Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 34 35 36 37 38 ... 73
Печать
Днепровские пороги (Прочитано 253049 раз)
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #700 - 25.12.2016 :: 19:21:17
 
Roxsalan писал(а) 25.12.2016 :: 18:41:16:
Проблема в том, что уже в Х11 веке летописцы не понимали суть и значение этих божеств, следовательно в Х11 веке оные божества были уже не актуальны и можно только предполагать из каких источников летописцы их брали.

А что тут удивительного, если в XII в. в стране уже лет 200 как господствовало христианство.
Ведение же культа при Владимире это не рядовой акт какой, а событие общегосударственное всё-таки. Поэтому имена божеств пантеона уж всяк среди людей образованных были известны, более того, наверняка даже некоторые жрецы языческие оного нового культа стали впоследствии вдруг примерными христианами. Т.е. элита не могла не знать своих собственных бывших богов, ибо это связано с определёнными ритуалами, и естественно на слуху было всегда, хотя бы во время проведения оных. Опять же, оставались и поклонники язычества наверняка долгое время, значит и они знали имена божеств, которые также упоминались скажем во всяких ритуальных песнопениях. Ну и записи самих летописцев о событиях принятия веры тоже существовали, в них тоже могли сохранится сведения о прежнем языческом культе Владимира. Тем более эти данные относятся именно к столице Киеву(попытка введения пантеона), т.е. это одно место, и о событиях естественно знали в своё время все жители, а значит и возможности для сохранения памяти об оных именах божеств были значительно более широки, чем если бы культ изначально распространялся в разных местах. Так что источников тут могло быть просто немерено честно говоря. Какая же это проблема? А суть и значение божеств это уже другая тематика так сказать. Нас в данном случае она не интересует, потому как неважна абсолютно для нашего вопроса. Мы же говорим о том, как мог сохранится лишь перечень языческих божеств из пантеона.
Наверх
« Последняя редакция: 25.12.2016 :: 19:29:10 от Mukaffa »  
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: Днепровские пороги
Ответ #701 - 25.12.2016 :: 19:49:31
 
Roxsalan писал(а) 25.12.2016 :: 00:11:19:
Разве это принципиально?

Ну тут все имеет значение, например Рыбаков рассуждает так.
"На первом месте (после Рода) збручский мастер (збручский идол), или жрец,  руководивший им, поставил Макошь, богиню урожая, богиню жизненных благ  с  рогом изобилия в руке. В пантеоне Владимира это женское божество оттеснено на последнее место; такое перемещение отражало  мышление  княжеских верхов, заботившихся не столько об урожае, сколько о военных победах.
В итоге выявляются как бы три разряда богов: на первом  месте
стоит общегосударственный княжеский бог  Перун, воспринимаемый  не столько как бог грозы и  грома,  сколько  богом оружия, воинов  и князей. Второй разряд составляют древние  божества  неба, земли  и "белого света" - Стрибог,  Макошь  и  Дажьбог. В третий разряд попадают  божества  дополнительного   характера:  Хорс  дополняет Дажьбога, и Семаргл - Макошь. 
В летописном перечне 980г. их иерархическая значимость несколько нарушена."
И далее,
"Hа плане раскопок четко обозначены пять выступов разного
размера: один большой - в середине, два меньших - по бокам и два
совсем маленьких
- около боковых выступов. К  интерпретации  всего сооружения нам еще  придется  вернуться в дальнейшем;  сейчас  же отметим,  что  единый  комплекс  фундаментов, точно  датированных временем до 990-х годов, содержит постаменты для пяти кумиров."

Т.е понятно что есть некая иерархия богов, и согласно ей, каждый
идол имел свое место, и свой размер. Но в этом случае как следует
рассматривать пантеон Владимира?
В целом весь комплекс, как некую иерархическую структура богов, либо, как сказал участник форума
как "сборную команду"?
Потому как если это сборная команда идолов, то получается место и размер кумира имели принципиальное значение,
для племени, чей бог попал в этот пантеон. Для примера, абстрактно,  если скажем тем же северянам, поставить их идол меньшим размером, а кривичам, большим, не будет ли первым обиды?, а может быть это показывало степень важности племени, или сам факт попадания в этот пантеон, уже есть большой почет?

Roxsalan писал(а) 25.12.2016 :: 00:11:19:
Но главный, почему Русь предпочла этих не славянских и не скандинавских богов?

Тут нужно напомнить что пантеон был поставлен после взятия Киева и после как избавился от варягов.
А затем - "стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме" И еще, - "Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом"
Для чего тут упоминается Новгород не понятно, возможно для придания значимости этого города. Но пантеон поставил не столько Русь, сколько Владимир, явно преследуя свои цели, какие это хороший вопрос. И соглашусь с вами, странно что в этом пантеоне не нашлось место Волосу, хотя этот идол стоял в Киеве.
Насколько божества не славянские сложно сказать, тут нужно разбираться откуда пришли славяне, чтобы не получилось так, что иранцы используют славянских богов )))
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #702 - 25.12.2016 :: 19:57:21
 
Виктор3992 писал(а) 25.12.2016 :: 19:49:31:
Потому как если это сборная команда идолов, то получается место и размер кумира имели принципиальное значение,
для племени, чей бог попал в этот пантеон. Для примера, абстрактно,  если скажем тем же северянам, поставить их идол меньшим размером, а кривичам, большим, не будет ли первым обиды?

Но это же не племенные идолы, тут предпочтения отдельных племён уж вряд ли учитывались.
Тут интереснее другое, а именно - откуда была позаимствована структура пантеона, и отсюда уже можно хотя бы косвенно выяснить о принадлежности самих разработчиков, ибо естественно, что не сам Владимир таковым и являлся. Он лишь воспринял идею, поданную кем-то из его окружения.
Наверх
« Последняя редакция: 25.12.2016 :: 20:05:49 от Mukaffa »  
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #703 - 25.12.2016 :: 20:05:19
 
Виктор3992 писал(а) 25.12.2016 :: 19:49:31:
Тут нужно напомнить что пантеон был поставлен после взятия Киева и после как избавился от варягов.
А затем - "стал Владимир княжить в Киеве один и поставил кумиры на холме" И еще, - "Владимир посадил Добрыню, своего дядю, в Новгороде. И придя в Новгород, Добрыня поставил кумира над рекою Волховом"
Для чего тут упоминается Новгород не понятно,

Новгород уж точно непричём к пантеону. А Киев - столица, поэтому главный культ естественно там.
Владимиру для укрепления как своей власти, так и для сплочения своего разноплемёного государства, нужна была единая религиозная система, отсюда и рождение данного языческого пантеона,  а в последствии и принятие православия ему на замену. А с пантеоном же видимо не всё так гладко пошло, как планировалось, вот и пришлось искать другие варианты.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: Днепровские пороги
Ответ #704 - 25.12.2016 :: 20:08:58
 
Mukaffa писал(а) 25.12.2016 :: 20:05:19:
Новгород уж точно непричём к пантеону. А Киев - столица, поэтому главный культ естественно там.


Новгород да, вроде бы не причем, но если пантеон ставили в столице скажем так. для всех, то зачем отдельно ставить кумира в Новгороде?
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #705 - 25.12.2016 :: 20:11:18
 
Виктор3992 писал(а) 25.12.2016 :: 19:49:31:
Насколько божества не славянские сложно сказать, тут нужно разбираться откуда пришли славяне, чтобы не получилось так, что иранцы используют славянских богов ))

Дело в том, что регион Киев-Переяславль-Чернигов, как-бы входит в зону древнего иранского влияния(анты, сарматы). Так что предпочтения отданные именно "иранским" богам вообщем-то и не особо удивительны.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #706 - 25.12.2016 :: 20:13:12
 
Виктор3992 писал(а) 25.12.2016 :: 20:08:58:
Новгород да, вроде бы не причем, но если пантеон ставили в столице скажем так. для всех, то зачем отдельно ставить кумира в Новгороде?

Это уже детали. Любого бога могли поставить в любом городе. Зависит от различных обстоятельств и предпочтений самих жителей в т.ч.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: Днепровские пороги
Ответ #707 - 25.12.2016 :: 20:14:51
 
Mukaffa писал(а) 25.12.2016 :: 20:11:18:
Дело в том, что регион Киев-Переяславль-Чернигов, как-бы входит в зону древнего иранского влияния(анты, сарматы). Так что предпочтения отданные именно "иранским" богам вообщем-то и не особо удивительны.

Получается пантеон строился для "окрестностей"?, но почему для них? торговые пути? наем дружины? пополнения казны, в чем причина?
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: Днепровские пороги
Ответ #708 - 25.12.2016 :: 20:23:07
 
Mukaffa писал(а) 25.12.2016 :: 20:13:12:
Это уже детали. Любого бога могли поставить в любом городе. Зависит от различных обстоятельств и предпочтений самих жителей в т.ч.


Детали, но летописец упомянул именно Новгород, откуда и пришел Владимир в Киев, что-то изменилось, поставил пантеон Киеве, отправил Добрыню новгородцам и там тоже поставили кумира.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: Днепровские пороги
Ответ #709 - 25.12.2016 :: 20:42:56
 
А еще интересно как уничтожали кумиров.

И когда пришел, повелел опрокинуть идолы — одних изрубить, а других сжечь. Перуна же приказал привязать
к хвосту коня и волочить его с горы по Боричеву взвозу к Ручью и приставил двенадцать мужей колотить его жезлами. Делалось это не потому, что дерево что ­нибудь чувствует, но для поругания
беса, который обманывал людей в этом образе, — чтобы принял он возмездие от людей. «Велик Ты, Господи, и чудны дела
Твои!» Вчера еще был чтим людьми, а сегодня поругаем. Когда влекли Перуна по Ручью к Днепру, оплакивали его неверные, так как не приняли еще они святого крещения. И притащив, кинули его
в Днепр. И приставил Владимир к нему людей, сказав им: «Если пристанет где к берегу, отпихивайте его. А когда пройдет пороги, тогда только оставьте его».

Одних изрубить, а других сжечь.
Разный материал, дерево камень или что-то другое?
Перуна же видимо побоялись уничтожать. Возможно сам Владимир, и это уже после крещения, возможно не столько Перуна, сколько бунта. Вообще говоря столь радикальная смена парадигмы политики Владимира, должна была иметь серьезную подоплеку.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #710 - 25.12.2016 :: 20:49:26
 
Виктор3992 писал(а) 25.12.2016 :: 20:23:07:
Детали, но летописец упомянул именно Новгород, откуда и пришел Владимир в Киев, что-то изменилось, поставил пантеон Киеве, отправил Добрыню новгородцам и там тоже поставили кумира.

Так Перун это божество именно руси. Раньше русь была призвана в Приладожье, поэтому и кумир в том месте ничего удивительного не вызывает.
А сам пантеон именно "киевский", и понятно что решение о его создании принималось Владимиром в Киеве, поэтому и божества в основном бывшие региональные("иранские").
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #711 - 25.12.2016 :: 20:52:24
 
Виктор3992 писал(а) 25.12.2016 :: 20:42:56:
Одних изрубить, а других сжечь.
Разный материал, дерево камень или что-то другое?

Да не, у полабских славян тоже все идолы деревянные, каменных у славян особо не практиковалось. Ну может если только на юге где-нибудь.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: Днепровские пороги
Ответ #712 - 25.12.2016 :: 21:01:35
 
Виктор3992 писал(а) 25.12.2016 :: 19:49:31:
В целом весь комплекс, как некую иерархическую структура богов, либо, как сказал участник форума
как "сборную команду"?


Тут есть одна параллель, правда, от иностранца.
«И как только их корабли прибывают к этой пристани, тотчас выходит каждый из них, [неся] с собою хлеб, мясо, лук, молоко и набиз18, чтобы подойти к длинному воткнутому [в землю] бревну, у которого [имеется] лицо, похожее на лицо человека, а вокруг него маленькие изображения,…  Итак, он подходит к большому изображению и поклоняется ему…Итак, если продажа для него будет трудна и пребывание его затянется, то он снова придет со вторым и третьим подарком, и если [для него] будет затруднительно добиться того, чего он хочет, он понесет к каждому из маленьких изображений подарок, попросит их о ходатайстве и скажет: «Это — жены нашего господа, дочери его и сыновья его». Итак, он не перестает обращаться с просьбой то к одному изображению, то к другому, просит их искать у них заступничества и униженно кланяется перед ними». http://www.adfontes.veles.lv/arab_slav/fadlan/fadlan.htm
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: Днепровские пороги
Ответ #713 - 25.12.2016 :: 21:12:44
 
Mukaffa писал(а) 25.12.2016 :: 19:57:21:
Тут интереснее другое, а именно - откуда была позаимствована структура пантеона, и отсюда уже можно хотя бы косвенно выяснить о принадлежности самих разработчиков, ибо естественно, что не сам Владимир таковым и являлся. Он лишь воспринял идею, поданную кем-то из его окружения.

Собственно одна из версий уже звучала.
Alrudun писал(а) 25.12.2016 :: 14:01:22:
Есть интересная версия Ловмянского еще. Он считал, что богов вставил Никон Печерский. А тот был как известно в Тьмутаракани, мол оттуда и принес он явно неславянских богов.
Если Никон Печерский знал этих богов, то их знали жители Тьмутаракани и в 10 веке.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #714 - 25.12.2016 :: 21:12:48
 
Виктор3992 писал(а) 25.12.2016 :: 20:14:51:
Получается пантеон строился для "окрестностей"?, но почему для них? торговые пути? наем дружины? пополнения казны, в чем причина?

Так в 11 в. именно этот регион(центр.Поднепровья) Русью, в узком смысле, и назывался. Видимо потому, что русь в основном туда перебралась. Дружина скажем. Но пантеон создавался совсем не только для окрестностей, а как общегосударственный, т.е. с учётом распространения на все остальные подчинённые племена. Но сначала естественно надобно было закрепить его в княжеском домене.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: Днепровские пороги
Ответ #715 - 25.12.2016 :: 21:20:32
 
Mukaffa писал(а) 25.12.2016 :: 20:52:24:
Да не, у полабских славян тоже все идолы деревянные, каменных у славян особо не практиковалось. Ну может если только на юге где-нибудь.


...
И.П. Русанова, Б.А Тимощук
Языческие святилища древних славян.

Но есть такое описание
"И сказал варяг: «Не боги это, а простое дерево:
нынче есть, а завтра сгниет; не едят они,
не пьют, не говорят, но сделаны человеческими руками из дерева."

Т.е идолы деревянные, но одних рубят, других сжигают, а третьих топят."Идолов как деревянных так и каменных часто находят в воде. Потопление идолов имело магическое, очищающее значение. Идолов отправляли на тот свет по воде или сжигали, чтобы уничтожить их злую силу"
И.П. Русанова, Б.А Тимощук. Языческие святилища древних славян.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #716 - 25.12.2016 :: 21:21:39
 
иван васильевич писал(а) 25.12.2016 :: 21:12:44:
Если Никон Печерский знал этих богов, то их знали жители Тьмутаракани и в 10 веке.

А с чего вдруг жителям Тмутаракани не знать этих богов, когда Тамань это есть типа бывшая "иранская" территория, т.е. сармат и прочих синдов. Земли Тмутаракани связаны с русью, но вот подробности не совсем пока ясны.
Тогда уж отцов-основателей пантеона можно скорее выводить из уцелевших жрецов СМК, сберёгших традицию.
Наверх
« Последняя редакция: 25.12.2016 :: 21:30:41 от Mukaffa »  
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13415
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #717 - 25.12.2016 :: 21:24:01
 
Виктор3992 писал(а) 25.12.2016 :: 21:20:32:
Т.е идолы деревянные, но одних рубят, других сжигают, а третьих топят."Идолов как деревянных так и каменных часто находят в воде. Потопление идолов имело магическое, очищающее значение. Идолов отправляли на тот свет по воде или сжигали, чтобы уничтожить их злую силу"

А, ну значит и каменные распространены были.
Вполне возможно, что во владимирском пантеоне имелись и те и другие.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: Днепровские пороги
Ответ #718 - 25.12.2016 :: 21:34:58
 
Mukaffa писал(а) 25.12.2016 :: 19:21:17:
в XII в. в стране уже лет 200 как господствовало христианство.

И тем не менее: "Семаргл (симаргл) – "черниговской зверь", изображение которого сохранилось на капители (верхней части колонны) одного из древнерусских храмов Чернигова ХІІ века." http://www.segodnya.ua/ukraine/u-chernihova-pojavilcja-novyj-cimvol.html
Его не то что в 12-м помнили его помнят или "помнят" и сейчас. И что характерно в Чернигове.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #719 - 25.12.2016 :: 21:36:18
 
Evgen11 писал(а) 25.12.2016 :: 19:14:36:
А может у славян таких богов не было? Потому их и нет в поздней вставке?

Женя, ну не смешите народ. Ваша некомпетентность уже утомляет.
Evgen11 писал(а) 25.12.2016 :: 19:14:36:
Ну наверное потому, что сама верхушка на момент Вовы красносолнцевского была уже вполне сакалибской и вполне ассимилированной? Ну такая мелочь вам не приходила в голову?

Такие мелочи только вам в голову приходят. Даже если норманны которые по вашей версии русы были ко времени Владимира были ославянены иранские божества тут каким боком?
Evgen11 писал(а) 25.12.2016 :: 19:14:36:
Вот меня убивает такая манера, взять один факт говорящий в пользу иранской версии и раздуть его до невероятных размеров. Это тот случай, когда мышь пытается родить гору. И плевать ведь на то, что во главе стоял балто-славянский бог, а не иранский, но нет, иранство, иранство, иранство.

Женя какой один факт, вы о чем? Титулы правителей Руси тюрко-иранские, родовой знак рюриковичей тюрко-иранский, божества иранские. Что у русов скандинавское Женя? Теперь по Перуну, это не балто-славянский бог. Его истоки в иноевропейской и арийской мифологии. В индийской мифологии бог грозы Parjanya. Я уже писал ранее у памирских ягнобов, это такой арийский народ на Памире, Женя, бога войны звали Перун. У чеченов аналог Перуна носит имя Пирьон, в Авесте созвездие Плеян называется Перуне. ну и так для затравки. Багату́р — каган Хазарии, правил в сер. 50-х - 60-е гг. VIII века. Имя не ничего не напоминает. Далее  в 764 году армией хазар командовал полководец по имени Рас-тархан, другая транскрипция дает имя Руш-тархан и Рус-тархан. Минорский считал его выходцем из донских алан, а Вернадский русом. Царь алан у Ибн Русте носил имя Багаир, правильное написание имени Ос-Багатар (правил в 888 году). Но, блин ничего иранского на руси нет. Про рухс-асов я уже молчу.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 34 35 36 37 38 ... 73
Печать