Alrudun писал(а) 20.09.2015 :: 20:57:35:Ибн-Фадлана смотрите, или скажете, что он все выдумал, раз там фибул не найдено. Или Волжская Булгария не южнее Тимирево?? Или не на Волге?))
Натолкнули на мысль и решил погуглить относительно скандинавов в Булгарии. Нашел. Впрочем археологи сознательно и целенаправленно их искали там еще с 19 века. Надо же рассказ Ибн Фадлана как то подтверждать. И нашли в курганах у села Балымер. Погребения сделаны по обряду кремации наиболее близкие аналоги в Тимерево, Гнездово, Бирке. Датируются погребения первой половиной Х века. Высказывается предположение что по крайней мере одно, в общих чертах, напоминает описанное у Ибн Фадлана, но при этом признается что ладейных заклепок не было найдено. А теперь приведу некоторые описания курганов и выводы историков. В самом презентабельном кургане №13 был найден согнутый меч типа Е датируемый Х веком, салтовский лепной кувшин, "две медные бляхи от пояса или
уздечки, остатки кожаного мешочка с медными деталями вместе с кресалом и кремнем и ряд других мелких предметов". Поясная сумочка с бронзовыми накладками считается элементом волго-уральского ранне-средневекового мужского костюма, аналоги найдены от Урала до Венгрии, встречаются и в Бирке. Бронзовые поясные и сбруйные накладки "венгерского" типа. Естественно, что находки вызвали и разную интерпретацию погребения. Одни исследователи считали курганы "финно- греманскими", другие что "Биляморские курганы принадлежат русам", скандинавские исследователи что все находки в Поволжье были “занесены скандинавскими викингами во время их набегов”. Четвертая версия относила курганы к русам потомкам именьковской культуры. Пятая версия утверждает что курганы оставило "славяно-финно-скандинавское население" которое и есть русь. Такое вот разнообразие мнений. По факту пользу норманнского происхождения погребенных говорит только погребальный обряд - безурновая кремация и наличие франских и скандинавских мечей. Предметов собственно скандинавского происхождения окромя нескольких фибул не найдено. Причем по фибулам вообще интересно. Наличие одной женской фибулы и заколки позволило Измайлову говорить ,что в скандинавской колонии жили женщины -скандинавки, Сталсберг же опираясь на те же самые находки исключает проживание скандинавских женщин в колонии. Вообще точка зрения Измайлова достаточно интересна в Статье "БАЛЫМЕРСКИЙ КУРГАННЫЙ МОГИЛЬНИК И ЕГО ИСТОРИКО-КУЛЬТУРНОЕ ЗНАЧЕНИЕ" ( 2000 г.) он пишет что "курганы у с. Балымер были
оставлены группой “русов” (наемная дружина?), возможно во главе со скандинавским конунгом, активно контактировавших с булгарами и испытывавших их культурное влияние". В статье "СТАНОВЛЕНИЕ ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ: ОТ ПЛЕМЕНИ К ГОСУДАРСТВУ" (2012 г.) что "этот могильник, как и ряд других,
оставлен русами — смешанным славяно-финно-скандинавским слоем воинов и торговцев, среди которого ведущую роль играли викинги-шведы". А в статье "Викинги на Великом Волжском пути" - "несмотря на несомненное влияние викингов на булгар, оно носило опосредованный характер, обусловленный их участием в дружинах русов.
Скорее всего, надо говорить не о норманнских набегах и колониях в Поволжье, а о контактах булгар, славян, финнов и скандинавов на Волго-Балтийском торговом пути и участии дружин русов (в которых варяжский элемент, несомненно, присутствовал) в сложении булгарского государства и его феодальной культуры. …. В начале Х века движение варягов-русов (шведов в значительной части) по Волге активизировалось, причем действовать они начинают не только самостоятельно, но и в составе дружин Русского государства (походы Аскольда и Олега на Византию и Халифат). В 913 году укрепившееся булгарское государство наносит поражение русам на Волге и подчиняет себе стихию варяжских дружин. С этого времени происходит –стабилизация отношений булгар с русами. Часть их продолжала торговлю по Волге, уплачивая правителю Булгарии пошлину, а другая – включается в социальную структуру булгарского общества. Некоторые дружины русов поступают на службу к булгарской знати, причем часть из них после окончания службы возвращается в Скандинавию и на Русь, привозя с собой булгарские изделия, особую моду и знания о народах Поволжья («Уи]§апа»–«Булгария»). Часть русов оседает в городах булгар, входя в среду булгарской знати".
Теперь по количеству и времени существования скандинавских колоний.
Измайлов пишет: "Курганная группа из 25 погребальных насыпей, судя по наблюдениям М.В. Феххнер и И.В. Дубова за топографией и хронологией древнерусских курганов, принадлежала определенному клану или дружине, во главе которой стоял знатный конунг (Недошивина, Фехнер 1985: 114; Дубов 1989: 69, 98, 99 и сл.).
Судя по числу погребений, эта группа проживала в Булгарии сравнительно недолго и не была очень многочисленной. Возможно, хронологии чески период функционирования кладбища ограничивался первой половиной X в. Определенно можно сказать, опираясь на данные письменных и археологических источников, что в этот период в Булгарии существовало несколько подобных колоний русов со своими курганными захоронениями." (2000 г.)
Правда в статье от 2012 года Измайлов признает что все попытки найти другие скандинавские погребения на территории Волжской Булгарии пока не увенчались успехом.
Примерно тоже самое пишет и Кирпичников: "На фоне этих изменений происходило формирование новой дружинн
ной военной культуры, элементом которой были и каролингские мечи.
Появление их в Булгарии нельзя считать просто результатом торговли, как и
связывать их появление исключительно со скандинавами. Скорее всего, носителем этого оружия был
разноэтничный по происхождению слой воинов , насыщенный варяжскими пришельцами, которых арабские современнники называли “русами”... Вполне возможно, что со временем часть этих русов включалась в войско булгарских правителей в качестве наемных воинов и, включаясь в состав военной знати, постепенно ассимилировались." (Анатолий Кирпичников КАРОЛИНГСКИЕ МЕЧИ ИЗ БУЛГАРИИ)
Теперь смотрим что пишет по этому же поводу Стальсберг: "Предметы скандинавского происхождения, найденные на территории Волжской Болгарии, также немногочисленны (одна находка известна в соседней Удмуртии)....
среди скандинавских находок из Волжской Болгарии нет вещей, которые бытовали в конце Х в. и позднее. Это подтверждает давно известный факт, что
скандинавские вещи, известные на Волжском пути, более ранние, чем находки по Днепровскому пути. Данный факт, может быть, следует объяснять тем, что после прекращения притока восточного серебра в Болгарию, эта страна потеряла свою привлекательность для варягов.... все упомянутые (и оставшиеся вне нашего внимания) находки с
территории Волжской Болгарии принадлежат мужчинам,
женских находок практически нет, за исключением, может быть, фибулы из Чемм Шая... В Болгарии вообще мало вещей скандинавского происхождения. Очевидно,
варягов, тем более с семьями, здесь было не так уж много, что и отразилось в количестве археологических материалов." ( Анне Стальсберг Тронхейм, Норвегия НАХОДКИ СКАНДИНАВСКОГО ПРОИСХОЖДЕНИЯ IX-XI ВВ.
В ВОЛЖСКО-КАМСКОЙ БУЛГАРИИ).
И тепеерь чтобы закончить с торговым путем:
"Важным свидетельством формирования и территориального распространения зоны
Балтийско-Волжского пути являются клады арабских серебряных монет IX в. Они концентрируются вдоль рек, образовывавших Балтийско-Волжский путь, на участке от
Ярославля до Финского залива, т.е. от земли мери до земли чуди, а также в важнейших центрах пути (в Ладоге, Тимереве) или поблизости от них. Тем самым они обрисовывают тот же самый регион, что и письменные источники.
Ниже Ярославля по Волге клады отсутствуют полностью, а их цепочка на юг по Волго-Окскому междуречью и их концентрация в Верхнем Подонье отмечают основное направление движения восточного серебра — по Дону. Единственное исключение составляет клад из 150 дирхемов, найденный у с. Старое Альметьево (так называемый клад «Элмед»)
близ Билярска (Татарстан), в котором присутствуют две монеты с граффити. Одно из них идентично скандинавской благопожелательной руне s («солнце»). Иными словами, этот клад прежде, чем попасть в землю, побывал в руках скандинава и был закопан, вероятно, с особой сакральной целью. Клады этого же времени открыты и в Верхнем Прикамье (Лелеки, Ягошур и Лесогур)." (И. Л. Измайлов СТАНОВЛЕНИЕ ВОЛЖСКОЙ БУЛГАРИИ: ОТ ПЛЕМЕНИ К ГОСУДАРСТВУ)
Единственная находка, априори, указывающая на то что скандинавы продвигались по Волге ниже Булгара это наконечник ножен второй половины Х в. найденный у д.
Даниловка Волгоградской области. Но ножны от меча это слабое доказательство того что их владельцем был скандинав.
Вот и делайте выводы.
Alrudun писал(а) 20.09.2015 :: 20:57:35:Так у него вообще нет подробного описания. И описывает вместе русов и славян, то есть описывает общее для обрядов обоих народов. Да и норманны, что не использовали трупосожжение без кораблей??
Если бы русы в Итиле сжигали своих усопших на кораблях Масуди бы это точно отметил, как отметил Фадлан. У скандинавов была кремация без кораблей, но и без вьючных животных и жен.
Alrudun писал(а) 20.09.2015 :: 20:57:35:Т.е. русы это уже и хазары с булгарами?)))
Русы это полиэтничное население СМК.
Alrudun писал(а) 20.09.2015 :: 20:57:35:Бред. И Василевский так не считал, Вы вырвали из контекста.
Я привел слова Василевского сказанные им в споре с Иловайским. Да Василевский считал иначе, но данной фразой он хотел сказать, что если прав Иловайский то мы должны признать что слово варяги в летописи было занесено задним числом. Что по факту так и есть.
Alrudun писал(а) 20.09.2015 :: 20:57:35:Неужели Варяжское море назвали от византийцев?
Не утрируйте, а лучше скажите мне когда появилось понятие варяжское море, разве в !Х веке?