущедрити, защитити и под крепкую и высокую свою руку царскую всеконечне прияти изволил милостиво»
20
. К концу XVII в. и особенно при гетмане И. Мазепе понятие «Малая Россия» окончательно вытесняет из документов любые иные именования
21
.
В Москве понятие «Малая Россия» стало активно использоваться со времени Переяславской Рады
22
. 27 марта 1654 г. оно вошло в царский титул
23
. С этого же времени фиксируется форма «Малороссия»
24
и «малороссийский»
25
(в том числе «Малороссийский край»
26
). Она вполне сочеталась с именем Украины: в документах как в Москве, так и в самой Малороссии упоминались «Украйна Малороссийская»
27
, «Малороссийские Украинные городы»
28
.
18
Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в 3 т. М., 1953. Т. 3. С. 257; Унiверсали Богдана Хмельницького. 1648–1657. Київ, 1998. С. 141, 156, 157; Акты Западной России. Т. 5. СПб., 1853. С. 152.
19
Воссоединение Украины с Россией. Документы и материалы в 3 т. М., 1953. Т. 3. С. 257.
20
Там же. С. 548.
21
Доба гетьмана Івана Мазепи в документах. Київ, 2007. С. 13 и далее. В 1704 г. гетман призывал постоять «за достоинство монаршое, за веру православную и отчизну нашу малороссийскую» (Там же. С. 106–107).
22
ПСЗ. Т. 1. С. 318 и далее.
23
Там же. С. 322, 325.
24
Там же. С. 338.
25
ПСЗ. Т. 1. С. 466; Акты, относящиеся к истории Западной России (АЗР). Т. 5. СПб., 1853. С. 152.
26
ПСЗ. Т. 2. С. 874, 879.
27
ПСЗ. Т. 1. С. 466; АЗР. Т. 5. СПб., 1853. С. 166.
28
ПСЗ. Т. 1. С. 632; ПСЗ. Т. 2. С. 409, 763" (Гайда Ф.А. Украина и Малая Русь: Окраина и Центр // Русский сборник: исследования по истории Роcсии / Ред.-сост. О.Р. Айрапетов, М. Йованович, М.А. Колеров, Б. Меннинг, П. Чейсти. Т. 16. М., 2014. С. 104–105).
"Черкасы" русских источников XVII в. - это как украинские казаки (левобережные, правобережные, запорожские и слободские), так и вообще население Среднего Поднепровья и Слобожанщины.
"Войско Запорожское" - поднепровское казачество Украины (Левого и Правого берега Днепра), а также Запорожья ("Войско Запорожское Низовое").
"Так, в конце 1631 г. рыльский воевода получил указание проверить людей, работавших по найму на селитряной варнице в его городе. По словам воеводы, «...тех литовских людей велено распросить и про них сыскать, какие они люди: литва ли, или черкасы, или пашенные люди и не лазутчики ли»
136
. Еще один пример такого использования содержится в отписке воронежского воеводы Андрея Васильевича Бутурлина (23 мая 1645 г.): «...и как за ними (жителями Воронежа –
А. П.) гоняли и по тальником сыскивали, и они, де, слышали, многие люди руским языком говорят, а не по черкаски»
137
. Царская грамота, направленная 15 мая 1639 г. в Яблонов, содержала следующие строки: «И приказал (воевода –
А. П.) черкасом и всяким русским людем, чтоб они вперед за рубеж никакого для воровства не ходили, а которые черкасы или руские люди вперед учнут за рубеж ходить для воровства, и ты б им по тому ж делал наказанье, велел бить кнутом»
138
. В некоторых воеводских отписках «черкасы» четко отделяются от «русских людей»
139
. Судя по контексту, можно признать этнонимом понятие «черкашенин», употреблявшееся белгородским сотником Петром Прохоровым, вернувшимся «из Литвы» осенью 1650 г. (Прохоров рассказывал о приезде в Миргород «черкашенина торгового человека Миско»
140
).
136
РГАДА. Ф. 210. Столбцы Поместного стола. № 2. Л. 26.
137
ДД. Кн. II. С. 643.
138
РГАДА. Ф. 210. Столбцы Севского стола. № 112. Л. 146–147.
139
Там же. Столбцы Приказного стола. № 99. Л. 333; Там же. Столбцы Поместного стола. № 21. Л. 41.
140
Там же. Столбцы Белгородского стола. № 323. Л. 634" (Папков А.И. Содержание терминов «черкасы» и «люди литовские», использовавшихся в российском делопроизводстве XVII века // Белоруссия и Украина: история и культура. № 4. М., 2011. С. 101, 112–113).