Jeeves писал(а) 09.01.2010 :: 20:18:25:Если не сложно приведите цитаты или ссылки, потому как ничего серьезного в плане военного сотрудничества между ФИнляндией и Германией не проиходило
Еще раз посмотрел работу В.Н. Барышникова "От прохладного мира...", там информации на сей счет более, чем достаточно. Если приводить цитаты, придется копировать сюда треть книги, что делать совесем не хочется.
Но для примера приведу некоторые цитаты:
Цитата:в Москве приходили к выводу о возможности перемен во внешнеполитическом курсе Финляндии. В данной связи представляет особый интерес анализ, сделанный одним из руководителей Наркомата иностранных дел, членом его коллегии Б. С. Стомоняковым. В его соображениях, направленных советскому полпредству в Хельсинки 27 апреля 1933г., говорилось: «За самое последнее время объективным ходом событий выдвигается как новый фактор в финляндской политике течение за сближение с Германией... Положение существенно изменилось с приходом Гитлера к власти. С одной стороны, гитлеровская политика экспансии на Восток повышает значение Финляндии для Германии... С другой стороны, лапуаские круги и близкие к ним коалиционеры, естественно, видят в гитлеровской Германии опору для фашизации Финляндии...» Далее в этом документе указывалось, что преждевременно все же делать заключение о готовности Финляндии связать свою судьбу с гитлеровской Германией в настоящее время, когда Германия «не только безоружна, но и изолирована больше, чем когда бы то ни было». Стомоняков считал тем не менее, что, принимая во внимание поддержание Финляндией весьма хороших отношений с Англией и Францией, надо имкть в виду «потенциальную возможность развития финляндской политики при известных условиях в сторону серьезного сближения с Германией».
Важно, однако, понять прежде всего позиции финляндского руководства в быстро менявшейся внешнеполитической обстановке. Президент Свинхувуд, у которого, как уже отмечалось неизменно были весьма сильные симпатии к Германии, вскоре выразил свой взгляд так: «Любой враг России должен быть всегда другом Финляндии. По своему существу финский народ является другом Германии». Что касалось находившегося у власти с декабря 1932 г. правительства Т. М. Кивимяки, то и в нем сильны были позиции сторонников Германии. Сам премьер-министр и заместитель министра иностранных дел Р. Виттинг особенно хорошо были известны своим германофильством...
Довольно существенную роль в возможной переориентации на Германию играло то обстоятельство, что основной командный состав финской армии состоял из числа тех, кто в прошлом был тесно связан с ней, прошел прусскую школу военного обучения н воевал в составе немецкой армии в годы первой мировой войны против России. В вооруженных силах Финляндии находилось почти 90 процентов таких офицером и генералов, а в Совете обороны страны - три его члена из пяти. Вряд ли необходимо доказывать, насколько это влияло на формирование военно-стратегических планов Финляндии.
К.Г. Маннергейм в то время, действительно, настаивал на союзе со Швецией.
Цитата:Но дело заключалось еще и в том, что активное проявление националистических настроений с ярко выраженной враждебностью по отношению к СССР переплеталось с действиями откровенно прогерманской направленности. Этого не скрывал даже финляндский посланник в Москве А. С. Ирье-Коскинен. 9 декабря 1933г. в беседе с Б. С. Стомоняковым он признал, что прослеживаются непосредственные связи с Германией. По его словам, «национал-социалисты ведут большую работу в Финляндии и пользуются большим влиянием в финляндских фашистских группировках», а «видные финляндские фашисты ездят в Германию для контакта и получения идеологических указаний». При этом Ирье-Коскинен констатировал, что «Германия проявляет вообще большую энергию в балтийских государствах».
Цитата:Теперь о визите К.Г. Маннергейма в Германию и Англию.
Затем Берлином начал ставиться перед Финляндией вопрос о необходимости дальнейшего расширения сотрудничества,250 и дело касалось, очевидно, возможности осуществления ею закупок вооружения в Германии. Об этом можно судить из сведений о поездке туда в декабре 1934 г. маршала К. Г. Маннергейма. Находясь в Германии в течение двух недель, он встречался прежде всего с Г. Герингом и с руководством вермахта,251 изучал вопрос о приобретении новейших немецких самолетов. Как теперь уже известно, характер состоявшихся при этом бесед имел весьма определенную направленность. Маршалу излагались, в частности, соображения об особой роли в войне авиации, поскольку, по взглядам германского командования, «Советский Союз нельзя разгромить без господства в воздухе».252
Документы личного архива Маннергейма показывают, что в 1934 г. он уделял значительное внимание действиям советской авиации, возможности ее проникновения в воздушное пространство Финляндии, соотношению на северо-западе сил советских и финских ВВС, проблемам подготовки немецких и иностранных офицеров в военной академии Германии.253 Можно предположить, что посещение маршалом Третьего рейха было непосредственно связано с изучением этих вопросов.
Общение Маннергейма с Герингом заложило, как стало ясно впоследствии, основы для их хороших личных взаимоотношений. А это был немаловажный фактор в цепи начавших активно развиваться германо-финляндских контактов. Кстати, в Москве обратили внимание на одно из весьма показательных публичных заявлений Маннергейма, сделанных в то время: «Финляндия не сможет оставаться нейтральной в будущей войне».254 Это являлось тем более симптоматичным, поскольку у него всегда весьма заметно чувствовались проскандинавские взгляды.
Обобщая итоги своего визита в Германию, Маннергейм отмечал, что «из заявлений министра Геринга и государственного секретаря Милха видно особое расположение к Финляндии».255 Маршал считал, что проявление благожелательности с немецкой стороны следует всячески стимулировать. 22 января 1935 г. в письме к президенту он просил представить к государственной награде ряд офицеров германской, армии, которые были связаны с осуществлением его визита. Такой жест, считал он, «усилит в дальнейшем интерес и расположение Германии по отношению к Финляндии».256
Вполне понятно, что поездка Маннергейма в Германию не афишировалась, поскольку, как отмечает финский историк К. С?лен, в Хельсинки не хотели «давать нового повода Советскому Союзу осуждать Финляндию за попытку искать поддержку Третьего рейха».257 К тому же «уравновешивающее значение» должны были играть визиты маршала в 1935 г. в другие западные страны летом в Англию и осенью во Францию. Один из существенных вопросов в ходе этих поездок сводился также к приобретению Финляндией новейшего вооружения.
О целесообразности сбалансированного подхода Финляндии к закупке вооружения у стран Запада Маннергейму дали понять в Германии. Здесь учитывались, естественно, политические соображения: не вызывать подозрений у Англии и Франции в отношении замыслов Германии. Геринг, в частности, сказал Маннергейму, что если Финляндия быстро пойдет на приобретение у них большого количества самолетов, то «было бы разумно осуществить также закупки их и в Англии».258 В свою очередь, имелось ввиду успокоить и Париж, поскольку, как информировал свое руководство Вуоримаа, «Германия вызывает у Франции довольно обостренное чувство, подобное тому, как у Финляндии Россия...»259 Надо было, следовательно, приобрести отдельные виды вооружения и во Франции.
Ссылки на источники можно посмотреть в работе автора.
Jeeves писал(а) 09.01.2010 :: 20:18:25:Так есть высказывание самого Гитлера. Вы разве об этом не знаете?
Мне бы доклады, а не высказывания...