Лисенок писал(а) 11.11.2010 :: 18:29:35:Я уже ответила по большей части.Вы правы, если хотите исследовать только лишь одно событие (любое, тут нет ограничений). Источник нужно рассматривать шире. С разных углов зрения подходить, тогда и найти много чего интересного можно.Главное, задавать побольше вопросов - ПОЧЕМУ? ЗАЧЕМ? ОТКУДА? - этому меня и учили в свое время - "Обсасывать" источник. Работать с ним досканально.Много тем для размышления появится и даже темы исследований новые будут.
Так вот ведь!
Ценность саг в том и заключается, что их записали (особенно бытовые) достаточно быстро после создания. Это более или менее цельные произведения, не разновременные по своему составу.
А, скажем, "Манас" - это такая каша, что мама дорогая. Берем в руки "Манас" и начинаем составлять новую историю Киргизии - с завоеванием Пекина, с древнекиргизским телеграфом и контролем над русскими землями с центром в Петербурге?
Эпос, как инструмент историка, это епархия исследователей всяких бесписьменных народов. Примеры приводил. А из былин, хоть убейся, ничего полезного вытащить нельзя - они настолько разноплановы, что выделить, что к чему относится, легче по другим источникам, нежели по ним. И "отношение народа" по ним также ни к чему восстановить нельзя - это позднейшие записи, сильно искаженные как фактически, так и с точки зрения отражения народных представлений об эпохе.
Например, Кирша Данилов (первая половина XVIII в.) запиал (откуда?) песнь о "Кумарском сидении" относительно осады цинскими войскам Кумарского острога в 1655 г. Бред сивой кобылы, простите за выражение - и каменные лавки там у казаков, и торгуют они, а черные богдои приходят их, таких гордых и трудолюбивых, завоевать, а потом из пушки выстрелили - и побежали враги...
Документов (русских) по этой осаде много. Очень детальных. Указано, кто как вел себя во время осады (поименный список), указано, как дейтвовали цинские войска. Кто чем был вооружен, почему Цины начали отступать от острога... И к песне (а прошло менее 100 лет) содержание этих документов не имеет никакого отношения.
У нас есть один такой кореист - Владимир Тихонов. Он пишет много, но не всегда в масть. По упоминаниям в корейских хрониках он написал, что корейские крестьяне убили кольями и мотыгами 800 тысяч (!) киданьских воинов. Но это полбеды - в хрониках эт ообъяснимо. Он сделал то, за что его многие крупные корееведы сильно перестали воспринимать - он реконструировал историю VI-VII в. для племенного союза Кая (он не оставил своих письменных источников, в отличие от Силла и т.д.) на основании ... семейных преданий рода Ким из низовьев р. Нактонган!