Tang Ni писал(а) 16.11.2010 :: 21:53:21:Но какое?
Опять нужно смотреть в каждом конкретном случае. Например, у ибн Фадлана значение выявить вообще невозможно. Сам путешественник никак не называл население Булгарии. А термин "аль-малик ас-сакалиба" перекочевал в его сочинение из письма Алмуша. Почему Алмуш называл себя правителем славян - другой вопрос. Это могло быть, как отражением действительности (некие славяне были данниками Булгара), так и обычной в средневековье "декларацией о намерениях".
Tang Ni писал(а) 16.11.2010 :: 21:53:21:В источниках упоминаются осевшие в Сирии славяне, которые составляли группу сирийских сакалиба. Они говорили по-арабски, исповедовали ислам, но идентифицировали себя отдельно от арабов.
Весьма вероятно, что в этом случае это и были сирийские славяне.
Вывод: термин "сакалиба" в арабо-персидских источниках имел множество значений:
1) славяне (особенно в ранний период)
2) северные народы (спорно)
3) рабы-евнухи (довольно позднее значение и не обязательно обозначавшее славянских/европейских рабов)
Tang Ni писал(а) 16.11.2010 :: 21:53:21:А.М. Губайдуллин в своем докладе как раз касается многих особенностей строительства, потому это очень важный фактор.
Со всем уважением к Губайдуллину.
1) он лучший специалист по булгарской фортификации. Именьковцами, видимо, он занялся в недавнее время
2) Покойная Г.И.Матвеева - не менее авторитетный исследователь археологии Поволжья. При этом всю жизнь специализировалась именно на именьковцах. Она на основании керамики, типов погребений, остатков сельхозпроизводства, индустрии и т.д. ассоциировала именьковцев со славянами, допуская значительную примесь сарматского населения.
3) П.Н.Старостин - еще один авторитетный исследователь этого региона. Был несколько более осторожен в выводах относительно этнической принадлежности именьковцев. Но и он поддерживал версию о значительном славянском вкладе в именьковскую культуру.
К настоящему времени выявлено около 500 погребений. Из них 23 с обрядом трупоположения, 2 в виде кенотафов, остальные 475 - трупосожжение на стороне.
Из всех погребений с обрядом трупоположения только два аналогичны турбаслинской культуре Приуралья. Зато могильники с кремацией близки таковым волынцевской культуры.
Именьковская керамика имеет аналогии в зарубинецкой, черняховской, пеньковской и городецкой культурах.
Остатки серпов, аналогичные именьковским, зафиксированы на скифских, милоградских, юхновских, зарубинецких, постзарубинецких и черняховских памятниках. Истоки серпов такой формы уходят в эпоху бронзы Зап.Европы.
и т.д., и т.п.
Теперь по поводу строительства. Дело в том, что основным типом поселений именьковцев было неукрепленное селище. Поэтому делать выводы об этнической принадлежности именьковцев, анализируя немногочисленные остатки укрепленных городищ - непродуктивно.
Tang Ni писал(а) 16.11.2010 :: 21:53:21:Все, выхожу из игры!
А вот это зря.