mansur...
Новичок
Вне Форума
Сообщений: 7
|
”СЛАВЯНЕ И АРЬИ _ СОСЕДСТВО ИЛИ РОДСТВО ? ” Наталья Романовна ГУСЕВА, индолог, доктор исторических наук.
“Ученые стали уделять внимание древнейшей истории арьев, связывая ее с Восточной Европой, а западные ученые начали прослеживать сходство между санскритом и европейскими языками. Всеми было принято название “индоевропейская семья языков”, где частица “индо” вошла в это название вполне закономерно. Языковеды установили, что в языках литовцев и латышей сохранилось довольно много слов, сближающихся с санскритом, но наибольшее число таких схождений выявляется в славянских языках, и в том числе в русском. После ознакомления с приведенными примерами, необходимо рассказать об одном поразительном факте. В 1963 году в Москву приехал профессор санскритологии Д.П. Шастри. Впервые же дни работы с ним мы все с удивлением увидели, что он несколько раз пытался пояснить через санскрит услышанные им русские слова, а к концу его пребывания здесь он стал утверждать, что мы все здесь говорим на какой-то форме древнего санскрита. Началось это с того, что он услышал в гостинице “Россия” цифру своего номера – 234 и тут же перевел ее на санскрит: “двишата тридаша чатвари”, что вызвало вспышку его интереса к русскому языку. На протяжении всего нашего с ним общения мы непрерывно видели его попытки осваивать русскую речь путем сопоставления ее с санскритом. Вернувшись в Индию, он опубликовал статью на эту тему “Связь между русским языком и санскритом”. Имеет смысл напомнить ее.
«Связь между русским языком и санскритом»
Дурга Прасад ШАСТРИ.
Если бы меня спросили, какие два языка мира более всего похожи друг на друга, я ответил бы без всяких кол##аний: “Русский и санскрит”. И не потому, что некоторые слова в обоих этих языках похожи, как и в случае со многими языками, принадлежащими к одной семье. Например, общие слова могут быть найдены в латыни, немецком, санскрите, персидском языках, относящихся к индоевропейской группе языков. Удивляет то, что в двух наших языках схожи структура слова, стиль и синтаксис. Добавим еще большую схожесть правил грамматики – это вызывает глубокое любопытство у всех, кто знаком с языкознанием, кто желает больше знать о тесных связях, установившихся еще в далеком прошлом между народами СССР и Индии».
” Это дало повод распространению в печати спекулятивному использованию термина как “арьи, арийцы, арийская культура”, что вводит в заблуждение не только обычных читателей, но и политиков, писателей и других представителей общественности.
В публикациях встречаются утверждения, что даже славяне, и в частности русские, являются арийцами, потомками неких “благородных ариев”. И эта тенденция, к сожалению, расширяется, доходя до того, что в некоторых книгах стал встречаться лозунг “мы – арийцы!” и появились рассуждения на тему “арийского мышления”, “арийского мировосприятия” и т.п. И этот мотив стал всё чаще вплетаться в диспуты о национальной идее, о патриотизме и на другие подобные темы“. (Славяне и арьи )“…совершенно разные хозяйственно-культурные комплексы и признаются показателями того, что невозможно ни в коей мере говорить как о единстве славян и арьев, так и о том, что славяне являются “потомками арьев”. То есть это ошибка – утверждать, что славяне, прибалты или германцы являются потомками арьев.
Длительность общений со славянами в той древности была обусловлена природой – кочевья арьев ограничивались с востока Уралом. И когда они до кочевали до Черного моря, а затем, в III–II тыс. до н.э., ушли в сторону Индии, древние связи со славянами были прерваны. В силу давнего и близкого соседства славян и арьев и объясняется в славянских языках такое значительное количество сходных с иноязычными арьями элементов речи “.
Кажется невероятным предположение, что столь прославленный, многочисленный и воинственный народ скифов в одночасье был кем-либо истреблен.
Кляшторный обратив внимание на легенду тюрок- аринцев (хакасское племя) про борьбу со змеями с человеческими головами, сравнивал её с легендой о войне скифского племени невров со змеями, описанной Геродотом в IV книге его «Истории». Поэтому не случайно Страленберг задавался вопросом: «Не можем ли мы думать, что эти народы из числа потомков тех первых скифов, которые перешли из Азии в Европу, где они жили во времена Геродота» (Страленберг, 1888, с. 3-4). В Крымской деревне Ходжа- сала со слов местных татар записана соответствующая теме легенда, полностью повторяющая известный от Гередота сюжет о возвращении скифов после долгой отлучки и их битве с рабами, ставшими сожителями их жён. Интересно, что в этой легенде совершенно не упоминаются скифы, а всё действие происходит на подступах к Мангупской крепости.
Кочевые племена с переходом на оседлый образ жизни конечно же потеряли необходимость продолжать развитие элементов кочевой культуры, но и следов об этих элементах культуры, как, например, у тюрков не известно ни у одного иранского народа- в том числе и у осетин. Кроме того, и у известных ныне кочевых ираноязычных племен Афганистана, Ирана, чуждо употребление кумыса, конины и другие составляющие особенности этнокультурной среды скифов. Индоевропейцам-цыганам, которым не откажешь в вековых кочевнических традициях и любви к лошадям , также чужды эти элементы. Чужды они и кабардинцам-коневодам XIV-XVI веков. Безуспешны попытки ухватиться за соломинку , что будто бы пили кумыс, ели конину все народы, которые вели кочевой образ жизни, забывая при этом подкрепить свои слова хотя бы одним примером кочевого бесспорно не тюркского народа доителя кобылиц, пьющего кумыс, употребляющего в пищу конину. Ни в языке , ни в фольклоре индоиранских народов (будь то оседлые или кочевые) не отложился термин адекватный понятию "кумыс", начертанный на известной новочеркасской фляжке VII-VIII века, известный ещё Эсхилу и Страбону.
|