Lion - Рыцарь Креста
+++
Вне Форума
Сообщений: 0
ЕрГУ
|
Re: Великая Армения
Ответ #11 - 06.12.2009 :: 17:38:27
Предположения об армянском происхождении Урарту (тут и далее термин используется для краткости и ясности, так-как государство с таким названием на самом деле не было) появились в XIX веке, после того как европейские специалисты на территории Армянского нагорья впервые обнаружили свидетельства о существовании государства Урарту. После изучения урартинских находок, ряд ученых высказались в пользу разного этнического происхождения населения Урарту (урартинцы) и собственно армян. Однако и в дальнейшем факты, свидетельствовавшие за отождествление Урарту с древней Арменией имели место. Видный мыслитель, доктор Гайк Асатрян например в 1939 г. писал: "Физиологические исследования (в частности, сделанные немецким ученым Фон Лушаном), постепенно доказали, что за 15 веков до Христа Малая Азия, Армянское нагорье, восточная часть Персии и Сирия населялись народом объединенного физиологического типа. <...> Этот этнос известен как арменоидный, протоармянский, алародский, кападовкийский, мало-азиатский, хиттитский".
Основной этап формирования научных основ "армянской теории" Урарту начался в 1960-е, в годы Хрущевской "оттепели" и относительной свободы в научных исследованиях ученых Армянской ССР. Приверженцы армянской теории (Мартирос Гавукчян, профессор Левон Шаинян, профессор Сурен Айвазян, академик Рафаел Ишханян, доктор Томас Дж. Самуелян, Анжела Терьян, Карапет Сукиасян, Артак Мовсисян и др.), для обоснования своей теории, в особенности пользуются следующими доводами.
1. Историографические:
-В четырехязыковых настенных надписях ахеменидского царя Дария Первого ("Бехистунская надпись", VI в до н.э.) названия Урарту и Армения используются как синонимы в разных языковых вариантах.
-Древние переводы четырех упоминаний Арарата (страны Арарат) в Евангелии (в частности, как Армении): так, некоторые исследования Библии [9], [10] пишут, что "Арарат, упоминаемый в Библии (Gen.8.4, 2 Kings 19.37, Isa 37.38, Jer. 51.27), в ассуро-вавилонских первоисточниках называется Урарту, и суть есть историческая Армения".
-Первой исторической надписью, называющей регион Армянского нагорья Арменией, является Шумерская надпись Нарам-Суена, датируемая 2260 г. до н. э., на тысячу лет опережающая первое упоминание Урарту.
2. Антропологические:
-По мнению антрополога Ф. В. Лушана, "армяне потомки древнейшей туземной расы Малой Азии, отстоящий свой тип от всех влияний на него семитов, греков и т. д.". Лушан называет найденные в Армянском нагорье древнейшие черепа арменоидными (armenoid). Физиологи Э. Шантр, Вирхов, Понтюхов, Тварянович в своих исследованиях также пишут, что Армянское нагорье с древнейших времен было населено арменоидами.
3. Лингвистические:
-Многие сторонники армянской теории указывают на то, что с древнейших времен армяно-арийские племена в Армянском нагорье поклонялись культу бога солнца Ар. М. Гавукчян, К. Сукиасьян, А. Терьян и др. показывают наличие в словах "Армения", "Арарат" и "Урарту" (а также в ряде основополагающих словах) общего индоевропейского корня "ар" (о существовании бога Ар у древних армян писал еще акад. Г. Капанцян в 1940-е). Идею существования обще-индоевропейского корня, значащего "огонь" Арев (Солнце), Арпи (Небесное светило), Арарич (Бог-создатель), Арарат (место Арара), Арян, Арта и др. поддерживают также акад. акад. Т. Гамкрелидзе и В. Иванов.
-Известные ныне 500 урартских надписей, выполненных клинописью, содержат примерно 350-400 слов, большинство которых урартские, а часть заимствовано из других языков. Самое большое количество заимствований иностранных слов в урартском - из армянского, примерно 70 слов-корней. В середине 1990-х историк Артак Мовсисян, представив частичную расшифровку урартских иероглифов, предположил, что они написаны на ранне-армянском.
-Структура урартского пантеона (в отличие от хурритского) рассматривается как типично-индоевропейская: "имена ряда урартских богов могут толковаться как армянские", что являлось причиной "решающей роли индоевропейского элемента населения в стране".
4. Географические:
Ряд ученых преобладание армянского этнического элемента на Армянском нагорье исчисляют с 4-5 тысячелетий до н. э., или, возможно, с более раннего времени. Частный случай этого утверждения встречается у академиков Т. Гамкрелидзе и В. Иванова, которые пишут, что задолго до появления Урарту армяне уже жили на Армянском нагорье, составляя население страны Айаса-Аззи. Современные сторонники армянской теории Урарту поддерживают теорию о миграции индоевропейских народов (Гамкрелидзе-Иванова).
Цитаты
-"Большинство исторических и текстовых доказательств поддерживают вывод о том, что Урарту, Арарат, Армения и Гайк разные имена одной и той же страны и народа". Томас Дж. Самуелян. "Armenian origins: An overview of ancient and modern sources and theories", by Thomas J. Samuelian, Yerevan, Iravunq, 2000, p. 14. -"У.Ф. Олбрайт как-то сделал интересное предположение, что имя вавилонского бога Нинурта может быть интерпретировано как "повелитель Армении" (то есть Арарата, Урарту), или властелин железа<...> Урарту- первое армянское государство". Проф. Лэнг Дэвид, Армяне. Народ-созидатель / Пер. с англ. Е.Ф. Левиной, М., Центрполиграф, 2005, 350 с., ISBN 5-9524-0954-7, с. 89-90. -"В этом исследовании мы впервые приводим некоторые древнейшие данные из клинообразных надписей о происхождении династии Ервандуни и имен ее представителей, указывающие, что страна Армина династии Ервандуни являлась продолжением Урартинского царства". Martiros Kavoukjian; "Armenia, Subartu and Sumer: Armenia, Subartu, and Sumer : the Indo-European homeland and ancient Mesopotamia", Montreal, 1989, ISBN 0921885008, Preface. -"Главным богом аборигенов Армении армян, начиная с 3-го тысячелетия до н. э. был могучий бог солнца Ар, который оставил глубокий след во всех сферах жизни армян. Культом главного бога Ар в том числе аборигены Армении всех веков соединяются и отождествляются с друг другом так, что любое отделение-отчуждение (например, скажем отчуждение урартов) становиться искусственным, антиисторическим". Профессор Левон Шаинян (Анжела Терьян. "Культ бога Ар в Армении" (на арм.), Ереван, Агванк, 1995, с. 3.) -"Интересно, что в урартских надписях отсутствуют как название Урарту, так и Наири. В ассуро-вавилонских надписях страна (Армянское нагорье) называлась Урарту или Урашту, что, должно быть, образовано от армянского имени гавара «Уруштуник» или «Рштуник», находящегося к югу от города Ван. Евреи в Вехтом завете топоним Урарту или Урашту упоминают как «Страну Араратскую» или «Арарат», что в действительности было одним из имен страны Армения". акад. Сурен Еремян, «Историческая среда образования армянского народа», «Гитутюн ев техника» (Наука и техника), журнал, на арм., Ереван, № 4, 1985 -Современный поэт, философ, историк и мыслитель Александр Варпетян называет Урарту "армянским государственным образованием".
|