Doderucca писал(а) 20.10.2010 :: 13:06:26:Ну, к примеру, А.Дюрер "Мученичество 10 000 христиан".Действующие лица одеты в условно античные и восточные костюмы, а в середине изображены два непонятных гражданина в модных тогда меховых кафтанах (т.н. Schaube). "Чудо состатиром" Мазаччо - все в боле-менее античных одеждах, но два второстепеныых персонажа - в итальянских куртках (вариантах дублета), но босиком. А. Поллайоло "Мученичество св. Стефана" - расстрельная команда одета уж как-то дюже разнокалиберно (один вообще почти голый, в одной набедренной повязке, и босой), второй стрелок слева (заводящий арбалет) - в итальянском коротком кафтане.Чем-то эти моменты объяснимы. Чем?
Дюрер - 15-16 вв. - Немецкое Возрождение, Мазаччо - 15 в. - Раннее итальянское Возрождение - кватроченто, Поллайоло - 15 в. - раннее Итальянское Возрождение - кватроченто.
Это не Средневековая живопись.
(На сколько я поняла речь шла именно о средневековье. Или нет?
).
Для Средневековья понятия живописи (как картин) практически не существовало. Все ограничивалось фресками, миниатюрами или росписями алтарей. Ну, плюс скульптура, лишенная потретного сходства.
Картины, жанровые - это период Возрождения. Причем в Италии он наступил ранее, чем в остальной Европе, - проторенессанс - дученто- 12-13 вв.
Ваш ряд можно продолжить: Паоло Веронезе (16 в.), Эль Греко (16 в.), ну Караваджио (16-17 в.). Да, если посмотреть их картины, то можно налюдать персонажи в разновременных одеждах - античность и средневековье.
Впрочем этому феномену есть объяснение.
Я позволю себе обратиться к творчеству Брейгеля - старшего. Посмотрите на его картину "Избиение младенцев".
Вот что по этому поводу пишет Н.А. Дмитриева:" Брейгель переносит евангельскую легенду в современную обстановку- прием сам по себе не новый: так делали и итальянские живописцы. Но подход у Брейгеля другой. Итальянцы через посредство мифа героизировали свою современность и соответственно ее приподымали. Они не столько даже переносили сказания Библии в современную обстановку, сколько самих себя и свой образ жизни проецировали на те мифические времена.. Брейгель же откровенно пишет нидерландскую деревню, крестьян и испанских ландскнехтов. Почему он называет это "Избиением младенцев"? - видимо отчасти, тут смысловой параллелизм (и ныне - хочет он сказать - происходит подобное тому, что творил царь Ирод), отчасти же "эзопов язык", маскировка политически острого сюжета" (Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Вып II. М.: Искусство, 1976. - С. 32-33)