Цитата:Как бы то ни было, не должно, как мне кажется, сомневаться в том, что св. Фома распространил святую веру в землях Азийских по сю сторону к западу, ибо и ныне еще находится там страна, которую Магометане, отъявленные враги христианства, из презрения называют Киаферстан (Kiaferstan), то есть, земля неверных, a обитатели ее доныне именуют себя христианами св. Фомы, и хотя они почти совершенно забыли свое древнее христианство, но придерживаются еще некоторых обрядов, довольно показующих веру, коей держались их отцы, ибо, кроме того, что они крестят детей своих, изображают еще они на висках и на лбу три креста красного цвета, сандальным деревом.
Кафиристан - это, пардон, в Афганистане. Христиан там не было отродясь. Спутал падре с айсорами - бывает, если по слухам писать!
Цитата:Если же и не в самом начале христианства перенесено было евангелие в сии варварские земли, не сомнительно, что проповедуемое было оно вскоре потом. Знаменитый памятник, найденный в Китае, в 1625 г., вблизи города Сиганфу, неоспоримое доказательство слов моих, На нем означено, что через 600 лет после P. X., Сирийские священники, прошед всю Азию, возвестили закон христианский в сих отдаленных пределах мира, [87] куда единая ревность к славе Божьей увлекла их. Гайтон, древний писатель, происходивший от рода царей Армянских, свидетельствует, что в XIII-м столетии Татария была наполнена христианами, что самый император Татарский Кублай принял христианскую веру, и что брат его, Гаолон, христианин с давнего времени, вел войну за истинную веру с калифом Вавилонским, завоевал у Магометан Палестину, восстановил царя Армянского, изгнанного сими свирепыми врагами христианства, даровал спокойствие и свободу всем тем, кого неверные изгнали и выслали, и даже восстановил множество церквей на свой счет, производя все сие по просьбе царицы, жены своей, считавшей великой честью то, что она происходила от одного из трех царей, приходивших на поклонение к новорожденному Иисусу Христу.
Известное преувеличение о влиянии несториан на монгольских ханов, ничем не подтвержденное. Да, определенное распространение несторианство имело, но Хубилай христианином не был. Хулагу же (Гаолон) с халифом вел войну отнюдь не за идеалы христианства.
Цитата:Таким образом, о. Андрада, иезуит Португальский, путешествовавший в сии царства в 1624 г., нашел между обитателями их большое расположение к христианству. Он говорит, что y них были еще тогда некоторые понятия об наших таинствах, хотя весьма грубые и испорченные, и что они употребляли еще между собою нечто в роде исповеди, слабый остаток веры, некогда ими исповедуемой, которая мало по малу совершенно уничтожилась между ними в последствии.
При ближайшем рассмотрении - чушь собачья, т.к. местные религии, в т.ч. и развитые (типа зороастризма) имели много сходных институтов (покаяние - патет, обет - бадж и т.д.), которые иезуиты всегда старались выставить как следы христианства
Цитата:Правда, что ныне он уже более не гражданский, весте с духовной властью, но только духовный властитель. Но таково всегда бывает действие войн и возмущений, случающихся в государствах. Как бы то ни было, он, как я уже говорил, находится доныне в великом почтении y всех восточных народов, признающих его начальником их религии, и что особенно замечательно, он носит название Ламы, a сие слово по Татарски значит крест, и Богдои, завоевавшие Китай в 1644 г. и подчиненные Далай-Ламе в делах духовных, всегда, как я уже упоминал, носят на себе кресты, называя их ламами, и сохраняя к ним почтение необыкновенное, что доказывает достаточно бывшее некогда между [89] ними познание святых таинств, коих сей бесценный знак остался вечным памятником.
Бред, Lha ma - богиня-мать. Слово тибетское. Все прекрасно известно и нефиг читать всякий бред спятившего иезуита, наслушавшегося пересказов с пересказов пересказов.
Цитата:Кроме тех родов Татар, о коих я говорил, есть еще другие, называемые: Остяки, Братские, Якуты и Тунгусы (Ostiaki, Bratski, Jakuti et Tongusi), рассеянные по рекам и озерам, находящимся на пространстве земель от Сибири до земли Монгольской. Но как у всех сих народов одинаковая физиономия и один язык с Калмыками, то и должно полагать, что они суть разные отделившиеся орды от Калмыков, и что привыкнув постепенно к Москвитянам, они покорилась наконец им.
Бред - остяки, якуты и тунгусы НИКАКОГО отношения к монголам не имеют.
Цитата:Легко понять можно из описания различных Татар, обитающих в стране между Обью и Китаем, мною изложенного, что Москвитянам, поддерживаемых Казаками, не трудно было проложить себе путь от Сибири до великой империи Китайской, ибо не находили они ни кого, кто мог или хотел оспаривать у них власть над землею, и поелику первые покоренные ими кротостью и оружием Сибирские народы имели сношения со всеми ордами, рассеянными далее, то посредством их производили они свои открытия, и различными дорогами приблизились наконец к пределам Китая, где построили даже несколько крепостей, дабы вернее упрочить свои завоевания.
Так все же Китай не за Волгой начался?
Цитата:Самая отдаленная из сих крепостей называется Албазин. Она отстоит от Пекина не далее трех недель пути, а от Москвы до нее путь продолжается более трех месяцев. Находится она на реке Амур, подавшей повод к войне, которую ныне ведут Москвитяне с Китайцами. Те и другие присваивают себе право добывать жемчуг в упомянутой реке и ловить соболей, находящихся в величайшем множестве на острове, образуемом сей рекой. [91]
Насчет 3 недель и 3 месяцев - бред сивой кобылы. Гораздо дальше. А вот то, что Амур - граница на 1686 год - симптоматично, не находите ли?
Цитата:Поелику великое расстояние сего пограничного места от Москвы препятствует Москвитянам посылать достаточное количество войска для поддержания войны, которую близость Китая делает легкою Татарам, там властвующим, то Цари Московские рассудили, что лучше предложить условие, нежели подвергать войско всяким опасностям, которые необходимо надобно испытать ему, проходя до границ Китайской империи. Китайцы не отвергли сделанных им предложений. Они выслали посольство далеко за Великую Стену, разделяющую владения их от земель западных Татар, и присоединили к сему посольству даже двух Французских иезуитов, из числа тех, которые его христианнейшее величество послал, шесть лет тому, в сии отдаленные страны, дабы они служили толмачами (trucheman), уведомя притом Москвитян, чтобы и они прислали человека, знающего Латинский язык. Неизвестно до сих пор доподлинно, какой был успех начатых переговоров.
Речь идет о подготовке Нерчинского съезда, состоявшегося после неудачной попытки 1688 года только в 1689 году.
Цитата:Если судить по письму Немецкого офицера, который находился тогда в гарнизоне одной из крепостей вблизи Амура, и писал в Москву к одному из друзей своих, который по благосклонности своей показал письмо нам, то, по видимому, дела перепутались ныне гораздо более прежнего. Письмо писано было однакож прежде последних распоряжений Москвитян для получения мира, когда посланник их не достиг еще до назначенного ему Китайцами места переговоров, потому и полагаю я, что не должно слишком полагаться на то, что пишет офицер. Однакож помещу я здесь слова его, дабы показать, в каком положении были дела немного более четырех лет прежде настоящего времени. [92]
Речь идет об офицере Афанасии Бейтоне из крещеных в православие иноземцев, участнике Албазинского сидения.
Цитата:Соображение сих обстоятельств, которые не заблагорассудили, может быть, принять в уважение те, кто почитает путь из Москвы в Пекин неверным и трудным, может послужить к соглашению различных дорожников, составленных в течение многих лет, и изъяснить в то же время, почему разные послы, отправляемые от одного Двора к другому, употребляли времени на путешествие одни более, другие менее, так, что где одни ехали четыре и пять месяцев, другие едва успевали проехать в восемнадцать месяцев, как говорит о путешествии одного из них знаменитый и ученый Тевено, в собрании различных путешествий, им изданном.
Да, к 1686 году путь их Москвы в Пекин был уже неплохо известен.