Владимир В. писал(а) 10.11.2016 :: 09:58:27:Я предлагаю с момента Гостомысла.
Владимир В. писал(а) 10.11.2016 :: 09:58:27:Можно еще Чаку Зулусского вспомнить.
Не переживайте уже так то) Проблемой восприятия иных событий, как раз является непонимание контекста. Что по вам хорошо заметно. Что объединяет события в России того периода и события в Европе? Кризисные явления, вызванные с одной стороны Малым ледниковым периодом (он привел к похолоданию, в первую очередь в Зап. Европе, а потом и в России с середины 16 века неурожаи и голод, кошмарный голод в Новгороде - 1570, корабли занесли в ливонские порты чуму - 1571 год, еще и чума. Итог, значительное запустение земель, но не как итог опричнины - вывод Скрынникова), с другой процессом становления капитализма, естественно имели в России (а также, вообще, в Восточной Европе) свою специфику. Ряд известных стран Европы в рамках выхода из кризиса, создает колониальные империи основанные на использовании труда рабов (основной поставщик рабов - Африка), в Восточной Европе происходит усиление эксплуатации крестьян, количество дней, выделяемых на барщину возрастает. Развивается товарное хозяйство, происходит становление капитализма. Наступают времена более жестокие и более циничные, "Государь" Макиавелли, весьма неплохая иллюстрация всему этому. Также отмечено, что пик бесовщины в Зап. Европе, под названием "охота на ведьм", это как раз 16-17 века,. Мы наблюдаем разного рода идеологические "шатания" как попытку найти выход, в условиях неурожаев, голода, эпидемий чумы...
Франция:
"2 мая 1548 года начала свою деятельность Огненная палата Парижского парламента: в ее обязанности входило судить религиозных диссидентов. Так как юрисдикция палаты простиралась почти на половину королевства, то расследования по ее приказам проводились и в Орлеане, и в Турени, и в Оверни, и в Шампани, и в Сентонже. Под особый контроль попали парижские монастыри, и прежде всего монастыри якобинцев и августинцев: чиновники подозревали, что монахи упомянутых орденов проявляют к новым идеям повышенный интерес. На парижской площади Мобер запылали костры — на них сжигали священнослужителей и адептов новой религии: их объявляли еретиками и подвергали пыткам." Источник: Жан Мари Констан Повседневная жизнь французов во времена религиозных войн 2005 с. 72-73
"Классический «кризис средств существования», скорее всего, характерен для обширных равнин с сильно выраженной монокультурой, а также для центров мануфактурного производства (Бове, Руан, Амьен). Авторы исторических хроник отмечают тревожный ритм тех лет, полных невзгод и несчастий: в 1562 г. чума в Париже, в 1564 г. — в Лионе и в долине Роны, в этом обвиняют протестантов — это начало путешествия Карла IX. В 1580 г. — «жестокий коклюш», начало чумы и Большая чума в Марселе. В 1585 г. Летуаль отмечает «великую и жестокую чуму в Лионе, Дижоне, Бордо, Санлисе и большинстве добрых городов Франции». В Париже «она присутствует всегда и продолжается уже шесть лет, но она менее злая и жестокая». События в Пуату опустошают деревни. После снятия осады Парижа Летуаль отмечает в декабре 1590 г. высокую смертность в Париже: «Врачи говорят, что чума 1580 г. за шесть месяцев не убила столько людей, сколько за четыре месяца погубила лихорадка, вызванная плохим питанием, которое было у народа во время голода...», в частности, знаменитым «хлебом мадам де Монпансье». В марте 1595 г. целый месяц шли дожди и дул ветер, что привело к сильным наводнениям, реки вышли из берегов, «вызвав недостаток продуктов и их дороговизну, что вместе с войной принесло много бедствий бедному народу...»." Источник: Ливе Ж. Религиозные войны 2004 с.104
Неприглядная картина, которая наблюдалась и в России. Малый ледниковй период продолжался до конца 18 века.
Вот ряд объективных факторов, которые влияют на особенности процесса складывания централизованных государств в Европе того периода. Все было довольно жестко и жестоко. От завоевания Америки до религиозных войн во Франции, становление централизованного русского государства во многом было обусловлено борьбой с внешим врагом, которая закончилась победой и как итог, возникновением Российского государства, присоединением Новгорода в 1478 году (какой же это Гостомысл, окститесь). То, что Иван Грозный продолжил практику переселений, факт не требующий доказательств (см. Скрынникова указанную главу) Процесс конфликта внутри общества как в России так и во Франции, по указанным причинам, в основе своей имеет схожую природу, хотя конечно условия жизни в России отличались, были более патриархальны, да и классического феодализма здесь не было, отсюда особенности.
По поводу отношений власти и церкви - Франция:
"Недавние работы, относящиеся к Парижскому району, который был головой и сердцем конфликта, а также исследования Бургундии, Запада и Юга Франции, показали, что все участники исторических событий переживали эту драму по-разному: одни лишились всего, а другие наживались на войне. Сначала были ограблены наиболее активные участники конфликта — католическое духовенство и преследуемые гугеноты. Говоря об участи католической церкви, следует постоянно помнить рабочие гипотезы аббата Карьера, изложенные в его книге «Испытания французской церкви» (новое «Слово о несчастьях того времени»). Духовенство активно участвовало в борьбе. Атаке подверглись отдельные представители церкви и целые монастыри, а также сам принцип ее собственности. «Помня, что люди церкви являются лишь ее администраторами и должны будут давать отчет», духовенство вынуждено было пойти на уступки. Обычные и экстраординарные десятины, беспроцентные срочные или условные займы, назначения рент сопровождаются многочисленными потерями церковных доходов.
Все эти мероприятия, проводившиеся при Карле IX и Генрихе III, наполовину уменьшили недвижимость церкви и стоили ей по меньшей мере 20 000 000 ливров.Протестанты являются жертвами проскрипционных эдиктов, в результате которых пострадали если и не они лично, то их имущество." указ. соч. с. 108-109
Церковь страдает от борьбы католиков и гугенотов, также как от борьбы опричнины и земщины.
Можно сравнить
жертвы такого неприглядного явления, как опричнина, число которых Скрынников определял в 4 тысячи, и
только одной Ворфоломеевской ночи во Франциии, а это :
"
Только в Париже было убито 2000—3000 протестантов и еще 6000—10 000 в провинции. " указ. соч. с.24
Надеюсь, в свете вышеизложенного, у вас будет более правильное восприятие этой проблематики. Судьбу Новгорода в итоге, определила не столько опричнина сколько похолодание и голод... У событий во Франции и на Руси больше причин объективного свойства, чем различий, а в основе передел собственности..
"..Варфоломеевской ночи. В Париже папские нунции свидетельствуют: «Дома гугенотов были взломаны населением с невероятной жадностью. Кто-то из жителей в этот вечер потратится на лошадей, поставит в свой сарай экипаж, будет есть и пить на серебряной посуде, о чем никогда в своей жизни он даже не думал». Шестимесячный срок, который давался в начале эдиктом 1585 г., был уменьшен до трех месяцев, затем до двух недель, что привело к настоящему узаконенному ограблению гугенотов в тех областях, где они находились в меньшинстве. Уполномоченные короля опечатывают их имущество, кое-что продается за бесценок; во Фландрии гугеноты, «могущественные и богатые люди», переписывают поместья на детей. В 1587 г. в Париже растет недовольство: имущество гугенотов не было продано, Генрих III должен повелеть сделать это публично. То же самое происходит во времена Лиги с имуществом «политиков». Летуаль, говоря о крушении моста и отмечая гибель множества людей, добавляет: «Все это люди богатые и зажиточные, но обогатившиеся ростовщичеством и грабежами во время Варфоломеевской ночи и существования Лиги». Вернулось ли это преступно нажитое имущество к законным владельцам, которые нередко сами погибли или пропали без вести, или к их наследникам?
Куда идут деньги? Как обычно, они попадают к тем, у кого они уже есть, и кто, пользуясь инфляцией и стараясь избавиться от наличных денег в этот период нестабильности финансовой системы, инвестирует их в земельные участки."
указ. соч. с.108
И в том и в другом случае происходит оформление абсолюной монархии в итоге, естественно, с местными особенностями.