scriptorru писал(а) 06.01.2017 :: 13:52:25:Некое иносказание, а учитывая, что древние не всегда отличали осторова и полуострова, не указание ли это на Балтику, Скандинавию?
Что бы не быть голословным просто процитирую арабистов, правда много но чтобы закрыть тему.
"Чуть ли не единственной конкретной подробностью географического плана, относящейся непосредственно к земле русов, является сам термин «остров», поиски которого стали своего рода навязчивой историографической идеей.
Арабское слово джазра употребляется как физико-географический термин в значении «остров», «полуостров», «большой участок суши, окруженный водой» (например, ал-Джазирой называется область в междуречье Тигра и Евфрата). Для наименования водного пространства, окружающего «остров русов»,
в переводах на русский язык используется слово «море», в то время как арабское бар имеет и другое значение — «большая река» (Нил, к примеру). У некоторых авторов вместо термина бар стоит буайра («озеро»)>, которое морфологически является уменьшительным от слова бар. Учитывая весьма широкий смысловой диапазон всех этих терминов,
следует признать, что в действительности под словосочетанием «остров русов» мог подразумеваться любой участок суши, омываемый водой, в том числе речной." (И.Г. Коновалова «Остров русов» как географический образ)
Это касается острова. Т.е. нет там никакого острова есть некий участок суши окруженный водой включая речную. Тем более что другие арабисты (надо цитаты приведу) указывают на то что в тексте Ибн Русте первого написавшего об "острове" русов джазира русов не на озере, а ОКОЛО него. Междуречье Донца и Дона вполне подходит для места куда Хазар поселил Руса, все в рамках образования СМК. Далее, как вы могли заметить в тексте говориться что "
ни один человек не достигал того места, разве что Гуштасф по приказу отца своего Лехрасфа в то время, когда Кей-Хосров его послал к хазарам и аланам". Т.е. очевидно что это не Балтика ибо и хазары и аланы не жили по соседству с Балтикой. Напротив все указывает что это где то по соседству с хазарами и аланами. Ну и собственно по поводу самого известия о Русе и Хазаре. Коновалова пишет следующее
"Как видно, перед нами фольклорное предание, где главными действующими лицами являются культурные герои-эпонимы – Рус, Хазар, Славянин.
О древности источников, использованных составителем "Муджмал ат-таварих" для рассказа о народах Восточной Европы, свидетельствует и упоминание в одном контексте с русами героев иранской эпической традиции. ... Этот "иранский" контекст рассказа об " острове русов " далеко не случаен, ибо наряду с другими источниками персоязычный аноним опирался на иранскую мифо-эпическую традицию. Последняя была необычайно популярна в государстве Саманидов20, возводивших свою официальную родословную к сасанидским царям, и достигла своего наивысшего воплощения в эпической поэме Фирдоуси "Шах-наме" (начало XI в.). Ономастика, этно- и топонимика рассказа об " острове русов " в "Муджмал ат-таварих" имеют многочисленные параллели в "Шах-наме", где, в частности, говорится о походах сасанидских царей в края аланов, а также об отношениях, которые поддерживали иранцы с восточноевропейскими народами: аланами, хазарами, славянами, русами, буртасами21. Стоит отметить, что анонимный автор "Муджмал ат-таварих" был не единственным, кто упоминал о русах в связи с повествованием о событиях, имевших место задолго до IX в. У целого ряда персидских историков X-XV вв. русы фигурируют в рассказах о военных столк-новениях, разыгрывавшихся на Кавказе в эпоху Сасанидов. Так, писавший по-арабски иранский филолог и историк ас-Ca'алиби (961-1038) в своем сочинении "Китаб ал-гурар ахбар ал-мулук ал-фарси ва-сийарухум" ("Лучшее из жизнеописаний персидских царей и известий о них"), рассказывая о постройке Хосровом I Ануширваном Дербентской стены, среди враждебных персам северных народов упоминает наряду с турками и хазарами русов22. Другой автор, прикаспийский историк Захир ад-дин Мар'аши, составивший во второй половине XV в. "Тарих-е Табаристан ва Руйан ва Мазандаран" ("Историю Табаристана, Руйана и Мазандарана"), также помещает русов в VI в. где-то к северу от Кавказа23. Еще одно раннее упоминание о русах принадлежит саманидскому вазиру Мухаммаду Бал'ами, который в 60-х годах X в. перевел на персидский язык "Историю пророков и царей" ("Та'рих ар-русул ва-л-мулук") арабского ученого и богослова начала X в. ат-Табари, значительно переработав это сочинение. Интересующее нас известие Бал'ами связано с событиями 643 г., когда подступившие к Дербенту арабы заключили соглашение с правителем Дербента, по которому тот освобождался от уплаты дани, взамен чего брал на себя обязательство охранять Дербентский проход от воинственных северных народов, в числе которых названы русы24.
Кроме персидских историков, о русах в связи с событиями VI-VII вв., не говоря уже о более раннем времени, никакие иные авторы не сообщают25.Таким образом, можно сказать, что
древнейший пласт сведений в составе рассказа об " острове русов " восходит к персидским источникам, опиравшимся на местную мифо-эпическую и историческую традиции. Хотя дошедшие до нас исторические сочинения на персидском языке написаны не ранее X в., их создатели могли обращаться к произведениям более раннего времени, в частности к составленной при шаханшахе Йездигерде III (633-651) на пехлевийском языке "Книге о царях" ("Хвадай-намак"), которая, не сохранившись в оригинале, бытовала в арабских версиях. Необходимо подчеркнуть, что из сказанного выше отнюдь не следует, будто информация о русах в указанных сочинениях действительно восходит к сасанидскому периоду, не говоря уже о более отдаленных временах. Вопрос о причинах ее включения авторами X-XV вв. в контекст древней иранской истории может стать темой отдельного исследования26,
нам же важно отметить, что именно в персидской традиции – и больше нигде – содержатся данные об обстоятельствах появления русов на " острове ". (Коновалова И. Г. Состав рассказа об " Острове русов " в сочинениях арабо-персидских авторов X-XVI вв.)
И вот тут снова приходит на ум иранский, а точнее даже персидский пантеон князя Владимира. Ну и так для общего сведения
"Как было уже отмечено, основными центрами получения информации о русах на Востоке и Западе мусульманского мира во второй половине IX – начале X в. были не сами русские земли, а Булгар, Итиль, Багдад, каспийские, причерноморские и средиземноморские города, причем
во все эти пункты (за исключением Багдада) русы прибывали по воде, создавая у местных жителей стойкое впечатление о том, что способ передвижения на кораблях является единственно возможным в той стране, откуда приезжали русы70. Поэтому первоначальное представление о русах как об "островном" народе вряд ли покажется сильно преувеличенным.
Характерно, однако, что по мере накопления информации о русах в мусульманских странах термин "остров" совершенно перестает употребляться восточными авторами при характеристике Руси.
Уже в рассказе о трех "группах" русов (середина X в.), где приводятся первые в арабо-персидской литературе наименования русских городов, о каком-либо " острове " в земле русов ничего не говорится." (Коновалова И. Г. Состав рассказа об " Острове русов " в сочинениях арабо-персидских авторов X-XVI вв.)