Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Страниц: 1 2 3 
Печать
Сравнение идеалов Христианства и других религий (Прочитано 20479 раз)
Игорь Юрьевич
Новичок
*
Вне Форума



Сообщений: 2
Сравнение идеалов Христианства и других религий
12.02.2010 :: 01:37:03
 
Добрый вечер. Ищу информацию на данную тему.
Если конкретней, то меня интересуют нововведения Христианства; Отличия от Иудаизма, восточных культов, культа императора, т.е. что нового вводится? Какие догмы и идеалы вводит Христос? Основываясь, в первую очередь, на Евангелии от Матфея.
Если есть возможность, то дайте ссылку на источник в котором можно эти различия подчеркнуть или на похожие работы.
Наверх
 
Юстиниан
Координатор
*****
Вне Форума


Историк

Сообщений: 5087
Украина
Пол: male

ХНУ, ХНПУ
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #1 - 12.02.2010 :: 01:45:11
 
Наверх
 
Владимир В.
Модератор
*****
Вне Форума


Mir konnst no a Weißbier
bringa

Сообщений: 12006
Беларусь
Пол: male
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #2 - 12.02.2010 :: 13:13:51
 
Вам придется поискать

"Религиозные традиции мира" в 2-х томах. М: КРОН-Пресс, 1996
Стюарт Дж.Холл "Учение и жизнь ранней церкви". Новосибирск: Посох, 2000
"Иисус Христос в документах истории". СПб: Алтейя, 2001
Поснов М.Э. "История христианской церкви". Любое издание
Бедуелл Ги "История церкви"
Томин О.П., "Философский аспект межрелигиозного диалога в римском обществе вo II-IV в."
(must have!!!)
Епископ Кассиан. "Христос и первое христианское поколение"
Свентицкая И.С. "Раннее христианство: страницы истории"
Иерей Владимир (Елисеев), "Православный путь ко спасению и восточные и оккультные мистические учения"
(must have!!!)
Поснов М.Э., "Гностицизм II-го века и победа христианства над ним".
"История ересей", сост. А .Лактионов

из патристики рекомендую:
Ириней Лионский "Против ересей"
Дионисий Ареопагит, "Сочинения"
Максим Исповедник, "Толкования на Дионисия Ареопагита"

Думаю, что почти все из перечисленного можно найти в сети. Если чего-то не найдете - пишите. Помогу.
Наверх
 

— Из твоей башки дерево, что ли, прорастает?
— Заметно? Его зовут Герберт. Я разговариваю с ним, когда чувствую себя одиноким… Xе-хе. Я пошутил… Его зовут Боб.
Игорь Юрьевич
Новичок
*
Вне Форума



Сообщений: 2
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #3 - 20.02.2010 :: 01:10:12
 
Спасибо большое!
Наверх
 
Бублик
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 151
Пол: male

СГУ
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #4 - 24.03.2010 :: 20:05:38
 
Юстиниан писал(а) 12.02.2010 :: 01:45:11:

спасибо за ссылочку Очень довольный
Наверх
 
Юстиниан
Координатор
*****
Вне Форума


Историк

Сообщений: 5087
Украина
Пол: male

ХНУ, ХНПУ
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #5 - 24.03.2010 :: 21:07:17
 
Здесь есть Патристика, Апокрифы, разные другие материалы: http://www.vehi.net/
Наверх
 
Бублик
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 151
Пол: male

СГУ
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #6 - 24.03.2010 :: 21:25:02
 
Игорь Юрьевич писал(а) 12.02.2010 :: 01:37:03:
Если конкретней, то меня интересуют нововведения Христианства; Отличия от Иудаизма, восточных культов, культа императора, т.е. что нового вводится? Какие догмы и идеалы вводит Христос?

и все-таки тема интереснейшая... может, ее немного подредактировать? например, в чем "заключалась "революционность" христианства; его новизна очевидна... почему христианство одержало победу над язычеством?
Наверх
 
Ярослав Стебко
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5872
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #7 - 18.04.2010 :: 13:04:02
 
Бублик писал(а) 24.03.2010 :: 21:25:02:
почему христианство одержало победу над язычеством?

Язычество - это пережиток родо-племенного строя. Попытки введения монотеизма делались и ранее, но не очень то успешно. В определённый момент христианство устроило власть.
Распространение его среди рабов отчасти культурный эффект, реакция на распутство Рима.
Наверх
 
ВМД
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 22
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #8 - 21.04.2010 :: 13:56:20
 
Язычество - это всё, что не христианство. Затем исключение сделали для иудеев и мусульман. Некоторые говорят, что язычество это политеизм, а хрестианство - монотеизм. Хотя если хорошо разобраться в религии древних словян то у них то же монотеизм - род создатель всего сущего, в том числе его основы - триглав, состоящий из прави, нави и яви. ВМД
Наверх
 
Ярослав Стебко
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5872
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #9 - 21.04.2010 :: 17:05:23
 
ВМД писал(а) 21.04.2010 :: 13:56:20:
Язычество - это всё, что не христианство. Затем исключение сделали для иудеев и мусульман.

Неверно. буддизм тоже не язычество, и синтоизм, и индуизм.
Наверх
 
Бобин Николай
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 48
Ташкент
Пол: male

ТашПИ
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #10 - 13.05.2010 :: 14:41:58
 
Ярослав! Очень приятно встретить вас на этом сайте. И куда же пропал автор потенциально крайне интересной темы. Кстати, хочу также поблагодарить Владимира В. За указанную литературу. Хотя, как мне кажется, здесь вопрос не совсем исторический, а тесно связан с философией вообще, и философией религии, в частности.

Поэтому изучение методически желательно начать не с Евангелий, а с конкретных различий христианства, которые указаны во многих работах, как философов, так и историков.

Я, естественно, начну с  тех, кто наиболее близок мне своим мировоззрением и методикой подхода, с Бертрана Рассела, который в свою очередь ссылается на Гоббса:

«Процесс роста христианства до Константина, равно как и мотивы обращения Константина, по-разному объяснялись различными авторами. Гиббон указывает пять причин:

«1. Непоколебимое и, если нам будет дозволено так выразиться, не терпящее противоречия усердие христиан, правда, заимствованное из еврейской религии, но очищенное от того духа замкнутости и неуживчивости, который, вместо того чтобы привлекать язычников под закон Моисея, отталкивал их от него.

2. Учение о будущей жизни, усовершенствованное всякого рода добавочными соображениями, способными придать этой важной истине вес и действенность.

3. Способность творить чудеса, которую приписывали примитивной церкви.

4. Чистая и строгая мораль христиан.

5. Единство и дисциплина христианской республики, мало-помалу образовавшей самостоятельное и беспрестанно расширявшееся государство в самом центре Римской империи»

1 Э. Гиббон. История упадка и разрушения Римской империи. М., 1883, ч. II, с. 3.»

Не могу добавить к приведенному списку, что-нибудь ещё, но важно всё же более правильно по приоритетам расположить эти пункты. На первое место я бы поставил пятый пункт, что и делает, кстати, английский философ:

«На последнее место Гиббон ставит «единство и дисциплину христианской республики». Мне же думается, что с политической точки зрения это была самая важная из всех указанных им пяти причин».

Для того, чтобы понять важность замечания Рассела, необходимо хорошо представлять как именно было организовано жречество язычества. Языческая религиозность носила, в большей степени добровольный и, если так можно выразиться -  самоорганизационный  характер. Выработанные веками принципы служения или молитв составляли бытийную основу общества, выраженную в ритуалах, культах и обычаях. Если взять самое раннее христианства начала второго века и сравнить его с состоянием на конец четвертого, то мы можем увидеть как постепенно, а главное – планомерно, многие языческие культы трансформировались в христианские. Выполнить такую работу в столь короткий срок могла только религия с хорошей организацией, в которой предусматривалось как решения возникающих проблем, так и их непосредственное исполнение.

Вспомним  также 325 год. Год первого Никейского Собора. На нем были приняты и зафиксированы первые догматы веры, а также определены какие Евангелия станут каноническими. Если учесть, что тогда общее число Евангелий составляло около трех десятков, то отказаться от  писаний, которые ранее считались  святыми и полностью достоверными, могли только  верующие в строгой иерархической организации, где важна определенная дисциплина исполнения, которые соответственно диктовали эпископы. Безусловно, сопротивление было всегда, и выражалось в так называемых «ересях». Однако, назовем это – «партийная»  организация раннехристианской церкви, давало ей огромное преимущество в сравнение с аморфным язычеством. Лишь в 362 году император Юлиан попытался создать конкурирующее в организационном смысле язычество, но время было уже упущено, либо его просто не хватило на очень короткий период правления императора-отступника. Очень точно Бертран Рассел сформулировал это главное преимущество или отличие новой религии от старых верований:

«Но как бы ни обстояло дело в действительности, неоспоримо, что даже тогда, когда христиане составляли меньшинство населения, они располагали своего рода организацией, что было для того времени совершенно новым явлением (хотя и обычным в наши дни); наличие такой организации превращало христиан в политически влиятельную группу, способную оказывать давление, которой не противостояли никакие другие группы, также способные оказывать давление».

На второе место я поставил бы первый пункт списка Гоббса. Агитация как общественное явление было широко распространено  в  Древнем Риме. Настенные надписи, возможно – устные объявления и призывы, то, что сегодня бы назвали пропагандой - широко использовали в предвыборных компаниях, при объявлении гладиаторских боев или других мероприятий. Агитационная направленность первых Евангелий берет своё начала как раз с этих устоявшихся явлений общественной жизни того времени. Добавив нетерпимость,  категоричность,  «правдивость»  и «истинность» веры, то впервые в истории именно христианство продемонстрировало пример эффективности организованной агитационной работы. Не сколько религиозные идеи, которые вовсе не были устоявшими и общеприняты, но твердая,  без всяких сомнений агитации стала главной движущей силой быстрого и широкого распространения новой религии.  Кстати, сюда можно отнести и третий пункт, который, на мой взгляд, выполнял больше агитационную роль, чем отдельное отличие этой религии от язычества.
Третье место занимает учение о будущей жизни. По свидетельствам историков первых веков, ранее христианство имело приверженцев в самых низших слоях римского общества, основу которых составляли рабы. Надежду на реализацию желаний в будущей жизни, праведного суда над жестокими господами делало христианство наиболее привлекательной религией именно среди наиболее угнетенных масс населения, которые составляли в то время значительную часть всего общества. Идеологи первых писаний сделали также всё, чтобы оправдать рабство и напомню, что официально церковь лишь в XIX веке его осудило. Поэтому, после рабов и ремесленников очередь дошла и до аристократических кругов. Кроме того, как замечает  Рассел, в то время орфические мистерии во многом были схожи с таким понимания загробной жизни. Поэтому этот пункт не совсем строг, когда мы хотим рассмотреть отличия христианства от других культов той эпохи.

Четвертый пункт я поставил бы под вопрос: чистая и строгая мораль христиан. У киников и стоиков мораль была не хуже и, даже, ещё либо более строгая, либо требовавшая многого для сохранения чистоты веры. В период же после 325 года, разврат и как моральная, так и политическая беспринципность стали наиболее характерными для того времени.

Для дальнейшей работы над темой приведу также характерные черты современного христианства, которые необходимо подробно рассмотреть, а также привести их историческое развитие, потому что, возможно, не все указанные черты были характерны для раннего христианства.

(Ссылка очень большая, поэтому укажу лишь название сайта: http://www.erbp.ru)
1. «Спиритуалистическое единобожие, углублённое учением о троичности Лиц в едином существе Божества. Это учение дало и даёт повод к философским и религиозным спекуляциям, обнаруживая глубину своего содержания в течение веков всё с новых и новых сторон (см. Троица)
2. Понятие о Боге как абсолютно совершенном Духе, не только абсолютном Разуме и Всемогуществе, но и абсолютной Благости и Любви (Бог есть любовь)
3. Учение об абсолютной ценности человеческой личности как бессмертного, духовного существа, созданного Богом по Своему образу и подобию, и учение о равенстве всех людей в их отношениях к Богу: все равно возлюблены Им, как дети Отцом Небесным, все предназначены к вечному блаженному бытию в соединении с Богом, всем подаются средства к достижению этого предназначения — свободная воля и божественная благодать.
4. Учение об идеальном назначении человека, заключающемся в бесконечном, всестороннем, духовном усовершенствовании («..будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный»)
5. Учение о полном господстве духовного начала над материей: Бог — безусловный Владыка материи, как её Творец: человеку Им вручено господство над материальным миром, чтобы через материальное тело и в материальном мире осуществить своё идеальное назначение; таким образом христианство, дуалистическое в метафизике (так как оно принимает две инородные субстанции — дух и материю), монистично как религия, ибо ставит материю в безусловную зависимость от духа, как творение и среду деятельности духа.
6. Одинаковая отдалённость как от метафизического и морального материализма, так и от ненависти к материи и материальному миру. Зло считается коренящимся не в материи, а в извращённой свободной воле духовных существ (ангелов и людей), от которых оно переходит на материю («Проклята земля в делах твоих», — говорит Бог Адаму. При творении же всё было «добро зело»).
7. Учение о воскресении плоти и о блаженстве воскресшей плоти праведников вместе с их душами в просветлённом, вечном, материальном мире
8. Учение о Богочеловеке — воистину воплотившемся и вочеловечившемся для спасения людей от греха, проклятия и смерти Предвечном Сыне Божием, отождествляемом христианской церковью с её Основателем, Иисусом Христом. «Бог вочеловечился, чтобы человек обожился» (св. Афанасий Великий).
Отсюда можно видеть, что христианство, исповедуя идеализм, уделяет большое внимание и материальному, стремясь к гармонии материи и духа. Оно не отрицает ни одной из сфер жизни, но стремится облагородить их все, считая, однако, лишь средствами к достижению человеком духовного богоподобного совершенства.

Кроме перечисленных черт, христианской религии свойственны:
1. Существенная метафизичность её содержания
2. Для католических церквей Востока и Запада — учение о непогрешимости церкви в вопросах догмата, в силу действующего в ней во все времена Духа Святого»

Насколько оригинальны приводимые черты для первых веков? Какие из них уточнялись позже и были ли они четко и точно сформулированы с самого начала, чем в приводимом перечне? Можно ли такие списки для наглядности составить для различных эпох, и будут ли они разными? Скажем, для конца второго, третьего, четвертого, пятого и так далее веков. Наконец, каковы были идеалы языческих религий или родственных христианству (например: митраизм), можно ли для них составить подобный список, хотя бы на начало четвертого века.

Ну, что, коллеги, любители, а может и профессиональные историки, не слишком сложные я задал вопросы?Подмигивание
Наверх
 

VERBA VOLANT, SCRIPTA MANENT
Ness
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 29

МСХА им. Тимирязева
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #11 - 12.08.2012 :: 19:44:42
 
Согласно индуистским представлениям, бог-отец(дух) и бог-мать(материя) порождают вселенную (сын). Это в общих чертах, имеются различия в терминологии. Чем вызвано отличие христианской троицы (бог-отец,бог-сын, бог-дух святой). Богоматерь тоже имеется, но в троицу не входит.
Наверх
 
Антон Самарин
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 373
Москва
Пол: male

МГУ им. Ломоносова
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #12 - 29.09.2013 :: 12:53:16
 
Рекомендую послушать эти лекции: http://www.youtube.com/results?search_query=%D0%BA%D1%83%D1%80%D0%B0%D0%B5%D0%B2...

Иудаизм не признаёт Христа как Мессию и Сына Божьего. Христианство - признаёт и вся логика строится от этого. Хотя логика в христианстве иногда условна, там есть таинства и парадоксы - "верую ибо абсурдно". Божественное "больше" земной логики.

Из нововведений, если можно так выразиться, Христос привносит Себя - кто со Мной, тот спасётся. Вне Его спасения нет.

Культ императора имеет, если не ошибаюсь языческую природу. А язычество - это уже поклонение демонам, падшим ангелам.
Наверх
 

Любое общество всегда состоит из трех страт: духовной, властной и материальной
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #13 - 29.09.2013 :: 13:10:21
 
Антон Самарин писал(а) 29.09.2013 :: 12:53:16:
Из нововведений, если можно так выразиться, Христос привносит Себя - кто со Мной, тот спасётся. Вне Его спасения нет.

Вот этого я не понимаю. Троицу, имхо, понимаю, а вот Христа - не понимаю.
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
EvS
Координатор
*****
Вне Форума


Интересуюсь историей

Сообщений: 10778
Пол: male
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #14 - 29.09.2013 :: 13:39:17
 
Эта Тема была перемещена сюда из История древнего мира по решению модератора EvS.
Наверх
 
Антон Самарин
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 373
Москва
Пол: male

МГУ им. Ломоносова
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #15 - 29.09.2013 :: 17:42:28
 
Алент писал(а) 29.09.2013 :: 13:10:21:
Антон Самарин писал(а) 29.09.2013 :: 12:53:16:
Из нововведений, если можно так выразиться, Христос привносит Себя - кто со Мной, тот спасётся. Вне Его спасения нет.

Вот этого я не понимаю. Троицу, имхо, понимаю, а вот Христа - не понимаю.


Христос - часть Троицы. Сын Божий принял мученическую смерть во искупление наших грехов. Принял наши грехи на Себя и пострадал за нас. Спустился в ад, сокрушил его и лишил силы. Сила была в неотвратимости. Все туда попадали. А Христос через Себя спасает. Причём судит не "по делом", а по Любви. "По делом" судит сатана. Отсюда у либеральной, во-многом теперь сатанинской (а раньше христианской), западной цивилизации такой культ закона Смайл

Собственно как именно Христос принял на себя грехи, сокрушил ад и открыл для нас Жизнь вечную - не известно. Это таинство. Но при этом неоспоримый факт для любого верующего христианина. В наличии таких таинств заключается Свобода, которой Бог нас наделил. Нет неоспоримых логических доказательств, т.к. если бы они были, не было Свободы и Веры, т.к. всё было бы очевидно.
Наверх
 

Любое общество всегда состоит из трех страт: духовной, властной и материальной
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #16 - 29.09.2013 :: 17:58:43
 
@
Антон Самарин

Спасибо, теоретическую часть я знаю Смайл.

Я говорю о понимании. В религиозных учениях многое уже достаточно понятно, учитывая современную научную картину мира.
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #17 - 29.09.2013 :: 17:59:54
 
@
Антон Самарин

Христос не может быть частью Троицы. Троица - триедина и не может быть разделена на части.
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Антон Самарин
Частый гость
***
Вне Форума



Сообщений: 373
Москва
Пол: male

МГУ им. Ломоносова
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #18 - 29.09.2013 :: 18:07:44
 
Алент писал(а) 29.09.2013 :: 17:59:54:
@
Антон Самарин

Христос не может быть частью Троицы. Троица - триедина и не может быть разделена на части.


Троица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух
Наверх
 

Любое общество всегда состоит из трех страт: духовной, властной и материальной
Алент
Гуру
******
Вне Форума



Сообщений: 5502
Казахстан
Пол: female
Re: Сравнение идеалов Христианства и других религий
Ответ #19 - 29.09.2013 :: 18:11:04
 
Антон Самарин писал(а) 29.09.2013 :: 18:07:44:
Троица: Бог Отец, Бог Сын, Бог Святой Дух

Я в курсе. Но они неразделимы и не могут быть частями. Это основной догмат христианства.
Наверх
 

"История может быть только всемирной"
Страниц: 1 2 3 
Печать