С полумаской разобрались, можно будет обсудить вопросы демографии и аланской пехоты. Ведь в случае если русь - аланы Лев Диакон описывал именно их.
![Смайл Смайл](/yabbfiles/Templates/Forum/default/smiley.gif)
Эту идею можно обсудить:
"Кабарская проблематика в настоящее время обретает, на наш взгляд, первостепенное значение в изучении как Хазарского каганата, так и ранней истории Руси, а также венгров эпохи пребывания их в южнорусских степях и "завоевания Родины". [26]
Что касается Хазарского каганата, то, судя по сообщению Константина Багрянородного (гл.39), кабары, то есть хазары-повстанцы, ополчившиеся на центральную власть и проигравшие гражданскую войну, отнюдь не покинули, как априорно полагают все исследователи, территории хазарской империи: они лишь сосредоточились на подвластных ей до гражданской войны территориях к северо-западу от Саркела, который и был построен как крепость, защищавшая каганат от кабар.
Самым большим центром новой страны, которую условно можно назвать —по политически господствовавшим в ней силам —Кабарией-Угрией, можно считать Салтово. Северными центрами оказываются Киев и Чернигов, особенно первый из городов. Его древняя топонимия совершенно определенно указывает на гегемонию хазар —тюрок по языку и иудаистов по вероисповедованию. Об этом свидетельствуют названия цитадели Киева —сакральное еврейское Шаббат (> тюрк. Шамбат и венгер. Самбат > греч. Самватас) и светское тюркское Манкермен или Манкерц; название горы, на которой располагалась цитадель — Хоривица (от горы Хорив на Синайском хребте) или Лысая (калька с евр. Голгофа); Иорданские озера, которыми под Хоривицей разливалась речка Глубочица; кварталы Козаре и Копырев конец; Пасынча беседа, что, как показал О. Прицак, означает таможню — от тюрк. "басинч" —нажать, оттиснуть (печать). Наконец, само слово "Кыев", как показал С. Г. Кляшторный, восходит к древнетюркскому "кый" —"селение", "пригород", что точно соответствует его положению по отношению к цитадели Шамбат-Манкермен.
Венгерское присутствие отражают Угорская гора и Угорский яр. "Олмин двор" может говорить как о тюрке (см Алмыш, эльтибер волжских булгар), так и о венгре (см. Альмош, один из венгерских вождей), при том, что само имя — тюркское.
Такой сенсационный памятник, как "киевское" письмо из каирской генизы, содержит политоним "кьабар" и этноним "саварт": оба они входят в поименования членов иудейской общины Киева. В Киеве же найдена литейная формочка из местного камня для отливки поясных бляшек степного типа, на которой куфическим шрифтом дукта IX — начала X вв. нацарапано имя её владельца, содержащее, по мнению Б.И. Маршака, этноним "тюрк". Данный хазарин, в полном согласии с письменными источниками, был мусульманином. [27]
Если же обратиться к двум рукописям составленного в Южной Италии или Сицилии в 1 половине X в. еврейского трактата "Йосиппон" —еврейской и арабской, —то увидим, что в одной и той же позиции списка "сыновей Тогармы" в еврейском оригинале стоит "'тюрк", тогда как в арабском переводе — "кабар".
Все это возвращает нас к тексту Константина Багрянородного, где он постоянно говорит о трех родах-племенах кабар, руководимых одним правителем-архонтом. Причем впрямую названия этих племен им нигде не указаны. Но, как мы видим из других источников, одним из кабарских племен были тюрки. Вторым — могут быть саварты-савиры. Но именно тюрками-турками в трактате императора Константина названы венгры. Он же приводит и их "древнее" название — "савартойасфалой", где первая составляющая —уже знакомые нам саварты-савиры. Вторая составляющая, как показали венгерские исследователи, передает племенное название "эскэл", которое они сочли чисто болгарским. Однако роды центральноазиатского племенного объединения "изгиль" (эскэл) так же, как и савирские роды, вошли не только в болгарский союз: пребывание их в хазарском союзе столь же правомерно. Это явствует и из текста Порфирогенита: присваивая им названия "тюрк", "саварт" и "эскэл", он тут же приводит семь названий всех семи собственно венгерских племен, ничего общего не имеющих с тремя вышеназванными. Такое острое противоречие даже чисто логически легко снимается предположением, что названные три племенных названия принадлежат трем не названным в трактате племенам кабар, входившим в десятиплеменную венгеро-кабарскую федерацию. А то, что венгры, прикочевав в Восточную Европу, представлялись новым соседям не своими, никому не известными прозваниями, а славными именами своих неожиданных союзников-побратимов ("анта") — кабар, было совершенно в традициях кочевников (тем более, что и имя "угры", "оугры" венгры заимствовали у западноогузского тюркоязычного племенного объединения "огуры", из которого вышли и болгары, и хазары; этот факт вводил и продолжает вводить в заблуждение большинство ученых, ошибочно видящих в южнорусских степях для периода до X в. за термином "огур", "огор" венгров, а не западных огузов).
Обратимся к савартам-савирам. В отличие от тюрок и изгилей, имени савир нет в центральноазиатской тюрко- или [28] монголоязычной (как и иных языковых групп)номенклатуре. Само слово не имеет достаточно убедительной тюркской этимологии (хотя подобрать её можно легко, но разброс слишком велик). Лучше же всего слово это этимологизируется из иранского "сау", "сауарта" — " черные". Вероятно, именно в этой среде стоит искать истоки этого народа. Я полагаю, что такой средой с большой долей вероятности может оказаться огромный массив ираноязычных скотоводов, населявших восточное Приаралье в первой половине I тысячелетия н.э. и представленных Джеты-асарской археологической культурой. Часть этих племен была втянута в процесс "переселения народов" сначала гуннами, а несколько позже — в середине V в. н.э. — огурами, западной частью тюркоязычных огузских (телесских) племен, которых жужань-авары вытеснили на запад и из среды которых вышли племенные объединения и союзы оногур, сарыогур, болгар, хазар и др.
О сохранении иранских традиций у тюркизированных в хазарском состоянии савир свидетельствуют имена богов у "гуннов" северного Прикаспия, донесенные Мовсесом Каганкатваци в описании миссии Албанского епископа Исраэла — Куар (иранск. "солнце"), и особенно идентичность тюркского Тангра и иранского Аспандиата."
Источник:М. В. Горелик Три племени кавар и савирский всадник\\Хазары. Второй международный коллоквиум. Тезисы М., 2002