Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 33 34 35 36 37 ... 73
Печать
Днепровские пороги (Прочитано 255063 раз)
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #680 - 25.12.2016 :: 13:55:55
 
Mukaffa писал(а) 25.12.2016 :: 13:20:48:
Так Симург же не был божеством поклонения(у иранцев вообще). Это некий мифологический персонаж типа.

Ну как сказать не был. Если его изображали на всем - одежде, посуде, украшениях если он герб правящей династии это говорит о поклонении или нет? Другое дело что он не был частью официального пантеона, а входил в разряд мифологических существ вроде русского Сирина, Алконоста, Гамаюна которые тоже все с того же востока. 
Mukaffa писал(а) 25.12.2016 :: 13:20:48:
Но как божество Симург мог вполне оформиться у какого-нибудь отдельного племени,  славяноязычного более поздней эпохи.

Вряд ли. Потому что он не прижился на русской почве на долго. Топоров считал что Хорсу и Симургу поклонялись в Хорезме. И именно оттуда через Хазарию они попали на Русь.
Наверх
 
Alrudun
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1054
Re: Днепровские пороги
Ответ #681 - 25.12.2016 :: 13:56:04
 
Roxsalan писал(а) 25.12.2016 :: 13:36:33:
Alrudun писал(а) 25.12.2016 :: 13:12:32:
Разделали тушу коня, значит это сложный венгерский обряд??

Вы полагаете что разделывали абы как, порубали все? Ошибаетесь. Кроме того на кой ляд скандинавы в Бирке хоронили скандинава по венгерскому погребальному обряду? Назовите хоть одну тому причину? Его же после этого в Вальхалу не возьмут.

Что такое венгерский погребальный обряд, конкретно. В чем он состоит?? Жертвенные животные у скандинавов абсолютная норма.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #682 - 25.12.2016 :: 13:57:23
 
Mukaffa писал(а) 25.12.2016 :: 13:33:45:
И не Перун от Тора, а Перун включил в себя некоторые функции Тора, которых не имел ранее. Так скажем.

Даже такой  продвинутый норманист как Клейн категорически отрицает связь между Тором и Перуном.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: Днепровские пороги
Ответ #683 - 25.12.2016 :: 13:57:53
 
Mukaffa писал(а) 25.12.2016 :: 13:41:09:
Да вроде не над чем.)) Что значит "поздняя вставка"? Типа летописец сам придумал этот "владимирский пантеон", и иранских богов туда ввёл по каким-то своим неизвестным расчётам, в т.ч.? Абсурд полный.

Где гарантия, что состав пантеона летописцу был точно известен? Да и в плане Владимира мы говорим уже о изрядно ославянившейся руси.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
Alrudun
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1054
Re: Днепровские пороги
Ответ #684 - 25.12.2016 :: 14:01:22
 
scriptorru писал(а) 25.12.2016 :: 13:35:11:
Alrudun писал(а) 25.12.2016 :: 13:07:27:
Все боги в пантеоне Владимира, кроме общеславянского Перуна, являются поздней вставкой.

Да, здесь есть над чем подумать..

Есть интересная версия Ловмянского еще. Он считал, что богов вставил Никон Печерский. А тот был как известно в Тьмутаракани, мол оттуда и принес он явно неславянских богов.
Наверх
 
Alrudun
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1054
Re: Днепровские пороги
Ответ #685 - 25.12.2016 :: 14:02:39
 
scriptorru писал(а) 25.12.2016 :: 13:57:53:
Где гарантия, что состав пантеона летописцу был точно известен?

Есть гарантия, что прям точно, он не был известен. Учитывая временной промежуток. По крайней мере, если принимать выводы Шахматова.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: Днепровские пороги
Ответ #686 - 25.12.2016 :: 14:05:57
 
Alrudun писал(а) 25.12.2016 :: 13:56:04:
Жертвенные животные у скандинавов абсолютная норма.

И не только  у них .. Просто наличие коня, не говорит ни о чем)
"Разумеется, проблемы как этнической, так и социальной интерпретации погребальных памятников должны решаться конкретно, с учетом места погребального памятника в могильнике, могильника - в культурном ареале и т.д. Сам по себе обычай трупосожжения (и вообще погребения) с конем свойствен всем соседям славян, включая финнов, тюрков, «находников»-скандинавов, не говоря уже о «классическом» примере балтов, у которых погребения с конем известны с начала н.э. Обычай сожжения коня вместе с хозяином известен и культуре смоленских длинных курганов, приписываемой кривичам, но развивающейся в традициях восточнобалтской культуры [Шмидт, 1968].
Так или иначе, судя по тому, что кости лошади и собаки обнаружены и в безурновых кремациях середины 1-го тыс. н.э. в Подесенье [Горюнов, 1981. С. 33], традиция сожжения с жертвенными животными может быть признана достаточно архаичной, даже балто-славянской (во всяком случае, для древностей первой половины - середины 1-го тыс. н.э. различение славянских и балтских традиций проблематично).
Наличие костей лошади и собаки в погребении не свидетельствует прямо о знатности (или богатстве) погребенного: в большинстве индоевропейских традиций эти животные могли не столько отмечать социальный статус, сколько выполнять культовую функцию - служить проводником умершего на тот свет2: ср. смерть Вещего Олега от коня (глава 4, §2) и т.п. В частности, в балтославянской традиции (и индоевропейской ретроспективе) конь связан с божеством загробного мира и «скотьим богом» Велесом -Велсом (Вялнясом). Впрочем, тот же Велес является и богом богатства, воплощением которого служит скот [Иванов, Топоров, 1974; Топоров, 1987. С. 17-18; см., в частности, об обрядах сожжения жертвенных животных, в том числе коня - С. 47-48]..."
Источник: Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX - XI веков 1995 с.198
Наверх
 

Дозволено цензурою.
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: Днепровские пороги
Ответ #687 - 25.12.2016 :: 14:11:27
 
Вариант-
Реконструкция художником элитной лодки из захоронения в Ультуна, Швеция, аналогичное Вальсгарде (рисунок Thorhallur Thrainsson)
Вендельский период
Из издания:  T. Douglas Price Ancient Scandinavia An Archaeological History From the First Humans to the Vikings  Oxford University Press 2015
Наверх
 

01_003.jpg (316 KB | )
01_003.jpg

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #688 - 25.12.2016 :: 14:21:40
 
Alrudun писал(а) 25.12.2016 :: 13:54:37:
Конец 11-го века. Наверно поздней стоит убрать, просто вставка. Причем второй раз поленился вставить имена летописец, там где рушит идолов присутствует только Перун.

По сути, проблема действительно есть. Тут спорить трудно. Но в целом, большинство исследователей сходится во мнениях что пантеон имел место быть, в пользу этого отчасти говорит и археология.

Alrudun писал(а) 25.12.2016 :: 13:54:37:
Во-первых есть славянские. Все кроме Хорса и Симаргла вероятно славянские. Другое дело, что Стрибог и Мокошь были не богами, а скорее духами, вроде домовых. Стриг был известен у русских Вологодской губернии, это дух срезающий шерсть у овец. У белорусов был дух поля Стрижак. У северных русских был зафиксирован дух женского пола Мокоша. Вот видимо эти духи (не боги!) и были включены в пантеон летописцем.

Фасмер Стрибога тоже относит к иранским божествам. Остается выяснить когда Стриг и Мокоша появились у славян. Вообще, сугубо на мой взгляд, с учетом предположения о том, что и Рарог это славянское переосмысление иранского Варагна, на стыке племен, по мере их взаимопроникновения и ассимиляции происходило и переосмысление божеств. Т.е. имена подгонялись под славянское звучание и уже в ходе такой подгонки им придавался свой собственный смысл. Грубо говоря поклонялись иранцы жившие в Поднепровье и Подонье Стрибогу как некоему возвышенному божеству по версии Фасмера, славяне вложили в имя божества свой собственный смысл который вытекает из корня стри и сделали Стрибога богом ветров, тоже и с Симургом и т.д. и т.п. Но проблема то в другом. Структурно пантен Владимира практически калька персидскому и в целом иранскому а не скандинавскому. Alrudun писал(а) 25.12.2016 :: 13:54:37:
Может потому что он не знал скандинавских богов? Да и зачем их вставлять?? И при чем тут русь из-за моря и боги в Киеве почти 11-го века?

Ага иранских знал хотя и персов на Руси не было и скифы с сарматами давно вымерли, а вот скандинавов было пруд пруди, имена даже скандинавские летописец знал ив  договры вписал, саги знал, если верить Мельниковой с Петрухиным и сказание о Рюрике вошло в летопись из саги, а богов не знал. Ну и как это русь из-за моря причем? Русь же по версии норманистов не из-за черного моря пришла, а с Балтики.
Alrudun писал(а) 25.12.2016 :: 13:54:37:
Никакой иранской основы там нет, один иранский бог, один мифический образ иранский, если верно что Семаргла это Симург (что далеко не факт).


Т.е. Хорс это не иранское божество?

Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #689 - 25.12.2016 :: 14:30:19
 
Alrudun писал(а) 25.12.2016 :: 13:56:04:
Что такое венгерский погребальный обряд, конкретно.

Еще раз повторю погребения кочевников включая венгров не однородны, там и целый конь, и его части и только шкура. Я не знаю что конкретно имела ввиду Мельникова относительно Бирки. Вот например одно из описаний венгерского обряда

" Погребение мужчины характеризуется захоронениями головы и ног взрослого коня, ритуальной пищей в нем служили части коровьей туши и питье, наполнявшее кувшин. Кроме того, воина сопровождали колчан со стрелами и, вероятно, не дошедший до нас лук; в одежде особое место занимали роскошный воинский пояс, а также золотые серьги и обтянутые золотой фольгой пуговицы... Помимо собственно венгерских захоронений близкий погребальный обряд прослеживается и в синхронных могильниках Волжской Болгарии и Башкирии [7, с. 161, рис. 2 и 3; 8, рис. 16, 25, 28, 31, 36, 39]. В бескурганных могильниках Волжской Болгарии в настоящее время зафиксирован довольно значительный процент погребений с частями коня, уложенными обычно в области ног умершего (нередко над ними), и с ритуальной пищей (мясом коней, коров, овец)."

Есть другие описания погребений венгров. Но в любом случае аналогичные обряды НЕ ТИПИЧНЫ для Скандинавии.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #690 - 25.12.2016 :: 14:36:53
 
scriptorru писал(а) 25.12.2016 :: 14:05:57:
И не только  у них .. Просто наличие коня, не говорит ни о чем)

Ошибаетесь, наличие коня говорит о многом. Несмотря на то, что конь участвует в погребальной традиции многих народов, разнятся погребальные обряды связанные с ним, на это указывает и же Петрухин, которого вы цитируете. Ранее я уже здесь  цитировал его на этот счет.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #691 - 25.12.2016 :: 14:40:36
 
scriptorru писал(а) 25.12.2016 :: 14:11:27:
Вариант-
Реконструкция художником элитной лодки из захоронения в Ультуна, Швеция, аналогичное Вальсгарде (рисунок Thorhallur Thrainsson)
Вендельский период


Кстати, погребения в лодке это тоже не исключительно скандинавская или в целом Балтская погребальная традиция. если уж на то пошло. Задолго до скандинавов в лодках стали хоронить ханты, причем в довольно крупных лодках. Известны сарматские погребения в лодках на Волге, аланские погребения в лодках на Кавказе, славянские погребения в Поднепровье, там же кочевнические (точно не помню чьи, надо смотреть), на Дону найдено половецкое погребение в лодке.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13710
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #692 - 25.12.2016 :: 14:59:09
 
scriptorru писал(а) 25.12.2016 :: 13:57:53:
Где гарантия, что состав пантеона летописцу был точно известен? Да и в плане Владимира мы говорим уже о изрядно ославянившейся руси.

Видимо точно был известен, раз он его вставил. Потому как христианину придумывать языческих, да притом ещё почему-то иранских богов(некоторых и неизвестных толком, например Стрибог) - это просто абсурд, как уже и говорилось ранее.

scriptorru писал(а) 25.12.2016 :: 13:57:53:
Да и в плане Владимира мы говорим уже о изрядно ославянившейся руси.
Так естественно это божества имеющие "вес" на территориях контролирующихся русью.  Ибо таких богов, которых население знать не знает вводить сложновато. Это будет чревато беспорядками, однако.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13710
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #693 - 25.12.2016 :: 15:10:11
 
Roxsalan писал(а) 25.12.2016 :: 13:55:55:
Ну как сказать не был. Если его изображали на всем - одежде, посуде, украшениях если он герб правящей династии это говорит о поклонении или нет? Другое дело что он не был частью официального пантеона, а входил в разряд мифологических существ вроде русского Сирина, Алконоста, Гамаюна которые тоже все с того же востока. 

Ну, грифона например тоже изображали очень многие народы, но это не означает, что ему поклонялись как божеству. ... Хотя, в каком-то отдельном племени, скажем типа где-нибудь в южном Предуралье, вполне возможно. Соль в том, что речь может идти о локальном божестве. И с Семарглом\Симургом именно такой случай. Ничего необычного.


Roxsalan писал(а) 25.12.2016 :: 13:55:55:
Вряд ли. Потому что он не прижился на русской почве на долго.

Он потому и не прижился, что имел лишь региональное значение. А общерусским так сказать его хотел сделать именно Владимир.

Roxsalan писал(а) 25.12.2016 :: 13:55:55:
Топоров считал что Хорсу и Симургу поклонялись в Хорезме. И именно оттуда через Хазарию они попали на Русь.

Но если симурги были у сарматов, то какая тут Хазария? Притом, что лингвисты(Абаев и Зализняк) относят словообразовательный аспект Семаргла именно к североиранскому языку, а Хорезм - это не североиранцы.
Так что тут вроде всё довольно прозрачно.
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13710
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #694 - 25.12.2016 :: 15:16:03
 
Roxsalan писал(а) 25.12.2016 :: 13:57:23:
Даже такой  продвинутый норманист как Клейн категорически отрицает связь между Тором и Перуном.

Это странно. Ведь как-раз ведь тут и "шведы" задействованы будут.)))
Наверх
 
Mukaffa
+
Вне Форума



Сообщений: 13710
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #695 - 25.12.2016 :: 15:21:49
 
Roxsalan писал(а) 25.12.2016 :: 14:21:40:
По сути, проблема действительно есть. Тут спорить трудно. Но в целом, большинство исследователей сходится во мнениях что пантеон имел место быть, в пользу этого отчасти говорит и археология.

А в чём именно проблема?
В одном из вариантов не было перечислен пантеон, а когда был обнаружен данный список в ином варианте летописи, то его и вставили.  Выдумывать пантеон зачем монахам то этим? Да ещё с такими непонятными именами? Тогда бы тем более недоверие у потомков данная запись вызвала.
Зачем городить сущности?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #696 - 25.12.2016 :: 18:38:09
 
Mukaffa писал(а) 25.12.2016 :: 15:10:11:
Ну, грифона например тоже изображали очень многие народы, но это не означает, что ему поклонялись как божеству. ... Хотя, в каком-то отдельном племени, скажем типа где-нибудь в южном Предуралье, вполне возможно. Соль в том, что речь может идти о локальном божестве. И с Семарглом\Симургом именно такой случай. Ничего необычного.

Нет. Симург был известен и популярен у иранцев еще с арийских времен. И уже то, что он стал эмблемой Сасанидов говорит о особом его почитании, что впрочем, действительно, не вводит Симурга в число скажем так официальных божеств персов.
Mukaffa писал(а) 25.12.2016 :: 15:10:11:
Он потому и не прижился, что имел лишь региональное значение.

Нет, не прижился и потому что был непонятен славянам и потому что вошел сравнительно поздно в пантеон и потому что вскоре после становления языческого пантеона последовало принятие христианства. 
Mukaffa писал(а) 25.12.2016 :: 15:10:11:
А общерусским так сказать его хотел сделать именно Владимир.

Безусловно. Но проблема в другом, для чего он пытался сделать его общерусским? Объяснение только одно, среди руси было достаточное количество людей почитавших этих божеств. И вероятно их было гораздо больше нежели почитателей Одина и Тора. И Владимир вынужден был с этим считаться.
Mukaffa писал(а) 25.12.2016 :: 15:10:11:
Но если симурги были у сарматов, то какая тут Хазария? Притом, что лингвисты(Абаев и Зализняк) относят словообразовательный аспект Семаргла именно к североиранскому языку, а Хорезм - это не североиранцы.
Так что тут вроде всё довольно прозрачно.

Симурги были известны сарматам как и скифам, но они не входили в число скифских и сарматских богов. Скифский пантеон известен стараниями Геродота, там Симурга нет, сармато-аланский пантеон восстановлен Абаевым и там тоже Симурга нет. Симур это заимствование у персов. В аланских погребениях Кавказа сохранились персидские кафтаны с изображением Симурга, есть его изображения на сумках-ташках, других предметах. То что Симург вошол в славянский пантеон в североиранской огласовке говорит не о том у кого он был заимствован а о том через чье посредство. Т.е. если хорезмийцы поклонялись Хорсу и Симургу то к славянам он пришел не от самих хорезмийцев, а через посредство алан.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #697 - 25.12.2016 :: 18:39:12
 
Mukaffa писал(а) 25.12.2016 :: 15:16:03:
Это странно. Ведь как-раз ведь тут и "шведы" задействованы будут.)))

Это не странно, это говорит о том, что Клейн понимает что выводить Перуна из Тора это уже перебор.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #698 - 25.12.2016 :: 18:41:16
 
Mukaffa писал(а) 25.12.2016 :: 15:21:49:
А в чём именно проблема?
В одном из вариантов не было перечислен пантеон, а когда был обнаружен данный список в ином варианте летописи, то его и вставили.  Выдумывать пантеон зачем монахам то этим? Да ещё с такими непонятными именами? Тогда бы тем более недоверие у потомков данная запись вызвала.
Зачем городить сущности?

Проблема в том, что уже в Х11 веке летописцы не понимали суть и значение этих божеств, следовательно в Х11 веке оные божества были уже не актуальны и можно только предполагать из каких источников летописцы их брали.
Наверх
 
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: Днепровские пороги
Ответ #699 - 25.12.2016 :: 19:14:36
 
Roxsalan писал(а) 25.12.2016 :: 13:32:28:
А чего тогда в этой вставке нет других славянских богов вроде Ярилы, Костромы, прочих Лелей с Переплутами или того же Сварога?


А может у славян таких богов не было? Потому их и нет в поздней вставке?

Roxsalan писал(а) 25.12.2016 :: 13:32:28:
Почему нет скандинавских богов если русь скандинавы,


Ну наверное потому, что сама верхушка на момент Вовы красносолнцевского была уже вполне сакалибской и вполне ассимилированной? Ну такая мелочь вам не приходила в голову?

Roxsalan писал(а) 25.12.2016 :: 13:32:28:
Ан нет придумал, спер из иранского.


Точно, это жужу неспроста, но ZOG, не дремлет.

Roxsalan писал(а) 25.12.2016 :: 13:32:28:
Вопрос в другом почему создавая свой пантеон Владимир взял за основу именно иранскую мифологию, а не славянскую и скандинавскую?


Вот меня убивает такая манера, взять один факт говорящий в пользу иранской версии и раздуть его до невероятных размеров. Это тот случай, когда мышь пытается родить гору. И плевать ведь на то, что во главе стоял балто-славянский бог, а не иранский, но нет, иранство, иранство, иранство.

ну с такой методой и зулулсов на Руси найти можно. Но вот нужно ли?
Наверх
 
Страниц: 1 ... 33 34 35 36 37 ... 73
Печать