Zealot писал(а) 28.05.2013 :: 09:15:57:Обосновывалось это тем, что для удержания массы рабов в повиновении необходимо было серьезное техническое превосходство рабовладельцев над рабами, что могло быть обеспечено только с помощью огнестрельного оружия.
Улыбнуло.
Определенная логика здесь есть. 1 надсмотрщик с ружьем способен заменить 10 с кнутом. Для удержания массы рабов в повиновении нужен сильный аппарат принуждения. В эпоху господства на поле боя контактного боя, рабы имели шанс на бегство и даже на победу во время восстания (чему доказательство товарищ Спартак). Чтобы убить раба, солдату (пусть будет легионер) необходимо было приблизиться к нему и это давало рабу шанс также убить своего визави.
Огнестрел (дистанционное оружие) сводил шансы рабов до минимума. Раб вооружен орудием труда (кирка, вилы) ближнего боя, а надзиратели или каратели - дальнего. Человек может оказать сопротивление, имея хотя бы какие-либо шансы на успех. И только сумасшедший или невероятно смелый может кинутся на того, на кого направлен заряженный ствол (это нормальная психология).
Для того, чтобы держать массы рабов в повиновении и принуждать их к работе в античности необходим был мощный надзирающий аппарат. И это не картинки из учебников, где 10 рабов таскают камни, а 1 надзиратель щелкает их кнутом. После пары таких ударов, этот надзиратель бы уже валялся с пробитым черепом, а рабы бы разбежались по окресностям. Для принуждения необходимо было хотя бы двойное превосходство в количестве. А это делало саму систему малорентабельной или даже совсем нерентабельной.
Возможно, Уэстерман был прав, когда считал, что труд рабов в античности использовался в домашнем хозяйстве, где раб был помощником в быту, а не тягловой скотиной.
Zealot писал(а) 28.05.2013 :: 09:44:04:Раб существо развращенное, забитое и в то же время хитрое. Раб будет делать все, чтобы меньше работать и при этом не пострадать. Безусловно, будут те, кто будет работать хорошо и именно они станут вольноотпущенниками, а потом и в городе лавочку заведут. То есть стимулом для них является именно свобода.
А смысл отпускать на свободу раба, который пашет "на совесть"?