scriptorru писал(а) 24.12.2016 :: 15:30:35:Хм... Я чего-то не знаю?
Вероятно, да. Причем это не сарказм с моей стороны. Все знать невозможно, я и сам, к сожалению,много чего не знаю.
scriptorru писал(а) 24.12.2016 :: 15:30:35:О находках венгерских вещей:
В Киеве вообще нет чистых скандинавских археологических комплексов, все погребения атрибутируемые как скандинавские содержат в себе либо скандинаво-венгерский комплекс вещей либо скандинаво-салтовский (восточный).
scriptorru писал(а) 24.12.2016 :: 15:30:35:Данная заметка является рефератом статьи шведского исследователя Н.Штерны «Степной кочевнический доспех из Бирки»
Помимо Н.Штерны погребениями Бирки в контексте их степной атрибутики плотно занимались С. Hedenstierna-Jonson ( у которой есть специальные статьи посвященные вопросу, к сожалению на русский язык они не переведены), Andrzej Janowski, ссылаясь на С. Hedenstierna-Jonson и Werbart B. прямо пишет что "анализ части инвентаря погребений Бирки показал, что часть предметов из могил (в том числе камерных) датируемых X в. проявляет аналоги русские или chazarskie. Не исключено, что это результат не только близких контактов, торговых или военных, но, возможно, они также являются доказательством русского или хазарского происхождения умерших". ( Яновский Андрей Несколько замечаний о так называемых камерных могилах на территории Центральной и Восточной Европы, „In silvis, кампи et urbe”. Средневековый обряд похорон на польско-русском, ред. С. Цыган, В. Н. Котович, М. Glinianowicz, RzeszówSanok). О восточноим и русском влиянии на погребальный обряд Бирки пишут и Мельникова с Петрухиным
"Сходство социально-политических процессов в Скандинавии и на Руси и значительная мобильность скандинавов, многие из которых возвращались на родину, обусловили резкое усиление древнерусского влияния на культуру Скандинавских стран. В первую очередь оно охватывает сферу "дружинной культуры".
В Средней Швеции появляются погребения в камерных гробницах. Они рассматриваются как новый обряд, созданный дружинной знатью, чтобы таким путем противопоставить себя старой "вендельской" аристократии45, и так же, как в Древней Руси, обнаруживают синкретизм разноэтничных традиций. Таково, например, погребение середины X в. в Рёста (Емтланд, Швеция), где дружинника сопровождали типичный для скандинавских камер инвентарь, сумка-ташка и захоронение коня, причем расположение и выбор частей туши характерны для венгерских памятников46.... Вооружение, как показали исследования А. Н. Кирпичникова, свидетельствует о наиболее интенсивном синтезе различных традиций: норманны принесли в Восточную Европу франкские мечи (часто со скандинавскими рукоятями), боевые ножи – скрамасаксы, ланцетовидные копья и стрелы, некоторые формы топоров, щит с металлической бляхой – умбоном;
сами же восприняли многие особенности восточнославянской и кочевнической техники боя: "усвоили саблю, стали более широко употреблять кольчугу, получили конический шлем, кочевническую пику, восточный чекан, русские боевые топоры, возможно, сложный лук, округлые стремена и другие принадлежности упряжи"47. Между 950 и 1050 гг. в Польшу и Швецию проникают стремена (тип I, по А. Н. Кирпичникову), которые считаются восточным или русским импортом48....
Данные археологии и изобразительного искусства эпохи викингов дают основания предположить в некоторых случаях заимствование не только частей костюма, но и самого костюма в целом на Востоке. На одном из готландских камней (Smiss i När) изображены воины в одежде с длинными рукавами и в коротких шароварах (подобные шаровары восточные авторы упоминают у русов)58, тогда как традиционными для Скандинавии были узкие штаны. Те же черты восточного костюма угадываются в изображениях на бляшках из Бирки (погребения 552, 711) и с о. Эланд59.
Судя по остаткам тканей в погребениях, в IX в. в Бирке появляется верхняя запашная одежда типа кафтана, обшитая по краю тесьмой: такой покрой был известен в Византии и Иране. Подобная же приталенная мужская одежда в это время распространилась и в Юго-Восточной Прибалтике60.
X. Арбман считал, что кафтан этого покроя видел Ибн Фадлан на похоронах руса; бронзовые пуговицы (обычная находка в русских курганах и погребениях Бирки), по X. Арбману, принадлежали восточному кафтану61. Наконец, многократно упоминаются в сагах "русские шапки", которые носят как те, кто вернулся из Древней Руси, так и богатые исландские бонды и представители знати Норвегии". (МЕЛЬНИКОВА Е. А., ПЕТРУХИН В. Я., ПУШКИНА Т. А. ДРЕВНЕРУССКИЕ ВЛИЯНИЯ В КУЛЬТУРЕ СКАНДИНАВИИ РАННЕГО СРЕДНЕВЕКОВЬЯ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)
Свести все эти заимствования только к Х веку не получится потому что салтовские перстни и другие предметы салтовского происхождения в Бирке фиксируются уже в 1Х веке.