@
Сармат Цитата:Ну иудаизм это понятно. Митраизм более менее тоже, философские воззрения там потом разбираются, а вот что это за древние восточные религии? В каких священных текстах и в каких источниках можно найти идеи или обряды аналогичные тем, что имеются в христианстве?
Идею Троицы найти в других религиях невозможно только лишь потому, что эта идея сама по себе является сугубо «продуктом» христианства, а точнее своеобразной философии этой религии. И надо заметить, что само христианство пришло к этой религии далеко не прямым и не быстрым путем.
С другой стороны, христианство представляет собой особый вид синкретизма, который поглотил, впитал в себя многие религиозные идеи и обряды как родственных ей религиям, так и язычества.
Всё дальнейшее написано с небольшой долей иронией, но, поверьте, Сармат, вовсе не легкомысленно и вполне обосновано (о последнем, судить, конечно. вам).
Итак…
Три источника и три составные части христианства.
Первый источник (или идейный предшественник христианства).
Орфические мистерии или культы наиболее популярных религий античности.Культ богов Исиды и Осириса – Египет, культ Адониса и Астарты – Сирия, культ Кибелы и Аттиса – Малая Азия, Таммуз – Вавилон. Так или иначе культ умирания и воскресения бога ярко был представлен в греческих мистериях, посвященных Дионису… Более подробный и полный указатель перечисленных культов можно найти в энциклопедической работе Фрэзера «Золотая ветвь».
Таким образом, люди античности были подготовлены к новой религии, которая смогла бы, с одной стороны, объединить все перечисленный культы, с другой – стать наднациональной религией. Последнее наиболее важно в силу того, что развитие римской цивилизации привело к смешению разных народов и даже, с учетом урбанизации, снижению национального самосознания. В I веке появляется «эсперанто» античности – греческий диалект койне, на котором говорили люди самых разных национальностей и которые вовсе не были греками. Сложилась интересная и до сих пор малообъяснимая ситуация, когда в огромной империи наряду с государственным латинским языком, применялся этот греческий диалект как среди рабов или низших сословий, так и среди аристократии. Даже Катон Старший, отъявленный реакционер и ретроград, который выступал против всего греческого, в уже зрелом возрасте выучил греческий, чтобы читать Платона в подлиннике.
Но, такая общая языковая среда способствовала тому, что орфические религии становятся той почвой, на которой благодатно взошли семена христианства.
Второй источник.
Культ Митры.Культ Митры был настолько схож с христианством, что, на мой взгляд, именно он явился той отправной идеей, на которой был создан миф о Христе. К сожалению, материалы о митраизме крайне скудны по двум причинам: обряды и идеологии культа передавалась изустно и, во-вторых, реакция христианства в борьбе с любым видом ересей в последующие века, привела к варварскому уничтожению всех возможных источников и документов конкурента христианства. Однако, я бы не сказал, что христианство боролось против митраизма, а, образно говоря, поглотила её как океан поглощает в себя огромный айсберг.
Может я ошибаюсь? Давайте проверим:
1. Этот бог часто изображается в виде мужчины средних лет, с пастушьим жезлом в руке и осущетсвляет спасение человека через жертвенные подвиги.
2. Рождение этого бога было чудесным, без участия отца (а по одной из версии от богини-девственницы).
3. Рождение этого бога празднуется в день зимнего солнцестояния. В ритуале используется дерево и свечи/лампады. Разыгрываются сценки рождения этого бога.
4. В сопутствующей легенде имеется концепция создания двух прародителей всех людей – мужчины и женщины, идея потопа с уничтожением всего человечества кроме одного праведника и его семьи.
5. Искупление человека произведено этим богом посредством жертвенной смерти.
6. В учении акцентируется примат и бессмертие души и её приоритетом над телом и всем материальным.
7. В сопутствующем мифе имеется легенда о Последнем Ужине, связанном с кровавой жертвой. Символическое поедание хлеба и выпивание вина предоставляет спасение поклонникам этого бога.
8. Обряд инициации (крещения) в культ этого бога связан с очищением через омовение.
9. Этот бог предписывает считать священным днем недели - воскресение.
10. Этот бог предписывает сопротивление чувственности. Проповедуется аскетизм.
11. Этот бог провозглашается милосердным помошником, который защищает и помогает своим поклонникам, несмотря на их злоключения.
12. Камень является важным атрибутом сопутствующего мифа.
Взято из:
http://unsorted.me/post829963.htmlК моему удивлению, в Инете наткнулся и на утверждения, что якобы митраизм вышел из христианства. Но что меня не удивило, что такую мысль высказывали каждый раз либо христианские священники, либо ортодоксальные верующие.
Здесь важно следующее замечание: митраизм, как и христианство не было с самого начала строго определенной религией. Тем паче, если мы вспомним её устную передачу. А потому мифология , культы и обряды митраизма постоянно развивались и изменялись. В самом конце, как я и указал ранее, они попросту влились в мифологию и обрядность христианства. Однако, то, что митраизм возник примерно ещё в IV - III веках до нашей эры подтверждено археологическими находками, так и свидетельствами древних авторов.
Таким образом, мифология митраизма существенно повлияла как на христианство, так и на формирование иудаизма, о котором речь впереди.
Отмечу здесь также факторы, которые привели к поглощению митраизма христианством, а не наоборот. Смешно, но ни один из этих факторов не связан с идеологией религией, а только с техническим исполнением веры. Так, к примеру, митраизм был очень замкнутой и строгой религией с тяжелой и многоступенчатой системой посвящения. Высокий моральный и нравственный облик последователей Митры не шел ни в какое сравнение с христианином, у которого нравственные принципы были в общем случае рекомендуемы, но не строго выполняемы. Можно даже сказать, что христианство – это облегченная версия митраизма.
Интересно также сравнить социальный состав последователей наиболее близких друг другу религий. В первую очередь, митраистами были солдаты римской армии. Причем, как правило – средний командный состав. Затем шли купцы и чиновники. Совсем небольшую часть составляли два антагонистических сословия: рабы и аристократы.
В христианстве же верующих солдат было, наоборот, крайне мало. Зато эта религия была широко распространена среди рабов, ремесленников и мелких представителей торговых слоев. Чуть позже, через институт вольноотпущенников, христиане проникли и в государственные органы империи.
Цитата:Вот этого я вообще не понял. Христианство зародилось ведь в Палестине. Как понять внепалестинское?
Если вы внимательно прочитали приведенный список идейных и мифологических принципов митраизма, то, надеюсь, что стало понятным, о каких внепалестинских источниках говорил автор указанной вами работы.
Третий источник.
Секта назореев иудаизма.Заметьте! Не сам иудаизм, а одна из его сект. Эту методическую ошибку делают постоянно при рассмотрении вопроса зарождения христианства. Она кажется не такой принципиальной. Но только на первый взгляд, а точнее – при ретроспективном подходе.
Если быть ещё более точным, то в зарождении христианства принимали участие две секты иудаизма: указанные назореи и ессеи. Если внимательно изучить доступные материалы, то мы обнаружим интересные совпадения между сектами, но я бы даже сказал – и крайне противоположные различия. История сект заняла бы очень большой объем, поэтому я сформулирую главное положение: протохристиане, несомненно, принадлежали назорейской секте, однако, если учесть, что в 325 году на никейском соборе подавляющее число епископов было представлено из Северной Африки, в том числе и Египта, то нельзя отбрасывать влияние и ессейский групп, остатки которых после подавления восстания в Иудее в 66-73 годах как раз и перебрались в Египет, где позже стали известны как «терапевты». А назорейская секта в то время, в основном, переместилась в Сирию, в Антиохию. Есть, правда, версия, что часть назореев также эмигрировала в Египет. Но, мне кажется, это не совсем обоснованным, на том основании, что первоначально, протохристианская община не была столь многочисленной, чтобы «разорваться» на две страны.
Зарождение мифа об Иисусе произошло всё таки в Антиохии, и только потом, одна из его версий попала в Египет. Я не могу это обосновать, кроме учета того, что автор первого евангелия очень плохо знал Палестину, а также культы и обрядность иудеев на «святой земле». Потому он допустил много принципиальных ошибок географических (таких как указание на несуществующий Назарет, или морем называя Генисаретское озеро), так и ошибок, связанных с культовой обрядностью иудеев.
Сочетание этих трех источников не только является основными идейными предшественниками христианства, но также и объясняет быстрое распространение новой религии по античному Средиземноморью.
Цитата:Может этот вопрос относится к религиоведению, а не истории, но всё же я не понял это. Как понять священное Слово, позволяющее созерцать Сущее. Вообще не понимаю этой идеи.
Честно говоря, я тоже не понимаю. Но здесь, наверно, мешает моё материалистическое мировоззрение.
Цитата:Какие это особенности могли заставить более менее единую церковь (ведь догматы общие уже были, имелись примеры закона о наказании упорствующих и т.п. ).
Я не очень доверяю так называемым «идеологическим» причинам объяснения разделения христианских церквей.
Католичество вынуждено было приспосабливаться к новой для себя роли и «условиям выживания»: религии без государства, в то время как православие Византии оставалось основой гражданского единения и государства. Ну, по крайне мере до 1453 года. А затем, как ещё Третий Рим - Российской Империи. Потому католичество в какой-то степени более гибкая и активная часть христианства в отличие от туповатого и пассивного ортодоксального православия.