Kaviko
|
По большому счёту, жить в СССР было неплохо. Особенно, если вы адаптированы к этому образу жизни и другого не представляете, и у вас даже нет возможности запросто так съездить за границу и посмотреть, как там люди живут. Ну, использовался у нас бесплатный детский труд. Так это ж в общественных интересах, а не просто ради обогащения конкретного дяди Васи! С пятого класса мы впервые вышли на уборку колхозной картошки: бегали с вёдрами за копалкой. Один раз мы даже привлекались к ворошению сена, чтобы лучше подсохло. Ничего в этом смертельного, конечно, не было: работа на свежем воздухе, после которой наши съестные припасы лихо уничтожались в товарищеском тесном кружке. Ноющая вечерняя усталость в мышцах, так как хождение по мягкой земле очень здорово утомляет. В принципе, нормальный здоровый образ жизни. Другое дело, что на эту тему можно развести гнилую буржуазную демагогию: ах, да как же так – у вас дети работают даже не за еду! Так ведь эти дети – наши: что хотим – то и делаем; вас спросить забыли… Образ жизни у нас такой, господа: хозяйство – общее, всенародное, поэтому любую дыру затыкаем задницей всего народа. Бесплатно – мы ж все свои! Вот, скажем, строили в моём Лениногорске Камышлинскую котельную. Пока строили – на этом строительстве успели поработать работники со всех предприятий, причём, понятно,- в роли разнорабочих «подай-принеси-убери мусор». Как студент техникума, я отметился там два раза: зимой очищали стройку от снега, а осенью я там месяц кирпичи подносил, когда проходил 4-х месячную производственную практику. Прикрыл, можно сказать, своим телом нефтедобывающее предприятие. Тоже странная картина: у всех – план, но требуют дать людей в колхозы, на котельную, на уборку города и т.п. Причём требуют те, кто потом будет бить за невыполнение плана… В это же время в школе нас учили, что только разделение труда даёт скачок производства и технический прогресс! Честно сказать, удовольствие от такой работы можно получить, если делать её раз в год. А вот когда учащихся техникума возят на копание картошки каждый день в ущерб учёбе, то начинается некоторое раздражение: если в соседнем колхозе эту картошку копала тракторная «копалка», то почему в этом колхозе её надо копать ВРУЧНУЮ от леса и до горизонта полный рабочий день??? Для наращения мышечной массы? Ответ пришёл в ХХ1 веке: так ведь страна вас, городских, бесплатно учила – должны же вы чем-то ей отплатить! В этих колхозных работах самое противное – не сама работа, а сравнение. Наш народ не только завистлив, но и язва порядочная (может быть, это две стороны одной медали). Ах, вон Машка, белоручка, по одной морковке собирает! А Катька вообще не пришла – наверное, самая умная. У Мишки папа сами знаете кто – так он вообще не был ни разу за столько лет… Так что язва губит на корню всякое удовольствие, а для рабочего коллектива это гораздо более пагубно, чем для школьников: ведь он должен быть единой командой для выполнения конкретных задач. Вообще говоря, убирать урожай надо было не только на колхозных полях, но и в своём огороде. А в малых городах мы ещё сажали в поле картошку для себя. Посадка, прополка, окучивание, уборка – надо было сделать 4 ходки на поле за сезон. Когда появился колорадский жук, количество ходок увеличилось… Уборка своей картошки – вот это был действительно праздник души. Тут помогали друзьям и родственникам и даже соседям по участку – чтобы быстрей нагрузить грузовик и рвануть домой. Что может быть лучше хлеба с луком и салом на свежем воздухе под водочку, с кусочком варёной колбасы? Вот то-то же! Взаимовыручка, скреплённая спиртными напитками – вот тот самый цемент нашей нации. Без оного становится скучно, и ЖК-телек не греет душу. Вот, скажем, бывшие односельчане моих родители держали свиней, в пригороде. Звали резать. Собиралось несколько семей: мужики наваливались толпой на животное, бабы потом скоблили шкуру после паления. Затем готовилась селянка: кусочки лёгкого, сердца, и печени, поджаренные на сале убиенной хрюшки, с луком и картошкой, под самогоночку и душевные разговоры. Хоть ты 10 Ленд-Крузеров купи, но ТАКОЕ не купить ни за какие деньги! СССР так и не решил такую вот проблемку: из деревень в города перебирались миллионы людей, а советская наука не давала деревням взамен выбывших рук уборочную технику разного назначения. Вообще, можно сказать, наша деревня от ручного труда недалеко ушла. Ручная уборка силами горожан как бы сглаживала остроту проблемы, но, сами понимаете, в итоге получилось техническое отставание в с-х от развитых стран на безнадёжную величину. Наши тракторы и комбайны по сравнению с зарубежными стали совершенным отстоем, но эта проблема даже не замечалась, пока к власти не пришёл бывший комбайнёр Горбачёв и потребовал обновления. Ему пообещали комбайн «Дон-1500», но Миша успел потерять свою власть, и всё умерло. Такая картина была возможна по такой вот простой причине: не было обратной связи между производителями техники и заводами-фабриками-колхозами. ПАРТИЯ подгребла под себя абсолютно всё, а планы партии – планы народа, как было написано у нас на каждом заборе. Как же тебе идти против народа и доказывать, что там – не так, и там нужно обновлять??? Вроде как без тебя все всё знают и планируют, и не твоего ума это дело. Сиди себе тихо и делай, что скажут согласно плана. В капстранах такая вот обратная связь держится исключительно на коммерческом интересе, а у нас коммерция была запрещена. Вот и получалось, что всё решалось только и только через ПАРТИЮ: скажут – БАМ протянем, целину запашем, КамАЗ построим. Не скажут – так и будем продолжать выпускать автомобили моделей эпохи товарища Сталина. Непонятна также была политика по отношению к малым городам: мало того, что горожане убирали колхозный урожай,- так им ещё раздавали землю и саженцы от предприятий для занятия личным земледелием. Привычка к бывшему крестьянскому образу жизни, конечно, сильная вещь, но не пора ли было определиться, зачем вы, собственно, даёте людям возможность ехать в город: заниматься индустриализацией или сельским хозяйством, промышленным производством или выращивать свиней, картошку и др. овощи-фрукты? Если индустрией, то почему строите в малых городах заводы для низкоквалифицированного труда, без дальнейшей модернизации, компьютеризации и автоматизации??? Их продукция в ХХ1 веке стала никому не нужна – ни для обороны, ни для бытовой техники, ни для современного производства! (В моём городе было два таких военных завода: на одном бабы точили железяки в две смены, на другом – паяли платы вручную.) При СССР была прямо-таки железная стабильность: вот бабы точат железяки – и через 10 лет на этом же заводе они будут их точить. И через 20 всё будет точно так же: не появятся в малом городе новые технологии. Конечно, работягам на это глубоко плевать, они не горюют от того, что им не нужно изучать новую технику и горя в этом для страны тоже не видят. Но, чёрт побери, как же оставаться великой державой, если на тысячах заводов НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ десятки лет??? Так как малые города продуктами и товарами снабжались по остаточному принципу (что оставалось после крупных, то ваше), то была отличная возможность откладывать зарплату на сберкнижку. Т.е. денег, действительно, было навалом,- вопрос был только в том, где же купить на них то, что тебе надо. Да, в моём городе «стенка» из ГДР не появилась бы никогда, с учётом тех темпов развития. Тут всё решалось по системе блата: «ты мне – я тебе». И не так это просто, как кажется. Думаете, если девчонка устроилась продавщицей – так ей сразу все блага в руки?- да как бы не так! Надо выстроить целую систему отношений (если сможешь) – вот тогда будет тебе то, чего у других нет… Надо построить свой бизнес, говоря по-современному, а на это уходят годы! Перестройка разрушила всё то, о чём я тут наговорил, подменив взаимовыручку «чистоганом». Денег всем стало сразу же не хватать. Смена всей системы отношений (т.е. образа жизни целой нации), по определению, не может удовлетворить всех. Если в колхозе ты мог тырить комбикорма, выращивать на них домашнюю живность, то, таким образом, имел вполне «явный» доход, никак страной не учтённый. Из города приезжали «делегации» по несколько семей, которым надоело давиться в очередях за «колхозными костями», и покупали у тебя ту же свинью или корову, резали, делили на части, увозили (нет, ну какие крутые и сообразительные были у нас горожане!). Городские бабы покупали у крестьян шерсть или пряжу. Кто ж спорит, что для крестьянина это было очень неплохо?! И вот эта система разрушилась… Какой напрашивается вывод?- такой, что надо было изо всех сил поддерживать социализм, чтобы кому-то было комфортно? Какая жизнь – такие разговоры. Раньше у нас в городе осенью целый месяц продолжался обмен народной мудростью: как и что солить, мариновать, кто куда за грибами ездил и сколько собрал. Весной – как и что сеять, в какие сроки. Летом – кто и что полол, поливал, и что в твоём огороде украли. Так как моя мать занималась пряжей (в «обычной жизни» она у меня была токарем, на ЛАМЗ), то зимой у неё разговоры шли вокруг шерсти. Шерсть - это вообще отдельная тема. 100% населения зимой носили вязаные шерстяные носки и/или варежки. Бабушка со спицами и шерстяным клубком - это тоже наш символ. Но, прежде чем получить этот клубок, надо переделать столько всего разного! Для начала - съездить в деревню и купить шерсть. Потом бросить её в ванну и залить кипятком. Это не сказка, моя мать именно так и делала. (И не одна она, так как на рынке другие бабы тоже шерстяными изделиями торговали.) От кипятка в ванной поднимается тяжёлый дух, а вода была такая чёрная и жирная, что её, кажется, можно ножом резать. Но это только первая грязь... Потом мать пряла эту шерсть на педальной самопряхе в очень тонкую нитку. На пол горстями сыпались сухие крошки травы. Получалось несколько бобин пряжи. Далее нитки с каждых двух бобин с помощью той же самопряхи сматывались в одну, двойную, нитку на третью бобину. С этой бобины двойная нитка уже вручную перематывалась на столешницу - получалась так называемая мотушка. Я тоже этим занимался: помогал матери. Потом мотушки опять замачивались кипятком в ванной: смывалась вторая грязь, да и нитки между собой крепче схватывались. И, наконец, высушенные мотушки вручную перематывались в тот самый знаменитый шерстяной клубок. Тут уж одному никак, надо работать вдвоём: один растягивает мотушку на руках, а второй - мотает клубок. Если вы видели в мультиках или фильмах, как кошка запросто играет с шерстяным клубком - не верьте! Тут такой муторный труд, что, если вы себя жалеете, то кошку эту убьёте сами, нахрен, своей рукой. Дело не в том, что мы этим занимались, а в том, что не было ВАРИАНТОВ. Нет у тебя шерстяных носков – а в магазине только х/б, и зимой очень холодно. Так что или сам свяжи, или у моей матери купи, на рынке. Не содержишь огород – ну и покупай в магазине томатную пасту, рыбные консервы, комбижир, пакетики с супом-баландой, макароны, грязные крупы и… и всё! Мяса, фруктов в магазине нет, только на рынке, у частников. Я перечислил практически весь ассортимент своего города. А на собраниях и съездах – победные речи, похвальба о нашей индустриализации, которая фактически оказалась УБОГАЯ. Раз ты что-то жуёшь – и во что-то одет, так какие у тебя проблемы со снабжением? А раз нет проблем, то зачем планировать обеспечение населения? И вот не стало всего этого… Конечно, теперь можно говорить о сотовых телефонах, автомобилях, компьютерах; спорить, что лучше: плазма или ЖК. Но эти разговоры не годятся «для общего употребления». И шмоток кругом стало – завались, а то, чего много, не вызывает интереса. Действительно, скучно – и поговорить не о чем! Ну, разве только о том, в какой грабёж превратилась ипотека и какие ваще начальники козлы.
|