Roxsalan1) По оценке историков дань Олегу вылились византийцам в сумму равную 1 209 600 золотых солидов. Это не просто много, как показал М.В. Левченко: «такой контрибуции Византия никогда не уплачивала». Но меня тут удивляет другое, то что НИКТО не хочет обращать внимание на то что дань руси выплачивается в гривнах.А вы уже летописцу начали верить по численности? Смело делим на 10 2000/10 =200*40=8000
У меня сложилось впечатление после прочтения договора другое
1.
исчезает конная рать
, поскольку договор Олега требует от греков дань только на «мужей» в «кораблях».
2. отсутствуют все варяго-финно-славянские «толковины», вместо которых внезапно появляется «русь», чьи интересы только и оказываются учтены на переговорах с «царями».
3. четыре славянских племени, согласно самому же летописному повествованию, еще не «примучены» киевскими князьями под дань.
4. В тексте договора «словене» не упоминаются,
5. Поход ведется сугубо Олеговской дружиной.
потому денежная выкладка мной приведена выше.
ДОГОВОР 912 г. (Д–912) критические замечания верны в том отношении, что никакой «русско-византийской войны», то есть полномасштабных военных действий, в 911 г. действительно не было. Олег приплыл к Константинополю не для того, чтобы воевать с Византией; демонстрация военной силы должна была склонить греков к заключению мирного договора. Стратегический замысел Олега состоял в том, чтобы прорваться в бухту Золотого Рога (византийский флот в это время был задействован в морских операциях против арабов в Средиземноморье). Это уязвимое место византийской твердыни было известно русам еще с 860 г. Тогда им удалось застать город врасплох. Но теперь по каким-то причинам внезапного нападения не получилось, и вход в бухту был надежно перекрыт протянутой между обоими берегами цепью(хотя врвбы говорят что цепь помехой не была.
«Табаи-аль-Хайя-ван», ал-Марвази русские, по преданию, достигли Константинополя «несмотря на цепи в заливе»
). И все же Олег осуществил маневр и летописец придумывает как. суда вряд ли были поставлены на колеса — скорее их уложили на круглые вальки и тянули волоком. Древесину в необходимом количестве можно было добыть без труда — фракийские леса подступали тогда к самому Константинополю.
Успех этого маневра ошеломил греков. Увидев вражеские суда плавающими посреди бухты, считавшейся недоступной, императоры-соправители согласились начать переговоры с Олегом. К этому шагу их вынудило также покаянное настроение, охватившее население столицы. Вдруг вспомнили, как за несколько лет перед тем, в 904 г., имперские власти отказались помочь Фессалоникам, подвергшимся осаде со стороны арабов. Жители Фессалоник были возмущены тем, что их бросили на произвол судьбы, и пророчили, что святой Димитрий, покровитель города, обязательно накажет Константинополь за это предательство. И вот теперь в столице на каждом углу слышалось: «Это не Олег, но сам святой Дмитрий послан на нас Богом». Противиться небесной каре было немыслимо. Дальнейшая неуступчивость правительства к требованиям варваров, которые стремились всего-навсего иметь выгодный торг на константинопольском рынке, грозила привести к открытому мятежу. Оба эти обстоятельства — захват Олегом территории Золотого Рога и напряженная обстановка внутри города — и обеспечили незабываемый дипломатический успех послам «от рода русского».
Летописец дважды считает дань, сперва Олег, а потом его послы, явившиеся в Константинополь, просят уже «дати воям на 2000 кораблей по 12 гривен на ключ». Т.е. сперва Олег попросил "луну с неба", а потом согласился на стандартный вариант 12 гривен на одно рулевое весло, т.е. на ладью
На оутверженье же и неподвижение
быти межи вами христьяны и Русью
бывшии миръ състворихомъ Ивановомъ написаниемъ
на
двою харотью
царства вашего –
и своею рукою предлежащимъ честнымъ крестомъ
и святою единосущною Троицею
единого истиньнаго Бога нашего извести,
и дасть нашимъ посломъ (Ипат. Стб. 27–28).
Итак, русский «великий князь» с помощью византийского дипломата Иоанна изготовляет
две
хартии. Это или два греческих списка для двух императоров; семилетний Константин, в расчет не принимается, или греческий текст и идентичный ему русский.
Клятва послов опоясывает договор (вспомним, что текст и начинается с их слов).
А клятва византийских императоров отсутствует, и это говорит о том, что летописец берет текст из русского списка договора. Напомню, что договор 907 года цитируется в обратном переводе с греческого.
Упоминание об «Ивановом написании» (
ничего подобного нет в договоре Игоря
) отсылает нас к договору Святослава, который подписывает договор в собственном стане. А гарантом того, что язычник Святослав действительно клялся (богом Перуном и богом Волосом) выступает высокопоставленный греческий монах (синкел) Феофил.
Как невозможна клятва здоровьем чужих отца и матери, так немыслимо, чтобы Олег клялся христианским Богом, не приняв крещения.
Собственно, видимо, это и подтверждает внесением своего имени в текст договора грек Иоанн, и вот почему во всем договоре Олега не нашлось места даже для упоминания о русских языческих «богах». Обойдены они и в клятве послов, где тактично заявлено, что русские послы клянутся «по вере и по обычаю нашим».
Эта дипломатическая тактичность сквозит и в договоре язычника Игоря.
кстати у Игоря тоже две хартии договора
«Мы же договор этот написали на
двух хартиях
, и одна хартия хранится у нас, царей, – на ней есть крест и имена наши написаны, а на другой – имена послов и купцов ваших. <...> Мы же, те из нас, кто крещен, в соборной церкви клялись церковью святого Ильи в предлежании честного креста и хартии этой соблюдать все, что в ней написано, и не нарушать из нее ничего; а если нарушит это кто-либо из нашей страны – князь ли или иной кто, крещеный или некрещеный, – да не получит он помощи от Бога, да будет он рабом в загробной жизни своей и да будет заклан собственным оружием. А некрещеные русские кладут свои щиты и обнаженные мечи, обручи и иное оружие, чтобы поклясться, что все, что написано в хартии этой, будет соблюдаться Игорем, и всеми боярами, и всеми людьми Русской страны во все будущие годы и всегда. Если же кто-нибудь из князей или из людей русских, христиан или нехристиан, нарушит то, что написано в хартии этой, – да будет достоин умереть от своего оружия и да будет проклят от Бога и от Перуна за то, что нарушил свою клятву».
иван васильевичСыновья Святослава, а потом и Владимира показали, что такое права на престол в то время, впрочем в любое и в любой стране. Здесь что-то другое. Ольга, почему-то всех устраивала, или оказавшись в сложных обстоятельствах русы вынуждены были сплотиться вокруг того что есть.И сыновья Святослава и сыновья Владимира обладали силой (Дружины), а у Игоря и Святослава этого не было. Потому Игорь консорт, а Святослав как только создал дружину, объяснил что ему право "Старшей крови" по фигу.