Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 ... 450 451 452 453 454 ... 977
Печать
В чём суть летописного рассказа о призвании руси? (Прочитано 559501 раз)
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9020 - 03.10.2018 :: 04:24:46
 
Roxsalan писал(а) 02.10.2018 :: 23:14:05:
Я вообще-то писал о русских текстах.

А я о греческих. Где и кем описан поход 935 года, кроме Церемоний? Где русский источник об этом походе? А если есть, то откуда он списан?
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9021 - 03.10.2018 :: 05:17:52
 
Roxsalan писал(а) 02.10.2018 :: 23:14:05:
В этом и вся проблема, что текст простой. Без конкретизации, что позволяет его трактовать по разному. И опять же, вам scriptorru уже не один раз объяснял, в тексте не корабли, а κάραβος,   корабль это вольный перевод переводчиков. Та же ситуация что и с русскими хеландиями у византийского императора в конце 8 века.

Уже не раз приводил определения Трубачева О.Н. - "Греческое крабион, как определение морского судна засвидетельствовано лишь в византийскую эпоху", и этого никто не оспорил (статья корабль).
Поэтому и Щавелев использует:" В описании следующих экспедиций на Крит 934 и 935 гг. упомянуты семь кораблей росов: τὸ Ῥώς καράβιον — «военная галера»  росов, с (оглядкой на Приора).
А scriptorru, то придумывает "с росами", тогда как в тексте "с людьми", то заявляет - какой то идиот придумал, что уже совсем "убедительно".
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9022 - 03.10.2018 :: 05:23:55
 
scriptorru писал(а) 01.10.2018 :: 18:23:56:
Аргументы ваши где? Просто вера, что это просто корабли? Маловато, не находите? Что тут еще добавить.

Зачем добавлять то, чего нет? Ну нет в источнике того, чего вам хочется.
scriptorru писал(а) 01.10.2018 :: 18:24:39:
Вы правда не поняли, в чем смысл моего примера?

Это не пример...
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9023 - 03.10.2018 :: 06:00:25
 
Виктор3992 писал(а) 01.10.2018 :: 22:33:04:
Если Акатий это имеется ввиду парус, то моноксил с парусом.
Если Акатий это тип судна, то моноксил и акатий, хотя И там не видно.
Либо это моноксильная акатия

Издание текста Чичуровым - "они должны будут 
выступить на лодках-однодеревках".
Это уже Щавелев комментируя Наумахику "а военно-практическими терминами были акатос и карабион. В пользу такого варианта говорит несколько тавтологическое сочетание - τοΓς μονοξύλοις άκατίοις в Бреарии патриарха Никифора.
Зато, по другому объясняет Литаврин, переводя "моноксилами-ладьями":
"Никифор уже видит необходимость пояснять термин моноксил отличающийся от ранних славянских моноксилов", ссылаясь на Халикову и  Strassle.
Моноксилы, как правильно замечает Щавелев: "в трактате Константина Багрянородного - лишь книжная дань", что и отмечено в Своде древнейших письменных известий о славянах, а все остальное фантазии.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9024 - 03.10.2018 :: 09:41:16
 
Roxsalan писал(а) 02.10.2018 :: 23:14:05:
Я вообще-то писал о русских текстах. Кстати а какие массы византийских документов рассказывают о кораблях русов, поделитесь?

А вот вожди норманизма, ничтоже сумняшеся, то же используют русские тексты (перевод Амартола).
«Когда предлагаемая статья находилась в печати, появилась работа А. Карпозилоса о росах-дромитах (см. Карпозилос А. Рос-дромиты и проблема похода Олега против Константинополя. // Византийский временник, 1988. Т. 49). Контекст сообщений Псевдо-Семиона и продолжателя Феофана о росах-дромитах хорошо согласуется с предположением авторов о непосредственном восприятии термина ρῶς; в ранних византийских источниках (ср. у продолжателя Феофана: οί Pῶς...oί xaί Δроμίται λεγόμενοι oϊ έχ γένους τών Φράγγων χαθίσταντι, и славянский перевод: "Роусь... иже скеди глаголем, от рода варяжьска соушим". // Истрин В. М. Книги временныя и образныя Георгия Мниха. "Хроника" Георгия Амартола в древнем славянорусском переводе. Т. 1. Пг., 1920. С. 567). В переводе наименование "дромиты" явно связывается с весельными судами - скедиями, или дромонами византийских источников, что соответствует раннему значению слова "русь"
«СкЫди», так в Супрасльском списке (монастыря 16 века), но уже во времена Истрина – Археологическая Комиссия, откуда и взята лексема.
Ссылаясь на Карпозилоса, норманисты не обращают внимания на его замечание, что кроме этнического:
«Дальнейшее  сопоставление  позволяет  констатировать,  что  перечень Псевдосимеона  почти  втрое  шире,  а  также,  что  в  нем  содержатся  названия  таких  мест,  которые  не  встречаются  в  труде  Продолжателя  Феофана, а  именно:  Месимврия,  Селимврия,  Македония,  Никополис,  Иерон,  Фарос, Трикефалос,  Рос-Дромиты».
У них вывод один – Дромиты, в переводе связаны с Дромонами византийских источников, или Скедиями.
Наверх
 
scriptorru
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 6122

СмолГУ
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9025 - 03.10.2018 :: 14:56:21
 
upasaka писал(а) 03.10.2018 :: 05:23:55:
Это не пример...


Что же это?
upasaka писал(а) 03.10.2018 :: 05:23:55:
scriptorru писал(а) 01.10.2018 :: 18:23:56:
Аргументы ваши где? Просто вера, что это просто корабли? Маловато, не находите? Что тут еще добавить.

Зачем добавлять то, чего нет? Ну нет в источнике того, чего вам хочется.


Кроме как к флуду, вместо аргументов, мне это не к чему отнести. Проблема в том, что следует расширять свой кругозор, не останавливаясь на крайне общем представлении о вещах. То, что вы  пишете по вопросу, до появления конкретики, я буду расценивать, как юмор.
Наверх
 

Дозволено цензурою.
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9026 - 03.10.2018 :: 15:52:41
 
scriptorru писал(а) 03.10.2018 :: 14:56:21:
Кроме как к флуду, вместо аргументов, мне это не к чему отнести. Проблема в том, что следует расширять свой кругозор, не останавливаясь на крайне общем представлении о вещах. То, что вы  пишете по вопросу, до появления конкретики, я буду расценивать, как юмор.

Нет в источнике типа корабля.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9027 - 03.10.2018 :: 15:53:14
 
scriptorru писал(а) 03.10.2018 :: 14:56:21:
Что же это?

Ваши "изыскания"
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9028 - 05.10.2018 :: 00:36:07
 
Roxsalan писал(а) 03.10.2018 :: 01:52:48:
Еще раз, вы слишком зацикливаетесь на терминах и пытаетесь их воспринимать буквально применительно к судам русов. Особенно термин акатия.Я уже приводил вам пример на ялах и яхтах. Включая их фотографии. Название одно и тоже, а суда что ялы, что яхты - разные и по размерам и по функциональности. Т.е. называя суда русов акатиями греки хотели прежде всего показать что это небольшие, быстроходные и легкие суда. Не более того.

А вы похоже зацикливаетесь на моем зацикливании.
Ваши примеры на ялах и яхтах оставьте для дет. сада., включая их фотографии.
У нас ситуация противоположная

σκαφίδι
μονόξυλα
ἀκάτια
Ρῶς καράβια

Термины разные, но под ними подразумевается одно и тоже.
Почему?
Потому что археология показывает примерно один тип судна - "южный" вариант однодеревки.
Вот и вся логика и тут не нужно иметь много ума чтобы это понять.

Однако по факту та же археология показывает на 1-2 судна, которые можно отнести к интересующему нас
периоду времени. Рисунок, почти сгнившего до основания челнока + что-то похожее на него.
Все остальное это уже другие даты и разнообразные "возможно". Либо не там находят, либо не то.

Еще один ваш пример с доской для серфинга, я вот не могу понять вы и вправду считаете что он настолько убедительный что его нужно приводить дважды? Тогда наверное нужно было не фотку доски с парусом показывать, а детальное изображения того места на этой доске где крепится сам парус. А потом сказать: "вот видите, даже на доску, если есть вот такая штука можно поставить парус"
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9029 - 05.10.2018 :: 00:38:39
 
Roxsalan писал(а) 03.10.2018 :: 01:52:48:
потому что моноксил это однодеревка. Тут иных вариантов нет. А вот с акатией сложнее. Кстати, вопреки мнению upasaka о том, что термин моноксил книжный и К.Б. его заимствовал из рассказов о славянских морских походах, все скорее всего было куда прозаичнее, К.Б. от своих информаторов знал как делаются суда русов, знал что они сделаны на однодревной основе и это зафиксировал в названии, да и описал, указав что славяне вырубают в своих лесах однодеревки.


На однодревной основе и казацкая чайка делалась, и я не понимаю какие могут быть у вас сложности с акатией?
Акатия это моноксил что нашли под Хортицей. Разве нет?
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9030 - 05.10.2018 :: 00:40:43
 
Roxsalan писал(а) 03.10.2018 :: 01:52:48:
Верно... С другой стороны как можно удалиться в два совершенно разных места одновременно? Святослав должен был как бы уйти или к Киеву или к Боспору, в разных это местах. Следовательно, можно предположить что русь была не едина, кто то жил в Киеве и в целом в Поднепровье и округе, а кто-то на Боспоре. Так может эти боспорские русы и поставляли Святославу суда для похода, они же и в 860 году у Византию заглядывали?

Возможно, но это может быть и Русь с центром в Киеве, а Боспор ее периферия, в виде анклава на 970г. После каспийских походов. Но если допустить что судна росам строили (в том числе) и где-то на берегах Черного моря, то это могут быть уже не те моноксилы о которых пишет КБ.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9031 - 05.10.2018 :: 00:42:32
 
Roxsalan писал(а) 03.10.2018 :: 01:52:48:
У Диакона употреблен термин Σκυθικός ἀκατιός,

И...!?

Не μονόξυλα как у КБ, а Σκυθικός ἀκατιός. как у Льва в его тактике.

Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9032 - 05.10.2018 :: 00:54:10
 
Roxsalan писал(а) 03.10.2018 :: 01:52:48:
Судя по всему самое прямое, скаф это σκαφή.

Хорошо, допустим. Дальше что?


Roxsalan писал(а) 03.10.2018 :: 01:52:48:
У КБ упоминается σκαφίδι, Пселл о походе росов 1043 часто употребляет термин σκαφή по отношению к судам росов.

И...!? Выводы какие?


Мало информации чтобы делать какие-то выводы.
Этот термин может обозначать просто любую лодку, с бортами, без бортов и т/д.
Но так же этот термин может обозначать однодревку, и тогда не понятно зачем μονόξυλα.
Т.е к примеру все греки в это время назвали подобные лодки σκαφίδι, и только КБ предоставил
эксклюзив в виде μονόξυλα. Может быть он был осведомлен лучше чем его отец, а может быть это
признак "книжности" термина. Хотя мне эта версия тоже не очень нравится.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9033 - 05.10.2018 :: 01:06:07
 
Roxsalan писал(а) 03.10.2018 :: 01:52:48:
Какое это имеет отношение к карабам русов в походе 935 года?


Roxsalan писал(а) 03.10.2018 :: 01:52:48:
Это нас как то приближает к прояснению вопроса чьи или чьей постройки были карабии русов в походе 949 года? Данная фраза в равной степени может указывать и на то что оные карабии были сделаны русами и они на них пришли и на о, что карабии были сделаны греками и русы на них только плыли. Уже приводил пример сос писанными американскими катерами которые скоро займут свое почетное место в украинском военно-морском флоте, став украинскими военными судами, на которых будет развеваться украинский флаг и служить украинские матросы. Делает это оные катера украинскими по происхождению?


Извините, но купленная σκαφίδι у славян делает акатию основным средством передвижения по Черному морю, росов.
Это если говорить о происхождении.
Но цитату я привел не поэтому, сам по себе Ρῶς καράβια мало о чем говорит, нужно хотя бы предложение на языке оригинала, а вот о парусах для этих Ρῶς καράβια, я вообще здесь не видел инфо. А она оказывается есть. Тогда почему при обсуждении этого вопроса тут ее быть не должно? Пусть будет, возможно кому-то пригодится. 
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9034 - 05.10.2018 :: 01:07:42
 
Roxsalan писал(а) 03.10.2018 :: 01:52:48:
Тогда можно закрывать тему?

А у вас есть что добавить к уже сказанному вами до этого? Нет? - закрывайте.
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9035 - 05.10.2018 :: 01:13:45
 
Талян писал(а) 03.10.2018 :: 01:36:50:
Потому, что на фото не моноксил а какая то специальная лодка, которой по роду деятельности нужна транцевая корма. Может быть она ходила в заросших, мелких водоемахи на этой площадке стоял товарищ который отталкивался шестом. Или на этой площадке поднимали ловушки, что бы достать из них рыбу. Да мало ли за чем такое могло понадобиться. Может что бы в лодку было удобно заходить.


А что специальная лодка не может быть моноксилом?, на фото самый моноксильный моноксил из всех моноксилов.
Но суть не в этом, если принять во внимание о долбленной основе судов русов и версию о возможности наращивания бортов на эту основу, то как эта основа должна выглядеть по вашему, просто "труба" без носа и кормы?
И есть ли данные у вас что такие трубы находят?
Наверх
 
Виктор3992
Старожил
****
Вне Форума



Сообщений: 725
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9036 - 05.10.2018 :: 01:20:32
 
upasaka писал(а) 03.10.2018 :: 06:00:25:
Издание текста Чичуровым - "они должны будут
выступить на лодках-однодеревках".
Это уже Щавелев комментируя Наумахику "а военно-практическими терминами были акатос и карабион. В пользу такого варианта говорит несколько тавтологическое сочетание - τοΓς μονοξύλοις άκατίοις в Бреарии патриарха Никифора.
Зато, по другому объясняет Литаврин, переводя "моноксилами-ладьями":
"Никифор уже видит необходимость пояснять термин моноксил отличающийся от ранних славянских моноксилов", ссылаясь на Халикову иStrassle.
Моноксилы, как правильно замечает Щавелев: "в трактате Константина Багрянородного - лишь книжная дань", что и отмечено в Своде древнейших письменных известий о славянах, а все остальное фантазии.


Не совсем понятно на каком основании термин ἀκάτια переводиться именно как ладья.
Я не говорю что это не правильно, просто не понятно почему именно так. Акатий у греков упоминается и как парус.
Наверх
 
Талян
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 3209
Россия
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9037 - 05.10.2018 :: 01:50:50
 
Виктор3992 писал(а) 05.10.2018 :: 01:13:45:
А что специальная лодка не может быть моноксилом?, на фото самый моноксильный моноксил из всех моноксилов.
Но суть не в этом, если принять во внимание о долбленной основе судов русов и версию о возможности наращивания бортов на эту основу, то как эта основа должна выглядеть по вашему, просто "труба" без носа и кормы?
И есть ли данные у вас что такие трубы находят?

Моноксил это термин которым К.Б. называл суда русов, на  которых совершались коммерческие плавания в Константинополь. По моему не корректно распространять его на все долбленки найденные в наших реках.  Длинная дискуссия которая здесь ведется во многом питается путаницей в терминах. Нельзя ставить знак равенства между моноксилом, однодеревкой и долбленкой.
Моноксил это частный случай однодеревки. Долбленка это простейшая однодеревка. Долбленка с набитыми бортами (ладья набойная) - это уже не долбленка, но еще однодеревка. Вряд ли найденные  археологами дубовые долбленки это моноксилы о которых писал К.Б. По своим мореходным качествам не годятся они для морских походов, а по вместимости и для коммерческого использования. Наглядный пример - виндсерфинг повсеместно используется для плавания по морю, но никто не возит на нем с грузы и рабов по морю за 700 км.
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9038 - 05.10.2018 :: 07:48:57
 
Виктор3992 писал(а) 05.10.2018 :: 01:20:32:
Не совсем понятно на каком основании термин ἀκάτια переводиться именно как ладья.
Я не говорю что это не правильно, просто не понятно почему именно так. Акатий у греков упоминается и как парус.

Разве о переводах была речь? Речь идет о необходимости пояснения термина "моноксила" для своих читателей, который уже во времена Никифора (758-828) был забыт, стал непонятен. Никифор поясняет, что моноксила, столь известный термин в 6-7 веках, это ладья (акатиа).
Наверх
 
upasaka
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 11389
Пол: male
Re: В чём суть летописного рассказа о призвании руси?
Ответ #9039 - 05.10.2018 :: 07:54:56
 
Уже сколько раз приводили Лукошкина:
"Однако Порфирогенет упоминает об оснащении русских моноксилов мачтами и парусами. Поэтому уместно задаться вопросом — какими? И, как ни странно, на этот вопрос можно дать довольно обоснованный ответ. Дело в том, что еще предшественники Константина, за 200 лет до него, упоминали славянские суда в любопытном сочетании «моноксилы-акатии». Приведем два таких текста. Оба они принадлежат патриарху Константинопольскому Никифору (758—828), который еще до патриаршества, в молодости (ок. 787 г.) написал исторический труд, известный под латинским наименованием «Breviarium» (Краткая история).

Первый из интересующих нас фрагментов посвящен осаде Константинополя соединенной армией аваров и славян в 626 г. В русских публикациях текст выглядит так: «Поскольку авары (в других источниках - росы) вели с собой и славянские полчища и опирались на них как на союзников, они договорились с ними [...], чтобы они, как только увидят огни, зажженные на внешнем укреплении Влах#рн, тотчас выступили бы с [своими] моноксилами-ладьями...» Но в подлиннике употреблено именно двойное название — «моноксилы-акатии».

Второй фрагмент касается попытки восстания в 718 г. сосланного в Фессалонику Артемия-Анастасия II. Описывая действия бунтовщиков, Никифор отмечает, что «... Артемий между тем вместе [... ] с булгарами дошли до Ираклии, а с ними к тому же Артемий вывел из Фессалоники ладьи — они их называют моноксилами...» Здесь тоже словом «ладьи» переведен термин akatia.

Но на самом деле «акатии» — это не ладьи, а особый тип древнего одно-или двухмачтового судна, вооруженного треугольным парусом, который именовался «акатион». Сами суда этого типа известны в древней литературе под названием «акаты». Они применялись с глубокой древности. Например, Т. А. Шумовский в своей книге об арабском мореплавании приводит текст из папируса конца VII — начала VIII вв.:
«Время делает свое дело, и в хрупких посланцах дальней страны и давнего века, собранных на невском берегу, в доме русского ученого и коллекционера Н. П. Лихачева, а потом перешедших в государственное хранение, уже не все поддается разберу. Между тем, хотя это и не изящная поэма и не глубоко продуманный трактат, а всего лишь собрание деловых писем арабского правителя Египта КУрры ибн ШарИка управляющему городом Коме Афродито греку Василию, то есть «серый» памятник канцелярского стиля, как интересны для нас сейчас его строки! Документ № 5 глухо говорит об отправке матросов и корабельного снаряжения для морской экспедиции. Обширный документ № 6 указывает: «Мы постоянно нуждаемся в плотниках и конопатчиках для содержания в исправности кАрабов, акАтов и дрОмонов...» Все три упоминаемых типа арабских судов на Средиземном море пришли из византийского флота. Предписывая Василию произвести в его местности набор юношей для обучения ремесленному делу, Курра ибн ШарИк продолжает:
«...распорядись, чтобы половина их была поставлена на строительство и конопачение кораблей... Далее, обяжи население твоего округа посадить много деревьев, именно виноградников, акаций и других».
В качестве материала для кораблестроения акация была известна еще в древнем Египте. «Как только получишь это письмо,—сказано в документе № 9,—сразу и немедленно, не теряя ни минуты, вышли требуемые с твоего округа корабельные гвозди...» Документ № 10 трактует о плате за проезд на кораблях".
Наверх
 
Страниц: 1 ... 450 451 452 453 454 ... 977
Печать