Исторический форум (форум по истории)

Добро пожаловать, Гость. Пожалуйста, выберите Вход или Регистрация

 
Исторический форум
  Главная Правила форума Пожертвование СправкаПоискУчастникиВходРегистрацияОбщее сообщение Администратору форума »» переход на Историчка.Ru  
 
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать
Восточные культы в Риме в I-II веке. (Прочитано 4872 раз)
magister
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 55
Россия Барнаул
Пол: male

АлтГУ
Восточные культы в Риме в I-II веке.
14.11.2009 :: 17:15:55
 
Давайте немного обсудим такое явление в жизни римлян, как обращение их к Восточным богам.

Сразу хотелось бы оговорить хронологические и географические рамки. В хронологическом аспекте, чтоб сократить оббьем информации, возьмем  период I-II века н.э. В географическом плане ограничимся территорией Италии.

В античных источниках не раз можно встретить любопытные сведения о том, что римляне нередко отправляли культ кокого-либо из восточных богов. Подобные сведения можно найти в произведениях Тацита, Светония, Иосифа Флавия.   
Не редкостью это было как в Италии, так и в самом Риме. В Риме уже с конца Республики появляются храмы Исиды, Сераписа, а позднее и других богов пришедших с Востока. Популярны были и «Иудейские священнодействия». 
Некоторые античные писатели,  например Ювенал, не раз пишут о том, что римляне забывают родных богов и обращают свой взор к богам «прибывшим» с Востока.
В науке, на это  явление,   существуют  самые разные точки зрения. Нередко они отягощены идеологическим балластом. 
Что же побуждало римлян обращать свой взор к богам Востока? Это тем более интересно, что и христианство в городе Риме долгое время  использовало сходные пути проникновения, а затем и распространения в Риме  и  Италии.
Наверх
 

Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo
Интеррекс
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1913
Re: Восточные культы в Риме в I-II веке.
Ответ #1 - 20.11.2009 :: 22:13:56
 
magister писал(а) 14.11.2009 :: 17:15:55:
Что же побуждало римлян обращать свой взор к богам Востока?

Крах республики. Крах римской республики - это отказ Рима от европейской формы правления и переход к азиатской единоличной власти - к императорству. Власть стала азиатской, и культы стали азиатскими.
Наверх
 
magister
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 55
Россия Барнаул
Пол: male

АлтГУ
Re: Восточные культы в Риме в I-II веке.
Ответ #2 - 21.11.2009 :: 18:03:58
 
Ну,   далеко не так все просто. 

Что, касается формы правления,  то принципат был очень  долек от азиатской царской власти. Принципат долгое время сохранял многие элементы Республики. Естественно, мы не берем во внимание таких правителей как Калигула или Нерон. Хотя некоторые параллели с государствами Востока  провести можно.
   

Там более,  надо учитывать, что государство крайне не одобряло приверженность римских граждан к восточным культам. У Тацита, Светония, Иосифа Флавия не раз встречаются упоминания о высылке или ином наказании граждан, в том числе и представителей  высшей знати, за приверженность к тому или иному восточному культу. Власти не раз стремились «очистить»  город Рим  от храмов и служителе этих культов.
Лишь позже, и то далеко не всем восточным  культам, императоры будет  оказывать свое покровительство. Но в I-II веках такого не было, исключая полоумного Калигулу.
За принадлежность к некоторым культам грозили  самые  суровые наказания.
Но, несмотря на все это римские граждане,  и  зачастую отнюдь не простонародье становились последователями того или иного восточного культа.


Конечно, факт смены формы правления нельзя не учитывать. Но скорее этот фактор нужно рассматривать под другим углом. Сама римская религия менялась, появился и стал обязательным для всех императорский культ… Что, безусловно, не могло не сказаться на умонастроении части общества.
Наверх
 

Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo
Интеррекс
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1913
Re: Восточные культы в Риме в I-II веке.
Ответ #3 - 21.11.2009 :: 22:07:10
 
magister писал(а) 21.11.2009 :: 18:03:58:
Принципат долгое время сохранял многие элементы Республики

Это точно сказано. Сохранял элементы. А по сути был азиатской деспотией.
magister писал(а) 21.11.2009 :: 18:03:58:
Там более,надо учитывать, что государство крайне не одобряло приверженность римских граждан к восточным культам

Римское государство - это порождение римского народа. Народа хоть и европейского, хоть и склонного к республике, но всё же слишком имперского, чтобы остаться в рамках этой республики.  Приход в Рим азиатских форм власти - это результат внутреннего перерождения республики в империю. На момент, когда в Риме была установлена монархия, тамошние римляне по сути своей УЖЕ не были европейцами. Они уже отвергли былые республиканские принципы.
То есть на момент появления в Риме монархии римляне уже по сути своей были азиатами, то есть людьми склонными к имперским амбициям, к деспотической власти и к соответсвующим азиатским культам. И здесь не важно, что правительство не поощряло в Риме восточные культы - сами римляне уже были на тот момент восточными людьми и стремились быть азиатами, как в политике, так и в культах.
Короче: Культы стали азиатскими, потому что власть стала азиатской. А власть стала азиатской, потому что римляне, создав империю, стали азиатами.
Наверх
 
magister
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 55
Россия Барнаул
Пол: male

АлтГУ
Re: Восточные культы в Риме в I-II веке.
Ответ #4 - 22.11.2009 :: 08:49:17
 
Интеррекс писал(а) 21.11.2009 :: 22:07:10:
На момент, когда в Риме была установлена монархия,


Первое,  Принципат-  не монархия. Нельзя путать эти вещи, они не одинаковы. Эта истина давно существует,  и ни кем из серьезных ученых    не пытается  быть опровергнутой.

Интеррекс писал(а) 21.11.2009 :: 22:07:10:
Они уже отвергли былые республиканские принципы.


Второе, римляне очень долгое время не отвергали республиканские формы правления, хотя бы в виде идеологии. Республиканские настроения в обществе можно наблюдать еще при Марке Аврелии. 
И еще, римляне стали склоны к имперским  амбициям гораздо раньше, чем возник Принципат.


Власть стремилась всячески опереться именно на римские культы, на культ императора. Они стали  обязательными для всех, не соблюдение культа императора приравнивалось «к оскорблению   величия императора». А наказание за нарушение этого закона были самые суровые.

Уход к восточным культам с их мистериальным характером, распространением идей посмертного воздаяния,  и искупления, были для верхушки римского общества чем-то вроде протеста против существующей действительности.  Стремление выработать в себе  независимость от внешних обстоятельств, призрение к жизненными благам, и самой жизни, могло стать и действительно становилось основой протеста против существующей действительности. Внутренняя свобода, свобода выбора, становится центральной в произведениях многих римских философов I века. Ярким примером могут служить философские произведения Сенеки.   
Восточные  культы были принципиально иными, нежели традиционные боги Греции и Рима. Это были боги искупляющие  своими страданиями мир. В обществе наблюдалось глубокие  религиозное искание,   происходил поиск той религии, которая смогла бы удовлетворить потребность  человека в вере.  Не внешнем ее проявлении,  как того требовал культ императора. Многие восточные культы в центральных идеях были похожи между собой, это относится и к Христианству.  Они проповедовали принципиально иное отношение к вере, жизни.  И именно это привлекало к них людей самого разного социального положения.
Наверх
 

Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo
Интеррекс
Профессор
*****
Вне Форума



Сообщений: 1913
Re: Восточные культы в Риме в I-II веке.
Ответ #5 - 22.11.2009 :: 17:53:55
 
magister писал(а) 22.11.2009 :: 08:49:17:
Первое,Принципат-не монархия

А что это?
magister писал(а) 22.11.2009 :: 08:49:17:
Второе, римляне очень долгое время не отвергали республиканские формы правления, хотя бы в виде идеологии. Республиканские настроения в обществе можно наблюдать еще при Марке Аврелии

В СССР была советская идеология, а власть фактически принадлежала не Советам, а партийным вожакам.

magister писал(а) 22.11.2009 :: 08:49:17:
Многие восточные культы в центральных идеях были похожи между собой, это относится и к Христианству.Они проповедовали принципиально иное отношение к вере, жизни.И именно это привлекало к них людей самого разного социального положения


magister писал(а) 22.11.2009 :: 08:49:17:
Власть стремилась всячески опереться именно на римские культы, на культ императора. Они сталиобязательными для всех, не соблюдение культа императора приравнивалось «к оскорблению величия императора». А наказание за нарушение этого закона были самые суровые

Но при этом императорская власть была не против существования всех остальных культов. Позволялось верить во что угодно, если почитался и император. Исключением были христиане, не желавшие чтить императора как бога. Причём христиан было микроскопическое меньшинство, а поклонников восточных культов - огромное количество. Поэтому популярность восточных культов говорит не о протесте общества против установления императорского культа, а том что народ и партия едины.
Наверх
 
magister
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 55
Россия Барнаул
Пол: male

АлтГУ
Re: Восточные культы в Риме в I-II веке.
Ответ #6 - 22.11.2009 :: 18:59:29
 
Если вы считаете принципат монархией,  это ваше дело. Приравнивание принципата к монархии есть сильное упрощение.

Интеррекс писал(а) 22.11.2009 :: 17:53:55:
Поэтому популярность восточных культов говорит не о протесте общества против установления императорского культа, а том что народ и партия едины.



Ну,  как бы нет. Приверженность восточным культам, любым будь это Исида, Кибела или Христианство рассматривалось властью как «вредное явление». Конечно из всех христианство считалось самым опасным, но одним из… Из тех что,  прибыв с востока империи и распространившись проповедует новые идеи, идеи часто идущие в разрез с римскими нормами закона и традиций. 
Будь по вашему,  власть охотно бы открыла дверь  новым культам, так помогающим, по вашему мнению, ей управлять народом. А нет, все как раз иначе. Именно восточные культы и христианство, в том числе были тем религиозным протестом, на которое пошло общество в изменившихся условиях.
Наверх
 

Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
На Форуме


Никто кроме нас.

Сообщений: 42479
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Восточные культы в Риме в I-II веке.
Ответ #7 - 23.11.2009 :: 06:57:11
 
magister писал(а) 22.11.2009 :: 18:59:29:
Исида, Кибела или Христианство рассматривалось властью как «вредное явление». Конечно из всех христианство считалось самым опасным, но одним из…


Не соглашусь, период, когда христианство считалось опасной религией был довольно короток и по большей части связан с отмазками Нерона по поводу сожжения Рима.
Наверх
 

Хотим за Одина бухнуть - подкинь братве на пиво!..
magister
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 55
Россия Барнаул
Пол: male

АлтГУ
Re: Восточные культы в Риме в I-II веке.
Ответ #8 - 23.11.2009 :: 13:16:46
 
Христианство считалось опасным, вредным и недостойным суеверием довольно долго.  Почти три века, хотя конечно, что такое три века в масштабах вселенной….
Если вспомнить Деция, а позднее и Диоклетиана, то и  в этот период христианство так же подвергалось массовым гонениям. Еще при Деции немалая часть населения империи верила в те россказни, бытовавшие о христианстве. А обвиняли христиан в самых нелицеприятных вещах. 

Что, касается поджога Рима 64 года,  то уже Тацит не верил в виновность христиан.  Tac. Ann. 15-44.  И скорее всего в это вообще никто не верил….
Наверх
 

Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo
Zealot
Координатор
Представитель администрации форума
*****
На Форуме


Никто кроме нас.

Сообщений: 42479
Матушка Сибирь.
Пол: male
Re: Восточные культы в Риме в I-II веке.
Ответ #9 - 24.11.2009 :: 09:18:07
 
Озадаченмм, вероятно, что и впрямь заблуждаюсь.

Надо проверить.
Наверх
 

Хотим за Одина бухнуть - подкинь братве на пиво!..
magister
Продвигающийся
**
Вне Форума



Сообщений: 55
Россия Барнаул
Пол: male

АлтГУ
Re: Восточные культы в Риме в I-II веке.
Ответ #10 - 24.11.2009 :: 15:01:59
 
Ну, давайте посчитаем… 
Первое гонение на христиан на Западе произошли после знаменитого пожара в Риме, 64 год.  Будем считать это началом.
Хотя есть и более ранняя дата, но она менее достоверна. Светоний в жизнеописании императора  Клавдия пишет: ««Иудеев постоянно волнуемых Хрестом, он изгнал из Рима» (Claudius 25)». Непонятно, кто этот Хрест, и в чем заключались волнения иудеев.  Некоторые ученые полагают, что возможно это искаженное имя Христа, а беспорядки вызваны пропагандой евангелия.  Но это весьма спорная версия. 

Далее таких крупных процессов в городе  Риме не было, но были более мелкие. Например, при Домициане.  Христиане пострадали и при Адриане.  Самые известные мученики времен Адриана  это Поликарп и Иустин. Ну и конечно массовые гонения в Галлии при Марке Аврелии. 
Кризис третьего века так же не принес изменений в отношении властей к христианству. С середины III века происходит череда крупных гонений охвативших почти, а нередко и всю империю.    

Окончанием на Западе преследования христиан можно считать первое десятилетие IV века. Еще до эдиктов 311 и 313 годов в западной части империи гонения затухают. Но, на Востоке они продолжаются, и полное их прекращение можно отнести только к началу 20-х годов IV века.

Итак,  следуя этим данным можно посчитать,  если взять за начало 64 год, а как окончательное изменение отношения к христианам и прекращение преследования,   самое начало IV века, то выходит около 250 лет.
Наверх
 

Gutta cavat lapidem non vi, sed saepe cadendo
Переключение на Главную Страницу Страниц: 1
Печать