Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 25 26 27 28 29 ... 73
Печать
Днепровские пороги (Прочитано 253117 раз)
Кровавая Секира
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 570
Пол: male

МНЭПУ ФИЯ
Re: Днепровские пороги
Ответ #520 - 21.12.2016 :: 22:41:37
 
Evgen11 писал(а) 21.12.2016 :: 22:32:50:
Вот, но мы говорим то за русов конкретно, а они на тот момент славяне во многом.

Нет, Русь IX века - скандинавы.
Наверх
 

Í Hólmgarðaborg er mest atsetr Garðakonungs

Конунг Эйрик желал стать верховным конунгом над всеми своими братьями, и конунг Харальд, его отец, тоже хотел, чтобы так было. Эйрик рано стал великим воином, за что и был он прозван Эйрик Кровавая Секира !
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: Днепровские пороги
Ответ #521 - 21.12.2016 :: 22:45:20
 
Кровавая Секира писал(а) 21.12.2016 :: 22:41:37:
Нет, Русь IX века - скандинавы.

да, это я описался, естественно норманны.
Наверх
 
иван васильевич
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11409
Re: Днепровские пороги
Ответ #522 - 21.12.2016 :: 22:50:19
 
Evgen11 писал(а) 21.12.2016 :: 22:45:20:
Кровавая Секира писал(а) 21.12.2016 :: 22:41:37:
Нет, Русь IX века - скандинавы.

да, это я описался, естественно норманны.


Слава богу. С такими описками...
А Русь X века? (первой половины)
Названия порогов то из X-го?
Наверх
 
Evgen11
Гуру
++
******
Вне Форума



Сообщений: 18443
Хабаровск
Пол: male

Московский институт права
Re: Днепровские пороги
Ответ #523 - 21.12.2016 :: 22:55:33
 
иван васильевич писал(а) 21.12.2016 :: 22:50:19:
А Русь X века? (первой половины)

Ну судя по именам послов в основном норманнская.
А с порогами то все проще, они норманнские и тут ничего не поделать.
Наверх
 
Кровавая Секира
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 570
Пол: male

МНЭПУ ФИЯ
Re: Днепровские пороги
Ответ #524 - 21.12.2016 :: 23:25:26
 
иван васильевич писал(а) 21.12.2016 :: 22:50:19:
Слава богу. С такими описками...
А Русь X века? (первой половины)
Названия порогов то из X-го?

Русь X века это этнические скандинавы ,осевшие в восточной Европе и вступившие в активную фазу ассимиляции с местным славянским населением. Но сами скандинавы например уже Владимира своим не воспринимали.
Наверх
 

Í Hólmgarðaborg er mest atsetr Garðakonungs

Конунг Эйрик желал стать верховным конунгом над всеми своими братьями, и конунг Харальд, его отец, тоже хотел, чтобы так было. Эйрик рано стал великим воином, за что и был он прозван Эйрик Кровавая Секира !
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #525 - 22.12.2016 :: 12:23:54
 
scriptorru писал(а) 21.12.2016 :: 14:42:51:
Что это за терминология такая - "обкарнали", текст в ЖЖ не я выставлял, но автор, в любом случае указывает месонахождение оригинала на сайте "временника"?

Нормальная терминология, есть такое слово обкорнать, значит обрезать, в нашем случае сократить. Вы выбрали из статьи Мельниковой ту фразу которая устраивает вас полностью проигнорировав выводы Мельниковой которая, как кстати и Петрухин датирует время появления слова варяг серединой Х века, и связывает его появление с приглашением Игорем скандинавов для совместного похода на Византию в 944 году.
scriptorru писал(а) 21.12.2016 :: 14:42:51:
Вы, в целом, много на себя берете уважаемый.

Беру столько, сколько могу унести. И за каждое написанное здесь слово, в отличи от некоторых могу ответить и подтвердить выводы сделанные мною.
scriptorru писал(а) 21.12.2016 :: 14:42:51:
Что не происходит интерпретируете в негативном контексте.

Потому что надоели разговоры ни о чем и пустословие на форуме. И ладно бы если это было просто утомительно читать, сплошное бла бла бла Евгения и ему подобных, хуже то, что стараниями оных темы уходят утиль та бишь альтернативу или закрываются совсем. Не для того они открывались.

scriptorru писал(а) 21.12.2016 :: 14:42:51:
Другие варианты есть?

Вести предметный разговор, и если опровергать выводы оппонента то ссылками на труды специалистов а не рассуждениями о том что кому то что то где то видится и не повторять одни и теже мантры и заклинания - русы, это скандинавы. Не приводя при этом никаких доказательств.
scriptorru писал(а) 21.12.2016 :: 14:42:51:
В целом, вы где хотите абсолютизируете, где хотите очевидные допущения выставляете фактом.

Еще раз повторю, я не пишу ничего от фонаря и на ум Лазаря и за каждое свое слово написанное здесь в пользу своей точки зрения могу ответить. Хотелось бы и от остальных того же самого.
scriptorru писал(а) 21.12.2016 :: 14:42:51:
Думаю, что это вы обкарнали время появления, до очевидного упоминания в источнике. Значит ли это, что он появился именно тогда? Думаю, что раньше.Статья на сайте Византийского временника: Е. А. Мельникова Варяги, Варанги, Вэринги: скандинавы на Руси и в Византии

А я вам кого здесь цитировал, не Мельникову. Или не она это написала в упомянутой вами статье?

"Таким образом, представляется, что в скандинавской письменности термин "вэринги" однозначно приложим только к скандинавским наемникам, служившим в "варяжском корпусе" в Византии — привилегированном отряде императорских телохранителей, — и первоначально не распространялся на другие группы скандинавов в византийском войске или на Руси. Узкая специализация термина и его однозначность позволяют предположить, что он вошел в употребление в Скандинавии лишь после создания "варяжского корпуса" и одновремено с появлением византийского названия того же института — "варанги". Инородность и позднее происхождение древнескандинавского названия нашли косвенное отражение в одной из редакций "Саги о Харальде Суровом Правителе" (по рукописи Flateyjarbуk), где говорится о положении в
Константинополе перед приездом Харальда: "И было там множество норманнов, которых они (византийцы. — Ε M.) называют вэрингами"18. Подобное противопоставление двух наименований, местного и заимствованного, широко распространено в древнескандинавской литературе. Позднее формирование терминов варанг/вэринг в Византии и Скандинавии указывает на то, что он возник не в самой Скандинавии и не в Византии, а на Руси, причем в скандинавской среде, т.е. той, где говорили на древнескандинавском языке. Обстоятельства (но не время) его возникновения восстанавливаются на
основе рассказа летописи·, князь Игорь, не рассчитывая на силы только что разгромленной греками Руси, призывает в 944 г. из-за моря скандинавов. Заключение договора с наемниками, определявшего условия их службы, могло вызвать к жизни их название *warangr от vбr — "верность, обет, клятва".
В собственно русской средневековой традиции этот термин закрепился как обозначение скандинавов, отличных от руси — княжеской дружины, призванной по ряду·, это различение руси и варягов прослеживается уже в описании призвания князей в "Повести временных лет" и перерастает в дальнейшем в противопоставление тех и других."

Тоже самое пишет и Петрухин, которого я цитировал раньше.
Повторюсь, думать вы можете что угодно, вы обосновывайте то что думаете и подтверждайте это фактами и ссылками. Мельникова связывает появление термина варяг с приглашением Игорем скандинавов для совместного похода на Византию. Так что читайте то, на что ссылаетесь внимательнее.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #526 - 22.12.2016 :: 12:43:48
 
scriptorru писал(а) 21.12.2016 :: 14:44:31:
А Шахматов может фактами подтвердить истинность своих допущений в плане перекраивания ПВЛ? ;

Шахматов рассматривал летописи как историк и филолог, т.е. не только с позиции исторической науки но и с позиции языкознания. Повторюсь, большинство как ушедших так ныне здравстующих специалистов по русскому летописанию, включая зарубежных, поддерживают взгляды Шахматова на Начальный свод. Смотрите работы Данилевского, Михеева, Гиппиуса. Да и та же Мельникова с Петрухиным постоянно на Шахматова ссылаются, правда иногда несколько вольно его трактуя.

scriptorru писал(а) 21.12.2016 :: 14:44:31:
С ним нужно обращаться очень осторожно.
" Но и «Повесть временных лет» не могла повлиять на составление на­чального изложения Новгородского свода 1418 г., потому что там мы не находим ни одной выписки из Амартола, ни одного договора Руси с греками, а так систематически сокращать текст «Повести», конеч­но, не смог бы ни один редактор древности. Заметим, например, что, согласно повествованию Новгородской I летописи младшей редакции, после Рюрика вступил на престол Игорь, сын его, у которой был воеводою Олег. В «Повести временных лет», как известно, Игорь после смерти Рюрика оказывается малолетним и за него правит князь Олег. Что Олег был самостоятельный князь, а не воевода Игоря, составителю «Повести» стало ясно из договора 911 г., заключенного Олегом с греками. Следовательно, включая договоры с грекам в состав своего труда, автор «Повести» вынужден был перестроить изложение своего предшественника. Если бы теперь предположили, что повествование Новгородской I младшей редакции здесь является
сокращением «Повести», то нам было бы совершенно непонятно почему при сокращении этом Олег получил титул воеводы и был разжалован от княжеского титула и самостоятельного княжения в Киеве.
        Итак, ни Новгородская I младшей редакции не могла получить изложения из «Повести временных лет» путем сокращения, ни «Повесть», памятник начала XII в., - из Новгородской I, памятника XV в. Следовательно, и тот и другой тексты восходят к общему источнику, который А. А. Шахматов назвал Начальным сводом. "
Приселков М.Д. История русского летописания, XI-XV вв. http://www.russiancity.ru/books/b54.htm#c1
Очевидно, что "добавления" от автора ПВЛ, не являются заведомой ахинеей. Если были добавления и переделки в ПВЛ, то почему нужно текст Новгородской I принимать за исходный? У них, лишь общий источник.


Осторожно нужно обращаться со всем. Честно говоря удивило что непонятного в приведенной вами цитате из Приселкова, который кстати как и Луье прямо писал, что ПВЛ крайне ненадежный источник по русской истории начального периода (цитаты привести?) Авторам начального свода не были доступны договора руси с греками попавшие на Русь по разным оценкам между Х1-Х11 вв. а то и несколько позже. Именно договора и стали основанием исправить титул Олега с воеводы Игоря на великого князя. Вообще то это азбука историографии ПВЛ. Но любопытно тут другое, следуя логике некоторых исследователей получается что новгородский летописец писавший что Олег был воеводой хуже знал новогородские предания нежели киевлянин писавший ПВЛ в 14 веке.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #527 - 22.12.2016 :: 12:46:38
 
Кровавая Секира писал(а) 21.12.2016 :: 16:27:28:
Roxsalan писал(а) 21.12.2016 :: 13:25:09:
Вам известны имена руси дорюрикова периода? Единственно что известно это послы Олега и Игоря из договоров руси с греками. Не буду сейчас касаться вопроса достоверности договоров, особенно Олега, смотрите на этот счет точку зрения Шахматова, коснусь только имен. Циммерлинг говорит о том, что имена послов в договорах не несут в себе транслитерации с греческого, т.е. происхождение этих имен в договорах вызывает вопросы так как они не были переведены вместе с текстом договоров с греческого языка. Следовательно либо тот кто вставлял в летописный текст договоры руси с греками  брал имена из какого-то иного источника, либо подгонял под помещенные в договоры имена известные ему скандинавские имена при этом умудрившись изрядно их подпортить. Николаев для объяснения имен из договоров придумывает, как он сам пишет "неизвестный науке" германский язык распространенный по его мнению в Восточной Европе времен Рюрика. Насколько это научно говорит критика в адрес Николаева на всякого рода лингвофорумах, включая с откровенно пронорманской направленностью. Далее, скандинавским именам в договоре Игоря удивляться не приходится, Игорь приглашал варягов для похода 944 года. И последнее по именам, ряд имен норманистами выдаваемых за скандинавские имеют аналоги в других языках и у других народов, так что считать их носителей скандинавами нет никаких доказательств. Теперь по погребениям руси, описанные арабами погребения руси не ответствуют скандинавской традиции в чистом виде. Это признают уже и у нас и на западе. В полной мере это касается и погребального обряда описанного Ибн Фадланом, сами скандинавские археологи в последних работах говорят о том что это не чисто скандинавский обряд, поскольку несет в себе ярковыраженные тюркские черты. Тот кто интересуется вопросом тот об этом знает, именно поэтому даже Мельникова с Петрухиным стали писать что камерный обряд погребения был занесен в Скандинавию с Руси а не наоборот.

Бла-бла-бла. Бла бла ! Бла .

Это вы про себя бла бла бла написали? Есть что конкретно возразить по написанному мной, с аргументами и фактами?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #528 - 22.12.2016 :: 12:48:57
 
Кровавая Секира писал(а) 21.12.2016 :: 16:32:22:
В теме "Азово-Причерноморскся Русь по данным археологии" в первом же сообщении, со ссылкой на сотрудника института археологии РАН , говориться, что существование некой приазовской, причерноморской или донской Руси опровергнуто археологией еще в прошлом веке. Но зачем обращать на это внимание, ведь можно до посинения цитировать Трубачева ?

А археологи Талис с Березовцом писавшие о Причерноморской и Донской Руси  не а РАН были?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #529 - 22.12.2016 :: 12:55:08
 
Кровавая Секира писал(а) 21.12.2016 :: 16:59:33:
По поводу варягов... современник событий, известный писатель и полководец Кекавмен, непосредственно имевший опыт общения с византийскими наемниками, пишет :"Аральт был сыном василевса Варангии. У него был брат Юлав, который после смерти своего отца и занял отцовский престол, признав своего брата Аральта вторым после себя лицом в управлении царством. " 'Аральт' - это Харальд Суровый, Юлав - его брат Олав. У нас есть прямое указание источника, что Варингией византийцы называли не просто Скандинавию, а конкретно Норвегию. Выходцы из этой страны, соответственно были варягами. Косвенное подтверждение этому является то, что Харальд был и служил на Руси ,и был членом варяжской дружины нанятой Ярославом. Ну кого волнуют такие тонкости и источники ?
"У Харальда была своя дружина. А предводителем войска был человек по имени Гюргир. Он был сородичем конунговой жены. Харальд пробыл в войске недолгое время, как веринги крепко с ним подружились и всегда были вместе с ним в битвах. Вскоре Харальд сделался предводителем всех верингов." сага Круг Земной.

Современник каких событий, призвания варягов что ли? Кекавмен жил в Х1 веке ( около 1020 — после 1081), как и упомянутый им Харальд Суровый (ок. 1015 — 25 сентября 1066), так что опять мимо кассы. Напротив сообщение Кекавмена как раз подтверждает выводы Мельниковой о позднем появлении термина варяги. Кстати, а кто еще помимо Кевкавмена называет Норвегию Варангией? И даже если называет то очевидно, что так стали называть ее потому что из Новрегии приходили люди наниматься в варанги.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #530 - 22.12.2016 :: 12:57:21
 
Evgen11 писал(а) 21.12.2016 :: 21:31:47:
ну вот такие они забавные, эти аланы.

Жень , вы как всегда только на подаче, только на подпевке у других ибо сами ничего путного на форуме сказать не можете. И что хуже даже не стремитесь как то образовываться что ли, читать источники.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #531 - 22.12.2016 :: 12:58:53
 
Evgen11 писал(а) 21.12.2016 :: 21:33:56:
Я так понимаю они известны вам? ну может вы нам их назовете?

Нет, не назову, потому что не знаю. Это же только вы знаете что имена у русов в 1Х в. были скандинавские. Так и карты в руки вам, приводите.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: Днепровские пороги
Ответ #532 - 22.12.2016 :: 13:19:37
 
Roxsalan писал(а) 22.12.2016 :: 12:23:54:
Нормальная терминология, есть такое слово обкорнать, значит обрезать, в нашем случае сократить. Вы выбрали из статьи Мельниковой ту фразу которая устраивает вас полностью проигнорировав выводы Мельниковой которая, как кстати и Петрухин датирует время появления слова варяг серединой Х века, и связывает его появление с приглашением Игорем скандинавов для совместного похода на Византию в 944 году.

Не знаю даже как это прокомментировать, вы видимо понимаете вещи так как вам удобнее. Уже неоднократно это замечал. Ссылка на полный вариант присутствовала изначально. Вы всерьез полагаете, что начало бытования термина можно связывать только с приглашением Игорем варягов? У вас есть уверенность ,что их не приглашали ранее, но это не нашло просто должного отражения в нашем источнике? Не элементарно ли? Я лишь обратил ваше внимание, на возможную нижнюю границу. Так что, вполне вероятно, что термин появился ранее известного первого упоминания, но после появления руси... Чувствую, что зря трачу время, ибо это можно было понять сразу.

Roxsalan писал(а) 22.12.2016 :: 12:23:54:
Еще раз повторю, я не пишу ничего от фонаря и на ум Лазаря

Вы себе, очевидно льстите. Иначе, так откровенно не ссылались бы на Новгородскую I летопись младшего извода. Простыней приводите цитату из издания, с которым я прекрасно знаком (#502), а рассмотрение в этом издании соотношения ПВЛ и НПЛ не приметили. Т.е. по сути не приметили слона, см. пост #513

Roxsalan писал(а) 22.12.2016 :: 12:43:48:
Шахматов рассматривал летописи как историк и филолог, т.е. не только с позиции исторической науки но и с позиции языкознания. Повторюсь, большинство как ушедших так ныне здравстующих специалистов по русскому летописанию, включая зарубежных, поддерживают взгляды Шахматова на Начальный свод. Смотрите работы Данилевского, Михеева, Гиппиуса. Да и та же Мельникова с Петрухиным постоянно на Шахматова ссылаются, правда иногда несколько вольно его трактуя.

Я вот не любитель общих фраз ,опять отсылаю вас к внимательному чтению цитаты из книги Петрухина - пост #513
Который в свою очередь, обращает внимание на статью Творогова, цитирую:
"Но схема эта осложняется двумя обстоятельствами. Во-первых, до нас не дошла первая редакция ПВЛ: древнейшие списки летописей (Лаврентьевский, Радзивиловский) содержат, по А. А. Шахматову, вторую редакцию памятника, которая могла в какой-то мере отличаться от пер­вой.13 Во-вторых, уже А. А. Шахматов отмечал, что текст HIЛ не может быть признан тождественным тексту Нач. свода; в ряде случаев Нач. свод (через посредство Софийского временника) лучше отразился в Своде 1448 г.14 Такова в общих чертах гипотеза А. А. Шахматова. "
Источник: Творогов О.В. Повесть Временных лет и Начальный свод\\Труды отдела древнерусской литературы Т.XXX 1976
В целом:
"Кто же ближе к истине - летописец, отождествляющий русь и варягов, или исследователь летописи, противопоставляющий их? Сама историческая ономастика безусловно свидетельствует о том, что русь - более древнее слово, чем варяги: первое отражено уже в источниках IX в., второе встречается впервые в византийской хронике под 1034 г. [Сесігеп II. 508: см.: Васильевский, 1915. С. 216-218]. В ПВЛ варяги впервые отличаются от руси -дружины князя Игоря - под 941 г., когда князь посылает «по варяги многи за море», зовя их в поход на греков [ПВЛ. I. С. 33]. Первоначальное значение слова варяг - «наемник, принесший клятву верности» [уаг, ср. Фасмер I. С. 276]: это название отличало наемников от руси - княжеской дружины - и распространилось в русской традиции с XI в. на всех заморских скандинавов. Такое различение варягов и руси делает малоосновательным все построение Шахматова, и не только потому, что в этом построении варяги не клянутся в верности русским князьям, а напротив, расправляются с ними (как Олег с Аскольдом и Ди-ром). Дело в том, что дружина призванных варяжских князей называлась в летописи «вся русь» (а не варяги, как настаивал Шахматов, 1908. С. 326), и это был не домысел летописца, а аутентичная «договорная» терминология, свойственная русской традиции и в X в. [см. § 3 данной главы, а также главу 4, § 1]. Призванные новгородскими племенами варяги назывались русью, и ученый комментарий летописца лишь относил эту русь к известной в русской средневековой традиции группе народов - к варягам. Построение Шахматова не позволило обнаружить каких бы то ни было следов «южной Руси» в летописных текстах: Аскольд и Дир в ПВЛ и НПЛ названы варягами, а не русью, сидя в Киеве, они владели не Русской землей, а Полянской - «Польской» (ПВЛ), «Полями» (НПЛ)."
Источник: Петрухин В.Я. Начало этнокультурной истории Руси IX - XI веков 1995 с.78-79
Наверх
« Последняя редакция: 22.12.2016 :: 14:08:15 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
Amaro Shakur
ReadOnly
++
Вне Форума


Это лучший форум

Сообщений: 19403
Беларусь
Re: Днепровские пороги
Ответ #533 - 22.12.2016 :: 13:20:26
 
А давно установили, что пвл написана в 14 веке?
Наверх
 

В VII томе собрания сочинений Ю. Семенова "17 мгновений весны" (про Штирлица-Исаева) вкралась опечатка. В шифровке на с. 537 7-я строка сверху вместо 6354 8923 9047 следует читать 6354 8923 9048. Редакция приносит свои извинения.

Мёд всегда краденный..
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #534 - 22.12.2016 :: 13:40:14
 
Кровавая Секира писал(а) 21.12.2016 :: 21:58:57:
Я за него назову. Это Дир, Аскольд, Кий, Щёк , Хорив и Лыбедь. Первое - достоверно существовавший князь, имя имеет скандинавскую этимологию. Аскольд тоже имеет прозрачную скандинавскую этимологию, но существование этого персонажа под сомнением. Кий - прозрачная славянская этимология, абсолютно легендарный персонаж, скорее всего выдумка летописцев. Щёк - иранский скорее всего этноним. Хорив - прямое заимствование из еврейского , летописец даже менять ничего не стал. Лыбедь - угорское слово, легендарная мадьярская Леведия, того времени ,когда они кочевали в районе Днепра-Дона.


Относительно Дира, вы много Диров среди скандинавов знаете, что сейчас что во времена оны? Далее, приснопямятные Байер с Милером считали что имя Дир происходит от готского "судья", Татищев видел в нем сарматское "дирарь"- пасынок, Карамзин арабское - diyar  - страна. Норманисты видят в имени Дир скандинавское «dyr» или «djur» - «зверь». А че хорошее такое имя. Вместе с тем на Кавказе известно имя Джир -"мужчина, самец, кабан" ( есть даже сказка где Джир младший из трех братьев), которое ничем не хуже, а то и получше скандинавского  djur. Теперь по Аскольду. Норманисты видят в нем скандинавского Höskuldrа, что по разным версиям переводится и как «владеющий копьем», и как «седоволосый». Вместе с тем, с учетом другой  летописной традиции написания этого имени – Осколд и Скалдъ, предполагается еще и местная праформа, ведущая свое происхождение от самоназвания скифов – сколоты , от наименования разновидности топора, «оскорд»  или  названия реки Оскол. Известен так же современник Ибн Фадлана, царь Аскал , подданный и по совместительству зять царя булгар Алмуша. Кроме того. На тюркское происхождение имени Аскольд, по мнению некоторых исследователей,  указывает известие византийского хрониста Феофана Исповедника (760-818 гг.), согласно которому в 556 году к византийскому императору прибыло посольство от князя Аскелта (Ascelti/Asceltus), вождя гермехионов. В VI в, византийцы называли гермехионами турок живущих к востоку от Дона.  Теперь Кий. Наиболее распространена славянская этимология,славянского Kyj – «пест, дубина, колотушка», хотя существуют и другие. Начиная с тюркского kiy («берег реки») и заканчивая иранским Кей (древнеиранское Кави - царь, жрец).В число претендентов в основатели Киева записывают анта Хильбудия (VI в.) ; вождя дунайских булгар Кубера (VII в.) ; хазарского визиря хорезмийского происхождения  Куйя (конец IX – начало Х вв.). А есть еще известный по сочинению «Истории Тарона»  Иоанна Мамиконяна (VII в.) Куар, брат Мелтея и Хореана, отпрысков князей индов Гисанея и Деметра, служивших армянскому царю Варалшаку (III в.  до н.э.), которого тоже зачисляют в  прообразы Кия. По факту имя Кий, как полагает Васильев происходит от название поселения Куява ( Kuyaba, Kιοάβα, Cuiewa, qiyyob ), которое в польском и украинском языке означает песчаный или крутой холм , что если не буквально, то по смыслу вполне соответствует тюркскому значению слова *Sam bat – «высокая крепость», «верхнее укрепление», от которого производят название  Самбатас (Σαμβατάς).  В антропоним название поселения превратилось в ходе возникновения городских легенд, согласно которых Кий был то ли князем, то ли звероловом, то ли перевозчиком.    Кстати, как антропоним имя Кий полностью соответствует имени основателя польского государства Пяста, которое переводится как «пест, дубинка, колотушка». Ну и по Щеку с Хоривом и Лыбедью. Щек, отождествляется с первопредком чехов – Чехом; булгарским бойлом  Чоком, который  воевал в Днепровском регионе в начале девятого века. Известно также мадьярское имя Шок (Saac). Помимо этого, допускается происхождение от тюркского названия боевого топора – чекан («cheka», «chekan»). Норманисты, в качестве альтернативы, называют скандинавские имена Skeggi, Skeggr – «бородатый». Хорив,  М. Фасмер производит имя Хорив от названия киевской горы Хоревица. Название же горы он возводит к древнеиранскому Haraiva (горный массив в Персии). По другим версиям, имя происходит от санскритского «гхоре»- небесная гора, от библейского Хорив (гора закона в Синае). Допускается также греческое «хорион» - укрепленная крепость. Лыбедь, М. Фасмер, исключая славянскую этимологию «Лебедь», производит имя от скандинавского Ulfheidr, также предполагается связь имени  именем венгерского воеводы Лебедя. Такая вот беда с именами.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #535 - 22.12.2016 :: 13:55:39
 
Roxsalan писал(а) 21.12.2016 :: 11:46:08:
Добрался до компа. Цитирую Трубачева:

« Салтовская культура, распространившаяся сюда с аланизированного Предкавказья, наслоилась на местных славян, чьи типичные жилища-полуземлянки обнаруживают в долине Оскола с VI века и даже уже с V века, давая возможность говорить о распространении здесь «культуры оскольско-пеньковского облика», причем второй, пеньковский компонент ее как бы паспортизует связь с правобережноднепровским славянством и древний приход оттуда. И хотя здесь была уже зона хазарского влияния, население всегда оставалось разноплеменным конгломератом из славян, иранцев-алан и тюрок. Есть вероятие, что именно здесь начал шириться этноним «рус», «русь», почему говорят о Донской Руси» (О.Н. Трубачев К истокам Руси)

Трубачев О.Н. последователен, хотя и норманистом был, чего и не скрывал.
Вот ваше заявление:
«Трубачев то же не последователен в своих выводах и суждениях. С одной стороны он пишет что из иранского ruxs/roxs  русь не получишь, и ищет арийский след. С другой прямо пишет о том что имя русь связано с салтовской культурой откуда оно начало распростронятся»

Чтобы вы поняли, Вам уже объяснял Ответ #284 - 12.12.2016 :: 11:29:12:
«Может вы приняли более позднее наслоение салтовской культуры на прибывших из правобережья Днепра славян?»
Но вы упрямо:
«Нет, Трубачёв пишет о Донской Руси, которую так и именует. У меня сейчас нет возможности приводить цитаты, поэтому погуглите Трубачёв - донская русь, найдёте.»
Вот, наконец то:
Добрался до компа. Цитирую Трубачева Ответ #482 - Вчера :: 12:03:08 :

« Салтовская культура, распространившаяся сюда с аланизированного Предкавказья, наслоилась на местных славян, чьи типичные жилища-полуземлянки обнаруживают в долине Оскола с VI века и даже уже с V века, давая возможность говорить о распространении здесь «культуры оскольско-пеньковского облика», причем второй, пеньковский компонент ее как бы паспортизует связь с правобережноднепровским славянством и древний приход оттуда. И хотя здесь была уже зона хазарского влияния, население всегда оставалось разноплеменным конгломератом из славян, иранцев-алан и тюрок. Есть вероятие, что именно здесь начал шириться этноним «рус», «русь», почему говорят о Донской Руси» (О.Н. Трубачев К истокам Руси)

Заметили? Салтовская культура НАСЛОИЛАСЬ на местных славян…О чем вы только что привели читату Трубачева О.Н.  И далее, даже всласть хазар, разве мешает быть там конгломерату?
Т.е. выходит, мы не о мнении Трубачева, а каждый о чем то своем?
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #536 - 22.12.2016 :: 13:55:54
 
Amaro Shakur писал(а) 21.12.2016 :: 22:00:56:
Роксалан, а из народа свеонов в бертинских, както подругому трактуется, чем скандинавы
?

Нет. Но как известно дьявол кроется в деталях. Оные свены представляли народ рос, правитель которого носил титул хакан. В Скандинавии народ рос с правителем хаканом до сих пор, сколько бы норманисты не пытались его отыскать не найден. Далее не мной сказано.

«Что касается версии о прибытии послов из Скандинавии или из северных районов Восточной Европы, которая опирается, в сущности, только на указание нашего источника на их этническую принадлежность, то она уже неоднократно подвергалась критике в литературе . Использование послов - иноземцев в дипломатических миссиях было весьма распространенным явлением в средние века, в связи с чем шведское происхождение послов народа "рос" само по себе не может служить доказательством тoгo, что они представляли какого¬ нибудь правителя из Сканди-навии. Следует учитывать и то, что ни для самой Скандинавии, ни для северной части Восточной Европы не зафиксирована традиция употребления термина "Kaгaн'" в титулатуре местных правителей." ( И.Г. Коновалова О ВОЗМОЖНЫХ ИСТОЧНИКАХ ЗАИМСТВОВАНИЯ ТИТУЛА "KAГАН" В ДРЕВНЕЙ РУСИ)

Далее. До Василия III все послы Московской Руси были иностранцы. Да и России вплоть до революции на дип. службе состояло большое количество иностранцев, как обрусевших так и перешедших на службу к русским царям. Так что ничего невероятного в  том что свеоны могли быть отправлены с посольством в Константинополь русским хаканом нет. Петрухин вообще полагает что русы (свеоны) в Бертинских анналах были послами хазарского кагана, поскольку находились на его службе.
Наверх
 
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #537 - 22.12.2016 :: 14:16:53
 
scriptorru писал(а) 21.12.2016 :: 22:06:21:
Такое известно?
"А.А.Шахматов, опираясь на сравнительно-текстологический анализ ПВЛ и НПЛ, предположил, что НПЛ сохранила предшествующий ПВЛ летописный свод, составленный в Киеве в конце XI в. и названный этим исследователем Начальным. Там русь не отождествлялась с варягами: это отождествление сделал составитель самой НПЛ, учитывая известную ему ПВЛ [Шахматов, 1908]. Однако последовательное применение методики самого Шахматова [см. из последних работ - Творогов, 1976] показывает, что именно тексты о начале руси подверглись в НПЛ определенной деформации, и целостной концепции происхождения руси НПЛ не дает.

Вы самого то Творогова на которого ссылается Петрухин читали или только то что написал Петрухин? Ок, смотрим Творогова, ту статью на которую вы и Петрухин ссылается. Цитирую выводы Творогова подробно.

"Итак, мы рассмотрели сопоставимые тексты ПВЛ и Н1Л вплоть до статьи 1015 г., т. е. в тех пределах, где отличия летописей позволили А. А. Шахматову выдвинуть гипотезу о Нач. своде. В пользу этой гиптезы имеется ряд весомых аргументов. Во-первых, отмеченное А. А. Шахматовым сюжетное единообразие
фрагментов, отсутствующих в Н1Л, скорее убеждает нас в том, что фраг­менты эти — вставки создателя ПВЛ, чем в том, что в ШЛ искусно сде­ланные пропуски.

Во-вторых, подтверждается мысль А. А. Шахматова, что составитель Нач. свода не знал Хроники Амартола, а пользовался только Хр. по ВИ; мало того: можно показать, что в ПВЛ использован только Амартол,
а все фрагменты из Хр. по ВИ вошли в ПВЛ через посредство Нач. свода. Обоснованию этого аргумента посвящена специальная работа.100 В-третьих, начальная часть Н1Л в сопоставлении с ПВЛ обнаруживает
бесспорную первичность: рассказ Н1Л более архаичен по структуре, он еще не знает годовой сетки; отличия в изложении между Н1Л и ПВЛ таковы, что допустить вторичность рассказа Н1Л порой совершенно
невозможно (так, бесспорно первичны в Н1Л рассказы о походах на Ви­зантию) .
В-четвертых, сравнение Н1Л и Свода 1448 г. убеждает в том, что Н1Л в ряде случаев хуже, чем этот свод, передает текст Нач. свода; мы полу­чаем, таким образом, косвенное свидетельство существования Нач. свода, ибо допустить самостоятельное обращение Свода 1448 г. к Хр. по ВИ или к Хронике Амартола у нас нет оснований. Противники А. А. Шахматова не смогли выдвинуть ни одного сколько-нибудь убедительного возражения против существования Нач. свода. B. М. Истрин отрицал гипотезу А. А. Шахматова только на основании иного объяснения одно й групп ы доказательств (вставки ПВЛ он считал пропусками в HIЛ), но не рассмотрел и не объяснил всех тех сложных взаимоотношений ПВЛ и HIЛ, которые явились предметом особого внимания в данной статье. C. А. Бугославский ограничился краткими замечаниями о взаимоотно­шениях Н1Л и ПВЛ.101  Отстаивая первичность ПВЛ, исследователь не рассмотрел взаимоотношений всех сопоставимых фрагментов, не по­ставил вопроса о соотношениях летописных сводов с хронографическими источниками, не попытался показать, как именно проходил этот процесс «сокращения» ПВЛ. В работах А. Г. Кузьмина текстологический анализ по существу от­сутствует. Но одно замечание, несколько раз повторенное исследовате­
лем, заслуживает рассмотрения. А. Г. Кузьмин утверждает, что «ориги­нальная хронология начальной части Новгородской I летописи» перекли­кается с Толковой палеёй, а так как «этот памятник сложился на Руси не ранее XIII века. . ., пересмотру должен подлежать и вывод А. А. Шахма­това о предшествовании хронологии Новгородской I летописи датировкам
Повести временных лет».102  Несколько далее А. Г. Кузьмин упоминает о наличии сходной хронологии уже не в Толковой палее, а в «Хроно­графической палее и Еллинском летописце особого вида», но опять-таки
настаивает на том, что «первые даты Новгородской I летописи не дают никаких оснований считать их первичными по сравнению с Повестью вре­менных лет».103 Я попытался показать выше, что разноречия в датировке между HIJI и ПВЛ укрепляют точку зрения А. А. Шахматова: Нач. свод опирался на Хр. по ВИ, отразивпшйся в хронографических палеях (но не Толковой палее) и в Троицком хронографе (по терминологии А. А. Шахматова — «Еллинском летописце особого вида»), поэтому датировка хронографиче­ских палей (составленных, возможно, в XV в.!)и Троицкого хронографа не имеет никакого отношения ко времени создания Хр. по ВИ, который не только своими датами, но и текстуально отразился в Нач. своде.
Итак, гипотеза А. А. Шахматова о Нач. своде представляется убеди­тельно доказанной. Выдержали проверку временем и шахматовские методы
исследования летописей, и прежде всего его требование сопоставления сравниваемых текстов на всем их протяжении, стремление реконструи­ровать сам процесс возникновения текстуальных и сюжетных отличий,
привлечение для решения чисто «летописных вопросов» широкого круга связанных с летописями памятников.
" (О. В. ТВОРОГОВ Повесть временных лет и Начальный свод (Текстологический комментарий) ' 

Ну и где, как пишет Петрухин,  Творогов утверждает что "последовательное применение методики самого Шахматова [см. из последних работ - Творогов, 1976] показывает, что именно тексты о начале руси подверглись в НПЛ определенной деформации, и целостной концепции происхождения руси НПЛ не дает"?
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: Днепровские пороги
Ответ #538 - 22.12.2016 :: 14:31:24
 
Roxsalan писал(а) 22.12.2016 :: 14:16:53:
Противники А. А. Шахматова не смогли выдвинуть ни одного сколько-нибудь убедительного возражения против существования Нач. свода. B.

Никто тут не возражал против существования Начального свода. Опять-таки зачем так много, если можно на статью ссылку дать, она есть в сети? Суть то вопроса, в том что и HIЛ не является Нач. сводом. Читайте внимательней, что ли ...
Творогов О.В. Повесть Временных лет и Начальный свод
http://odrl.pushkinskijdom.ru/LinkClick.aspx?fileticket=z_dutlJ_HUQ%3D&tabid=227...
"Во-вторых, уже А. А. Шахматов отмечал, что текст HIЛ не может быть признан тождественным тексту Нач. свода"
Наверх
« Последняя редакция: 22.12.2016 :: 14:36:48 от scriptorru »  

Дозволено цензурою.
Roxsalan
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 4329
Россия/Белорусь
Пол: male
Re: Днепровские пороги
Ответ #539 - 22.12.2016 :: 14:40:55
 
scriptorru писал(а) 22.12.2016 :: 13:19:37:

Не знаю даже как это прокомментировать, вы видимо понимаете вещи так как вам удобнее.

Я понимаю так как написано.
scriptorru писал(а) 22.12.2016 :: 13:19:37:
  Ссылка на полный вариант присутствовала изначально.

И что? Я вам процитировал выводы Мельниковой. В чем я переврал? Она не написала этого?
scriptorru писал(а) 22.12.2016 :: 13:19:37:

Вы всерьез полагаете, что начало бытования термина можно связывать только с приглашением Игорем варягов? У вас есть уверенность ,что их не приглашали ранее, но это не нашло просто должного отражения в нашем источнике? Не элементарно ли? Я лишь обратил ваше внимание, на возможную нижнюю границу. Так что, вполне вероятно, что термин появился ранее известного первого упоминания, но после появления руси...


Стоп. Вы привели ссылку на Мельникову как доказательство того что термин варяг появился ранее нежели Игорь пригласил скандинавов для совместного похода на греков. Я вам привел,Ю цитируюя упомянутую статью выводы Мельниковой подтверждающие мою точку зрения. Вы теперь начинаете юлить и спрашивать меня, можно ли ограничивать время появления термина варяги временем правления Игоря и   есть у меня " уверенность ,что их не приглашали ранее, но это не нашло просто должного отражения в нашем источнике?". Есть такая уверенность, потому что в аутентичных источниках варяги, веринги, варанги, варанки ранее Х1 века не появляются, нигде - включая летописи, самая ранняя из которых, так называемый Начальный свод по Шахматову могла появиться не ранее второй половины Х1 века, когда термин уже существовал. Вы считаете иначе, вам и флаг в руки - доказывайте.

scriptorru писал(а) 22.12.2016 :: 13:19:37:

Чувствую, что зря трачу время, ибо это можно было понять сразу.

Не вы это чувствуете потому что аргументов у вас нет и все что ни постите мимо. На мельникову сослались мимо кассы, на Ковкенмана, тоже, на Петрухина и тут мимо. Кстати, где ответы на приведенные мною цитаты из вами же предложенной работы Пертрухина где говориться о салтовском и в целом иранском следе в истории Руси? Еще раз спрашиваю почему скандинавы которые по вашему русь титулуют своих правителей тюркскими титулами (каган, боярин) а не конунгами и ярлами, почему в погребальном обряде ориентируются на салтовуский царский погребальный обряд, а не на скандинавский, почему из скандинавского в социальной лексике руси только гридни и ябедни, или как пишет Петрухин термины относящиеся к малой дружине, почему родовой знак рюриковичей тюрко-иранская тамга, почему одеваются русы в описании арабов как степняки, хоронят как степняки? 

scriptorru писал(а) 22.12.2016 :: 13:19:37:

Вы себе, очевидно льстите. Иначе, так откровенно не ссылались бы на Новгородскую I летопись младшего извода. Простыней приводите цитату из издания, с которым я прекрасно знаком (#502), а рассмотрение в этом издании соотношения ПВЛ и НПЛ не приметили. Т.е. по сути не приметили слона, см. пост #513

Не сударь, это вы себе льстите. Особенно в знании материала, что неоднократно и продемонстировали.

scriptorru писал(а) 22.12.2016 :: 13:19:37:

Я вот не любитель общих фраз ,опять отсылаю вас к внимательному чтению цитаты из книги Петрухина - пост #513
Который в свою очередь, обращает внимание на статью Творогова, цитирую:

То как Петрухин понимает Творогова я вам продемонстировал ранее.
Наверх
 
Страниц: 1 ... 25 26 27 28 29 ... 73
Печать