asan-kaygy
|
Позвольте но вот в Ботае раскопали много останков лошадей с характерным прикусом Учёные из Великобритании, России, Казахстана, США и Франции под руководством Алана Аутрэма из британского Университета Эксетера представили три доказательства, что лошади, кости которых в огромных количествах находят на раскопках в Ботае, были домашними. Среди авторов и российский палеозоолог Алексей Каспаров из петербургского Института истории материальной культуры.
Первое доказательство, кажущееся наиболее убедительным на взгляд неспециалиста, – это следы упряжи на зубах лошадей. Казахский археолог, доктор исторических наук Виктор Зайберт, и его американская коллега Сандра Олсен из Музея естественной истории имени Карнеги (они соавторы нынешней работы) впервые нашли такие признаки износа на вторых премолярах нижней челюсти ботайских лошадей ещё в 90-х годах прошлого века. Это параллельные канавки на зубах, которые протирают, иногда до дентина, удила упряжки. Чтобы оставить такие следы на очень жёсткой эмали зуба, лошадь должна ходить в упряжи несколько лет.
Следы износа на втором предкоренном зубе нижней челюсти лошади из раскопок в селе Ботай. По словам авторов, среди современных лошадей такие параллельные полоски встречаются лишь у животных, долгое время проходивших в упряжи. /Science/AAAS
Но некоторые коллеги учёных прежде возражали, что такой же след мог оставить и неправильный прикус лошади. Заранее не скажешь, оставят ли теперь скептики критику, но авторы статьи в Science утверждают, что следы на зубах, найденных во время раскопок в 2005–2006 годах, не оставляют никаких сомнений: их обладатели провели большую часть жизни, закусив удила. Были ли доисторические трензеля, мундштуки и пелямы металлическими или кожаными, сказать пока сложно, но этих коней точно водили под уздцы; скорее всего, на них ездили и верхом.
Примерно к 3500 году до н. э. лошади уже достаточно долго были у людей в услужении – может быть, не один век. Доказательство номер 2 в списке Аутрэма и его коллег – существенное анатомическое отличие ботайских лошадей от их диких соплеменниц. Была ли это целенаправленная селекция или, напротив, сожительство с людьми в какой-то степени ослабило давление на лошадей естественного отбора диких условий – неясно, но дикие и домашние лошади явно отличаются.
Учёные измерили целый набор параметров лошадиных ног вроде их длины и ширины на разных участках в костях из Ботая, костях диких лошадей, на которых охотились люди позднего палеолита, и костях из европейских поселений позднего энеолита, в которых находят стопроцентно диких лошадей (с домашними хоронили и сбрую, и даже повозки). На диаграмме, наилучшим образом разделяющей дикие и домашние популяции, ботайские лошади явно относятся к последним; например, у них более «стройные» ноги.
Наконец, третье доказательство – следы молока кобылиц в глиняной посуде доисторических ботайцев. Одна челюсть вполне могла и быть тем самым исключением, вот если бы там расскопали много таких лошадей и рассмотрели по все мпараметрам, то другой разговор.
|